Министр социальной политики Андрей Рева известен своими неадекватными заявлениями и часто попадает в различного рода скандальные ситуации. На сей раз Рева прославился заявлением о том, что граждане Украины, дескать, слишком много едят, поэтому им не хватает средств на жизнь, а доля расходов на питание в структуре доходов является непомерно высокой, если сравнивать, например, с Германией.
Короче говоря, жрать надо меньше — и будет вам счастье!
Столь глубокое мыслеизвержение министра не могло пройти незамеченным. Откровения Ревы вызвали в информационном пространстве бурную реакцию. Дошло даже до того, что кто-то предложил наградить его «высоким званием» лауреата премии «Золотая ж...па»!
Очередной бенефис Ревы имел место в эфире телеканала «112 Украина». Здесь чиновник высказал «глубочайшее мнение» о том, что расходы граждан Украины на питание слишком велики, поскольку они много едят. Тот факт, что потребление продуктов в Украине с 2013 года сократилось, по некоторым оценкам, на 50 кг в год на человека, социального министра совершенно не смущает. При этом Рева умудрился в плане обжорства сравнить Украину с Германией, что является, мягко говоря, не слишком удачным сравнением. Уж в Германии точно едят больше, чем в Украине!
В подтверждение скандальных эскапад Ревы ведущий телепрограммы озвучил статистику профильной ассоциации торговых сетей, в которой сказано, что украинцы стали тратить на еду больше, но меньше покупать продуктов, поскольку цены на основные продукты питания выросли.
Согласно статистке граждане Украины тратят 50% от доходов на еду, в Германии на продукты питания тратят 14%, а в Польше — 25%.
По мнению Ревы, причина кроется в том, что украинцы по сравнению с европейцами любят покушать.
«Когда мы говорим о том, что немцы тратят 14%, а мы 50%, то тут система приоритетов. Мой отец всю жизнь считал приоритетом хорошо поесть. Он считал, что можно в чём-то себе отказать, но здоровое полноценное питание очень важно. У наших людей есть такая историческая традиция — голодоморы, войны заставляли их относиться к проблеме питания не так, как в других странах», — пояснил министр.
По его словам, в Украине даже отношение к хлебу культивировалось в обществе, а вот у немцев, по его мнению, другой рацион.
«Немцы едят немного по-другому. У них другой рацион. Их культура питания очень отличается от нашей. Учитывая, что цены на продукты примерно одинаковы в Германии и Украине, они едят меньше не потому, что у них нет возможности, а потому что такая культура. И поэтому они тратят меньше по сравнению с нашими людьми», — сказал Рева.
По словам министра, в Украине существует историческая традиция, обусловленная Голодомором и войнами, согласно которой люди относятся к еде не так, как в других странах. Рева добавил, что украинцы могут отказывать себе во всем, но не в полноценном здоровом питании.
Повторим, что такое заявление министра Ревы вызвало взрыв вполне заслуженного негодования в медиапространстве.
* * *
Но оставим в стороне эмоции и покажем на цифрах и фактах, что министр Рева, мягко говоря, не совсем прав. Предварительно лишь обратим внимание, что Рева — министр именно социальной политики, а потому приведенные выше его откровения говорят, как минимум, о его служебном несоответствии. Собственно, никто не лишает Реву права придерживаться именно той точки зрения, которую он высказал, и вообще говорить все, что ни попадя, но вне указанной должности.
К тому же Рева, мягко говоря, некорректно подает информацию.
Действительно, в Германии доля расходов на питание в структуре доходов существенно меньше, чем в Украине. Но, по данным европейской статистики, средний доход в Германии после отчисления налогов и страховок составляет 2500 евро. В то же время средняя зарплата в Украине едва превышает 200 евро. Очевидно, что 14% на питание от среднего дохода в Германии — это в разы больше, чем 50% от среднего дохода в Украине. Особенно, если цены на продукты в Германии и в Украине одинаковые, как утверждает Рева.
Другое дело, что это утверждение Ревы об одинаковости цен является таким же неадекватным, как и многие другие его заявления.
Цены на многие продукты в Германии выше, даже значительно выше. Но даже это никоим образом не является аргументом в пользу скандальных заявлений Ревы. Ведь если учесть, что доходы среднего немца в 10 и более раз выше доходов среднего гражданина Украины, то доля расходов на питание в Украине все равно является огромной, что свидетельствует о бедности и крайней отсталости Украины.
Доля затрат немцев на питание намного меньше не потому, что в Украине много едят, а именно потому, что доходы в Германии значительно, в разы выше. Поскольку немцы тратят на продовольствие из своего семейного бюджета меньшую долю, то у них еще много остается денег на другие расходы. Они могут себе позволить большие расходы на одежду и другие непродовольственные товары, на отдых и развлечения, на театр и концерты, на медицинские услуги, образование и многое другое, о чем наши граждане даже мечтать не могут.
Кстати, Германия здесь не является показателем. В странах Бенилюкса и Скандинавии, известных своей огромной дороговизной, расходы на питание часто и вовсе составляют всего 10%, поскольку там очень высокие доходы.
Действительно, в Украине таки любят покушать, но дело совершенно в ином. Рева не понимает или умышленно игнорирует тот очевидный факт, что чем больше доходы граждан в каком-то государстве, тем меньше их относительные траты на продукты питания. И, наоборот, чем меньше доходы, тем большую их часть люди вынуждены тратить на продовольствие.
Например, украинские пенсионеры сейчас тратят на питание 70-80% своих пенсий, еще 10-15% — на коммуналку, причем это при наличии субсидий. Если же субсидий нет, то ситуация является катастрофической, поскольку жить будет не на что. На все остальное, включая лечение, денег у них практически не остается.
* * *
Бедность стала характерной чертой украинской действительности. А на фоне повального роста цен и тарифов слова министра звучат как откровенное издевательство. Расходы рядовых граждан на продукты действительно растут с каждым месяцем из-за роста цен, но отнюдь не из-за обжорства.
На данный момент в мире существуют различные методы оценки уровня бедности. Одним из наиболее часто применяемых является стандарт ООН, суть которого состоит в следующем. Если человек тратит на проживание и продукты менее 5 долларов в день, то есть около 150 долларов в месяц, учитывая не только питание, но и расходы на коммунальные платежи, проезд и прочее, то он живет за порогом бедности. Подобный метод можно заслуженно критиковать, поскольку долларовый эквивалент стоимости определенного набора товаров в разных странах существенно различается, да к тому же общепринятые в разных странах наборы товаров и услуг тоже различны, но все же подход при всей его приблизительности является простым, наглядным и дающим относительно адекватные результаты.
Итак, если использовать методологию ООН, то порогом бедности в Украине следует считать 4050 гривен в месяц, то есть150 долларов, если считать по курсу 27 гривен за доллар, которые заложены в бюджете как среднегодовой курс. Все, кто имеет доходы ниже этой черты, является бедным по критериям ООН.
Очевидно, что по этим критериям Украина — это страна тотальной бедности. По данным правительства, сейчас в Украине около 12 млн. пенсионеров, и 8 млн из них получают минимальную пенсию — 1300 гривен, причем в Минсоцполитики заявляют, что некоторые получают еще меньше — около 950 гривен. Это значит, что большинство пенсионеров живет за чертой бедности.
Даже если взять официально установленный прожиточный минимум, который сейчас в Украине составляет 1544 гривны, то по официальному курсу Нацбанка это около 57 долларов, или 1,8 доллара в день. Это почти в три раза ниже критерия ООН, применяемого обычно к отсталым странам Азии и Африки!
Из приведенных выше цифр видно, что минимум 8 млн пенсионеров имеют уровень жизни даже ниже установленного в Украине и без того нищенского прожиточного уровня.
А социальный министр в это время рассуждает об обжорстве граждан...
* * *
Данные ряда последних социологических исследований показывают, что из-за резкого роста тарифов и цен украинцы вынуждены экономить буквально на всем.
Например, по данным опроса Research & Branding Group, проведенного в июне 2017 года, 86% граждан заявили, что вынуждены «затягивать пояса» и экономить на одежде, обуви, а также на питании. Лишь 4% респондентов утверждали, что сегодня не экономят ни на чем.
По данным социологического опроса Киевского международного института социологии (КМИС) в мае 2017 года, лишь 50,3% украинцев полностью хватает денег на еду, а покупать одежду уже трудно. Лишь 27% ответили, что им хватает денег на еду, одежду и они могут немного откладывать. При этом 17,8% граждан не хватает денег даже на еду.
А вот оценка научного сотрудника Института социологии НАН Украины Виталины Буткалюк: «Каждый третий (34%) украинец говорит о том, что у него не хватает возможности на приобретение самых необходимых продуктов, и это не просто бедные, это нищие люди. О том, что не хватает необходимой одежды, говорит каждый четвертый (25%) украинец, о том, что не хватает необходимой медицинской помощи, — примерно половина (53%) украинцев. А если говорить о потребностях более высокого уровня, то примерно у половины украинцев не хватает возможности проводить полноценный досуг и полноценный отпуск».
По официальным данным, за три последних года украинцы сократили потребление всех продуктов. Годовое потребление мяса среднестатистическим гражданином снизилось с 62 кг в 2013 году до 56 кг в 2016 году.
В целом за три года среднестатистический украинец стал есть продуктов на 4,3 кг в месяц меньше. То есть, по сравнению с 2013 годом, среднегодовое потребление продуктов питания сократилось на 50 кг. Прежде всего экономят на рыбе, мясе, чае и кофе. За последние три года потребление рыбы и рыбопродуктов среднестатистическим гражданином сократилось на треть. На втором месте по сокращению — фрукты, ягоды и орехи, потребление которых снизилось на 19,5%. Потребление сахара за три года снизилось на 10%, растительного масла — на 11,8%, картофеля — на 5,6%, овощей и бахчевых — на 2,1%, хлеба и хлебобулочных изделий — на 7,8%.
Сам факт снижения потребления хлеба говорит о многом. Ведь хлеб у нас издавна считается главным продуктом, и недостаток или недоступность других продуктов компенсировались увеличением потребления хлеба. Если народу уже хлеб не по карману, то дальше уже катиться некуда!
Что тогда говорить о других, более дорогостоящих продуктах питания, прежде всего о мясе. По данным торговых сетей, в супермаркетах Киева телятина стоит от 120 до 140 гривен за 1 кг, свинина — от 130 до 150 гривен. В целом за последние полгода цены на мясо выросли на 20%.
На этом фоне высказывание министра Ревы о том, что народ много жрет является цинизмом и глупостью в одном флаконе.