В маниакальном стремлении сэкономить бюджетные средства, не потревожив шкурные интересы олигархов и правящей верхушки, «демократическая» власть доходит до идиотизма, который не позволяли себе даже Янукович и компания. Коломойский выводит миллиарды за рубеж, «Укрзалізниця» закупает дизельное топливо значительно дороже рыночной цены — и это лишь «малая толика» того, что разворовывается в стране. Но на таком наглом воровстве «экономить» неинтересно, наоборот, многим не экономить на таком как раз очень даже интересно. Зато сэкономить на копеечных студенческих стипендиях, что сродни экономии на спичках, — это самое оно.
Не успело правительство Гройсмана попиариться на принятии очередного, ни к чему не обязывающего плана мероприятий по борьбе с бедностью, как тут же принялось «бороться с бедностью», отбирая стипендию у студентов. Впрочем, упразднить стипендии с 2017 года намерено пока не правительство в целом, а Министерство финансов. Именно оно решило проявить «дурную инициативу» в вопросе экономии на стипендиях. Напомним, что министерство это недавно возглавил некто Александр Данилюк, успевший отметиться в скандале со своей декларацией о доходах и принадлежащем ему имуществе, и, несмотря на показушную борьбу с коррупцией и прочие «люстрации», сей индивид продолжает возглавлять главное финансовое ведомство страны.
Но думается, что вряд ли Министерство финансов намеревалось пойти на такую серьезную и резонансную меру, как лишение студентов стипендии, без ведома высшего руководства Кабмина, включая премьера Гройсмана и профильного гуманитарного вице-премьера Розенко. Но если подобные инициативы генерируются министерствами без ведома высшего кабминовского «генералитета», то это служит наглядным подтверждением слухов о том, что в реальности Гройсман управляет далеко не всеми процессами и персонажами во вверенном ему правительстве. Впрочем, это отдельная тема.
* * *
Скандал вокруг стипендий начался двумя информационными поводами.
Заместитель главы парламентского Комитета по вопросам образования и науки Александр Спиваковский сообщил, что Министерство финансов предложило Министерству образования и науки перевести обучение в магистратуре исключительно на контрактную основу. «Парламентский комитет выступает против уменьшения бюджетного финансирования образовательной системы», — заявил парламентарий.
Скандал разгорелся еще сильнее после того, как интернет-издание «Украинская правда» опубликовало ответ Министерства образования на свой запрос. Из документа следует, что проблема глубже и серьезнее, поскольку речь идет не только о магистратуре, но и о введении новых подходов к начислению стипендий, грозящих тем, что многие студенты без оных стипендий останутся.
Как следует из ответа в адрес «Украинской правды», в рамках подготовки запросов к проекту государственного бюджета на 2017 год Минфин направил соответствующее инструктивное письмо Министерству образования и науки, которое является распорядителем средств государственного бюджета, выделяемых на образование и науку. Кроме того, речь идет о предложениях по прогнозам государственных бюджетов на 2018-2019 годы.
Инструктивное письмо сопровождалось рекомендациями, среди которых имеется следующая новация. Министерство финансов уведомило Министерство образования, что на 2017 бюджетный год расходы на стипендию предусмотрены только для учеников и студентов из числа детей-сирот, детей-инвалидов I-III группы, детей, лишенных родительской опеки, и детей из семей, которые получают помощь в соответствии с Законом Украины «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям». Также стипендия предусмотрена для аспирантов и докторантов.
Иными словами, если указанные рекомендации Минфина будут реализованы на практике, уже с 1 января 2017 года подавляющее большинство студентов бакалаврата и магистратуры останутся без стипендий. Отметим, что студенческая стипендия в высшем учебном заведении составляет, в среднем, чуть более 800 гривен. Кстати, получают ее далеко не все. Стипендии не получают студенты многочисленных полностью коммерческих вузов, не имеющих государственного финансирования. Необходимость в таких вузах — это отдельный вопрос. Кроме того, значительная часть студентов, имеющих недостаточные показатели успеваемости, даже в государственных и финансируемых из госбюджета вузах тоже стипендии не получают. Это к тому, что, в конечном итоге, расходы на стипендии являются не столь уж большими, чтобы затевать скандал на социально болезненной теме с непредсказуемыми последствиями. Думается, что даже незначительное сокращение воровства и коррупции в сфере государственных закупок, финансов, на таможне и в налоговой сфере позволит с лихвой компенсировать расходы государства на стипендии.
В Министерстве образования заявили, что инициативу Минфина не поддерживают и не намерены разрабатывать нормативно-правовые акты, направленные на снижение уровня обеспечения стипендиями учащихся и студентов.
Несогласие Министерства образования с указанными планами вполне объяснимо. Отмена стипендий может повлечь падение количества желающих получать образование, что, в свою очередь, повлечет сокращение персонала вузов и самих вузов.
Позицию и опасения работников образования хорошо выразил ректор Киевского политехнического института Михаил Згуровский: «Для многих студентов стипендии — это единственный способ выжить, а если их отменить, то за бортом окажется более 60% ребят».
* * *
Кроме того, в СМИ появилась информация о планах по реформациям в сфере стипендий. Речь идет о двух видах стипендий: академических и социальных. Академические стипендии будут выплачиваться за некие реальные достижения, и их размер будет довольно высоким. Социальные стипендии будут назначаться социально незащищенным и малообеспеченным студентам.
Собственно, именно так сейчас и происходит. Студенты, не имеющие «троек», стипендию получают. Если успеваемость ниже необходимой для получения стипендии, но студент относится к социально незащищенным и/или малообеспеченным слоям населения, стипендия ему также начисляется. Зачем, что называется, «городить огород», если предлагается ввести вроде бы то же самое, что и сейчас?!
Но все дело в том, что как раз не то же самое! Обратившись еще раз к ответу Министерства образования на запрос «Украинской правды», читаем: на 2017 бюджетный год расходы на стипендию предусмотрены только для учеников и студентов из числа детей-сирот, детей-инвалидов I-III группы, детей, лишенных родительской опеки, и детей из семей, которые получают помощь в соответствии с Законом Украины «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям». Таким образом, средства закладываются только на социальные стипендии для малообеспеченных. Средства на «довольно высокие академические стипендии за реальные достижения», о которых любят поразглагольствовать иные эксперты, закладывать не планируется.
К тому же непонятно, что обозначает формулировка «действительно высокие достижения» и что значит «довольно высокая стипендия», которую якобы будут давать за «действительно высокие достижения». Подобные мутные идиомы открывают широкие возможности для манипуляций.
Поскольку разгорелся скандал, министру финансов Данилюку пришлось объясняться с общественностью. Отвечая на вопросы все того же интернет-издания «Украинская правда», он поведал следующее: «Мы предлагаем поменять подход к выплате стипендий. По сравнению с другими европейскими странами Украина — уникальная страна. Стипендии получают практически все».
Далее Данилюк озвучивает указанную выше новацию, состоящую в том, чтобы разделить стипендии на две составляющие.
«Первая — это социальная поддержка малоимущим слоям населения, в частности детям-инвалидам. И, кстати, администрироваться она должна Минсоцполитики. Вторая — это академические стипендии, которые будет получать ограниченное количество людей в вузах». В противном случае, по его мнению, «это размазывание денег тонким слоем».
«Возможно, есть люди, которые больше их требуют — наименее защищенные слои населения. Те же пенсионеры или инвалиды, например», — добавил Данилюк.
В связи с бенефисом персонажа, занимающего пост министра финансов, возникает целый ряд замечаний. Прежде всего, опять обратим внимание на тот факт, что в ответе Министерства образования говорится: Минфин настаивает на том, что стипендии будут начисляться только малообеспеченным. Ни о каком «ограниченном количестве людей, получающих академические стипендии», речи нет, то есть средства на них в бюджет закладывать Минфин не собирается. Похоже, Данилюк юлит, пытаясь погасить скандал.
Идея о том, что одними стипендиями, конкретно социальными, будет заведовать Министерство социальной политики, а другие, академические, останутся в ведении Министерства образования, тоже выглядит крайне сомнительной. Распыление функции распорядителя бюджетных средств, выделяемых на стипендии, между разными ведомствами представляет собой кабинетные игры и повлечет еще больший бардак, которого и так хватает.
И, наконец, вопрос: а кто такой вообще Данилюк, что он решает, какие, кому и как платить стипендии? Ведь это же не его компетенция! Попробовал бы он решать, сколько выделять на армию во время войны! Почему в вопросе стипендий помалкивает профильный министр Лилия Гриневич? Сильно увлеклась зарубежными прогулками за казенный счет? Почему молчит профильный гуманитарный вице-премьер Розенко? Проблема с личной недвижимостью отвлекают от государственных дел? Наконец, почему молчит премьер Гройсман? Заодно можно было бы продемонстрировать обещанное умение «управлять государством»!
Еще раз повторяем специально для Данилюка: вопреки его безапелляционному утверждению, стипендии получают далеко не все! И вообще, опять повторим, экономия на стипендиях сродни экономии на спичках! Но она чревата тяжелыми последствиями. Достаточно вспомнить, что власть уже так «реформировала» систему профессионально-технического образования, что оно осталось без финансирования и сейчас находится на грани исчезновения.
Указанная «экономия» происходит на фоне космических цен на товары и продукты первой необходимости, издевательски низких зарплат, а также в условиях катастрофического повышения коммунальных тарифов по вине правительства, что, кроме прочего, непременно приведет к подорожанию и без того недешевого проживания в студенческих общежитиях.
Следует обратить внимание на тот вопиющий факт, что скандал вокруг стипендий очень показательно совпал с принятием правительством очередной программы по борьбе с бедностью. Как видим, борьба с бедностью — это не более чем показушный пиар, а планы по отмене стипендий показывают, как «демократическая» власть на самом деле «борется с бедностью».