Боевые действия на Донбассе вынужденно поставили ВСУ в такие условия, когда пришлось использовать технику совсем не так как она проектировалась. Так произошло, например, с артиллерийским тягачом МТ-ЛБ, который в ходе войны был не только артиллерийским тягачем, но и бронетранспортером, и средством поддержки пехоты в наступлении и даже БМП.
В начале 1960-х годов командование советской армии поставило задачу перед конструкторами спроектировать вездеход для транспортировки грузов и артиллерийских орудий. Фактически военные хотели видеть универсальный армейский грузовик на гусеничном ходу.
Основная роль МТ-ЛБ — артиллерийский тягач для противотанковой пушки МТ-12 «Рапира».
В итоге в конструкторском бюро Харьковского тракторного завода в 1964 году был создан «Многоцелевой транспортер (тягач) легкий бронированный МТ-ЛБ» с дизельным двигателем ЯМЗ-238В мощностью 240 л. с. Общий вес машины составил 9,7 тонны, полезная нагрузка достигала 2,5 тонны. При этом тягач был в состоянии тянуть прицеп весом до 6,5 тонны. Броня была противопульной, из вооружения тягач нес только пулемет пехотного калибра — исключительно для самозащиты и возможного прикрытия артиллерийского расчета. Кроме того, МТ-ЛБ мог плавать, причем передвижение на воде осуществлялось за счет перемотки гусениц.
Серийное производство легкого тягача началось в 1966 году, и с начала 1970-х годов он стал основным средством доставки противотанкового орудия МТ-12 «Рапира». Машина полюбилась в войсках (получила прозвище «мотолыга»), и на ее базе было создано огромное количество модификаций — от БТРов до боевых комплексов. Так, на базе данного тягача были разработаны система ПВО 9А35 «Стрела-10», противотанковый комплекс 9М144 «Штурм-С», контрбатарейная РЛС 1Л219 «Зоопарк», САУ 2С1 «Гвоздика».
В полевых условиях большинство МТ-ЛБ получили самодельные противокумулятивные экраны.
На момент распада СССР Украине досталось 2090 МТ-ЛБ, которые стали настоящей «рабочей лошадкой» армии. К началу «нулевых» производство МТ-ЛБ в Харькове было потеряно, в России их производство освоили в Муроме.
С началом боевых действий тягачи стали активно использовать, при этом из-за недостатка легкой бронированной техники они вместе с БРДМ-2 массово поступали на вооружение вновь формируемых бригад и батальонов — прежде всего это касается батальонов территориальной обороны и мотопехотных бригад. В ходе войны машины массово дорабатывались в полевых условиях: прежде всего их превращали в квази-БМП, устанавливая чаще всего 23-мм ЗУ-23-2, а также крупнокалиберные пулеметы и даже автоматические минометы «Василек». Очень часто наваривались противокумулятивные решетки как дополнительная защита.
Мало того, в полку «Днепр-1» волонтеры минимум на трех МТ-ЛБ установили башню от БРДМ с пулеметом КПВТ на базу «мотолыги», получив таким образом собственный боевой вариант тягача.
Процесс изготовления боевого варианта МТ-ЛБ для полка «Днепр-1».
Безвозвратные потери МТ-ЛБ наших силовиков (включая трофеи боевиков) в боевых действиях в 2014-2017 гг. составили примерно 90 машин.
Уже с лета 2014 г. начались работы по восстановлению производства тягачей в Харькове, и одновременно стали восстанавливаться машины с хранения. Точное количество в войсках неизвестно, однако только в одной из торжественных передач техники в войска в начале 2015 г. их было 62 машины.
Еще с середины 1990-х годов харьковские конструкторы пытаются протолкнуть производство или модернизацию существующих машин МТ-ЛБ в варианте легкого БМП.
Одним из вариантов стал МТ-ЛБ-Р6. Этот вариант получил разнесенное бронирование в виде противокумулятивных экранов, новый дизельный двигатель мощностью 310 л. с. и, самое главное, — вооружение в виде боевого модуля с 30-мм автоматической пушкой ЗТМ-1 (советский аналог — 2А72) и спаренного с ней 7,62-мм пулемета КТ-7, 62 (аналог советского ПКТ). В качестве прицельных средств используются ПЗУ-7 и ТКН-4С. Также на башне машины было установлено 6 дымовых гранатометов из системы 902Б «Туча». Десант при этом составил 7 человек.
Боевой вариант МТ-ЛБ-Р6.
Дальнейшим продолжением стала модификация МТ-ЛБ-Р7, которая отличалась только вооружением. На этот раз конструкторы ХТЗ поставили боевой модуль БМ-3 «Штурм» с 30-мм автоматической пушкой ЗТМ-1, спаренным с ней 7,62-мм пулемётом КТ-7,62, двумя пусковыми установками ПТУР 9М114М «Конкурс-М» и вдобавок еще 30-мм автоматическим гранатомётом.
Все эти машины были произведены в единственном экземпляре и дальше опытных образцов не пошли. Зато следующая по времени модификация с боевым модулем КБА-105 «Шквал» (создан в конце 1990-х в качестве основного для модернизации БМП-1, устанавливается на БТР-3У) имела некоторый экспортный успех: в 2007-2009 гг. как минимум 26 машин, которые получили наименование МТ-ЛБ-МШ, поступили на вооружение армии Мьянмы.
На данный момент ни один из вариантов на вооружение ВСУ не принят.
Вооруженные 12,7-мм пулеметом ДШКМ «мотолыги» в 2015-2016 гг. являлись для мотопехотных батальонов основной легкобронированной техникой.
Более удачливыми оказались конкуренты — частная фирма НПК «ВК Система» из г. Васильков Киевской области, которая смогла предложить для вооружения армии санитарный вариант МТ-ЛБ. Машина под наименованием МТ-ЛБ-С в 2015 году была принята на вооружение — до конца 2016 г. было поставлено 22 машины, переоборудованные из армейских МТ-ЛБ. Были они в планах закупки и на 2017 г., при этом стоимость одной машины при государственной закупке составляет свыше 2,5 млн. гривен.
По сравнению с МТ-ЛБ внутренний объём корпуса машины существенно увеличен за счёт увеличения высоты десантного отделения. Также бронемашина оснащена оборудованием для оказания первой медицинской помощи (медикаменты, перевязочные материалы и жгуты, шины для иммобилизации, кислородный ингалятор КИ-4.02 и т. д.), лебёдкой с электроприводом и длиной троса 50 метров (для вытягивания раненых через простреливаемые участки местности) и 5 носилками.
Санитарный МТ-ЛБ-С в составе 28-й отдельной механизированной бригады.
Экипаж бронемашины — 2 или 3 человека (командир машины, механик-водитель и, при необходимости, санитар-носильщик). Машина может перевозить 4 тяжело раненных в положении лежа на носилках, 8 легко раненных в положении только сидя или 4 человек сидя и 2 лежа. Время погрузки-выгрузки одного раненого на носилках составляет не более одной минуты.
Есть варианты модернизации и от других фирм. Так, киевская фирма ООО НПК «Техноимпекс» на выставке «Оружие и безопасность-2015» продемонстрировала вариант модернизации МТ-ЛБ-Т-23-2 — фактически МТ-ЛБ с ЗУ-23, оснащённой бронещитом и новым прицелом. Интересным в этой модификации является то, что зенитную установку можно легко монтировать и демонтировать в полевых условиях при помощи специального разгрузочного приспособления с прилагаемыми аппарелями.
Вооруженный вариант «мотолыги» от «Техноимпекс».
Последним по времени вариантом модернизации МТ-ЛБ в боевую машину является проект «ТУР» от частной оборонной компании «КОРТ», который во многом напоминает харьковский вариант образца конца 1990-х годов и предполагает установку боевого модуля с 30-мм автоматической пушкой, пулеметом ПКТ, автоматическим гранатометом и противотанковыми ракетами, а также разнесенное бронирование.
Установка АГС-17 была типичной для начального периода войны.
Таким образом, можно говорить, что еще достаточно долго основным артиллерийским тягачом и базой для многочисленных машин останется МТ-ЛБ.
Однако на будущее стоит сосредоточиться на разработке новой платформы. Учитывая нынешние украинские реалии, это должна быть достаточно дешевая машина с бронекорпусом и двигателем, который станет стандартным для ВСУ — тот же Cammings или Deutz. Возможности для этого вполне есть.