Если кому-то надоели сказки Дарвина об умной обезьяне, а также унылые шутки о том, кто произошел от крота, а кто от свиньи, то будьте любезны — пожалуйте бриться, то есть, конечно же, биться, с очередной доктриной о жизни на Марсе. Причем нашей с вами, а не «космической пыли» и «света холодных звезд». В «История всего» Нила Деграсса Тайсона и Дональда Голдсмита (СПб.: Питер) речь о 14 миллиардах лет космической эволюции и о том, что наше происхождение началось не на Земле, а, на самом деле, в космосе.
Есть от чего в очередной раз впасть в эйфорию, помянув добрым словом Юрия Гагарина, который, побывав там, «не встретил Бога».
Таким образом, в состоянии полнейшей экзальтации, научной невесомости и памятуя о том, как светлым-пресветлым днем пошел Суслик, со слов Хомячка, погулять и никого не встретил. Даже если хитрая Лиса со святыми мощами на хвосте и результатами анализа Туринской плащаницы притаилась прямо за дверью. Все равно — основываясь на научных открытиях и исследованиях, где пересекаются несколько наук: геология, биология, астрофизика и космология — мы все-таки узнаем, как сформировались наши знания о космосе.
Скажете, бесчеловечно? Так ведь человек Земле не нужен, как мы уже убедились ранее, он здесь, чтобы гадить. И поэтому авторы книги отправят нас в космический тур, где мы узнаем не о том, кто убил Бэмби и как, все-таки, поймать колобуса, а про Марс, рождение галактики, открытие воды на одной из лун Юпитера и многое другое.
Поэтому неудивительно, что нас просят на минутку забыть обо всем, что шептали ксендзы Козлевичу, и послушать бодрую речевку новой эры охмурения под сладкий лепет мандолины. Звучащую, между прочим, в названии глав этой увлекательной книги. «Глава 3. Да будет свет!», «Глава 4. Да будет тьма!», «Глава 5. Да будет больше тьмы!». Понятно, что венчает подобную «маршевую» тему глава «Поиск самих себя во Вселенной», поскольку растеряться и даже потерять всяческие ориентиры и координаты былой модели существования жизни на Земле немудрено.
Хотя книжка, конечно, смелая. Раньше ведь как ученые сочиняли мир? «Теперь я даже на небо боюсь смотреть, — сообщали они в курилке НИИ и в письмах Циолковскому. — Что сказать, если замечу тучу?»: Может быть, поэтому все так безоблачно было в советской науке и текли, куда надо, каналы, а реки привычно поворачивали вспять по первому зову великого кормчего. А у них там (прости Господи, не увиденный Гагариным) как? «Посвящается каждому, — начинают тянуть нас за шиворот авторы, — кто поднимает глаза к небу, всем, кто еще не знает, что по-другому просто нельзя».
Подтянув ремень и поправив гимнастерку, уточним, что в «Истории всего» нас снова, будто в старые добрые времена однопартийной системы, знакомят с единой системой научных знаний, которая позволяет исследовать происхождение не только Вселенной. Поскольку речь также об отдельных крупнейших ее структурах, образованных веществом: звездах и планетах, предлагающих наиболее пригодные условия для зарождения жизни, и самой жизни на одной или нескольких таких планетах.
В «Укрощении амигдалы» Джона Ардена (М.: Манн, Иванов и Фарбер) тоже особо не миндальничают, называя мозг «сгустком нейронов». В принципе, и старого Каа звали «земляным червяком», и что в тот раз Содом сделал со своей Гоморрой? Оказывается, обижаться на бандерлогов не стоит, поскольку, как утверждает автор книги, наш мозг нередко играет против нас. То есть мы могли бы переживать свои «назывные» обиды гораздо спокойнее и продуктивнее, переваривая съеденных на завтрак врагов, если б этот «сгусток нейронов» не вставлял нам палки в колеса. И поэтому научиться перенастраивать мозг — вот что предлагает нам автор, известный нейрофизиолог.
Действительно, если отрешиться от старого мира, зачатого во чреве Геи, заменив его на марсианские хроники, и забыть, что «удар по печени заменяет кружку пива», а «нервные клетки не восстанавливаются», можно еще спасти мир от себя самого. Ведь на самом деле мозг пластичен, все в нем восстанавливается даже после недельного запоя, и нам предлагают соответствующие техники и инструменты. «Позволяющие повысить свой потенциал, меньше нервничать, улучшить память или отношения с близкими».
Все дело в том, что это самое миндалевидное тело (или амигдала) участвует в формировании эмоций, в том числе таких сильных, как страх. «Проснуться» она может от чего угодно, даже от «земляного червяка», произнесенного шепотом над ухом начальника. Это такая «тревожная кнопка», понимаете? Когда ситуация становится потенциально опасной, удав раскрывает удивленные глаза, и амигдала активизирует систему страха. И пускай системе этой пару тысяч лет, сегодня она срабатывает, даже когда опасности нет.
И дело даже не в том, что автор книги — практикующий нейрофизиолог, возглавляющий самую масштабную в мире программу обучения психологическому здоровью, и в этой книге он показывает, как можно изменить свой мозг, чтобы чувствовать себя лучше, избавиться от стресса и добиться других положительных изменений. Веселее от того, что все это мы уже видели. Например, в кино. В частности, в «Бойцовском клубе» по роману Чака Паланика. Именно там не думают о печени с кружкой пива в руках и о том, что выбитые зубы не восстанавливаются, не то что отшибленные мозги.
Почти о том же, о бойцовском, говорит и автор «Укрощения амигдалы». То есть, опять-таки, о главном, мол, все мы можем вести жизнь без ограничений, которые сами — сознательно или нет — на себя накладываем. И более того, наш мозг, с которым мы родились, — это не тот мозг, с которым мы обязаны прожить всю жизнь. Об стенку его, на асфальт, и земляным червяком — биться с бандерлогами!
Автор следующей, не менее увлекательной, книги — российский блогер, популяризатор науки и с недавнего времени неутомимый лектор. Именно с лекциями ее пригласили в Киев и Харьков, и именно в Харькове вышел бестселлер «Хто б міг подумати!» Аси Казанцевой (Х.: Виват). Дело в том, что все ее книги, посвященные «насущным» вопросам науки, расходятся в России огромными тиражами, еженедельно она совершает по перелету в очередную Тмутаракань, чтобы рассказать поучительную историю о японце, который всю жизнь был пьяным, пока не удалил хитрую бактерию в животе, а украинскому читателю все нипочем. И дело даже не в нем, и без того неслабо живущем без царя в животе, а с украинскими «научными» писателями. Почему они не пишут таких веселых книг о науке? Оттого и приезд автора, и выход ее книги призваны, в первую очередь, выдернуть из спячки академизма ученую моль профессуры и перевести разговор о высокой науке в научно-популярный регистр.
Автор книги, естественно, опирается на авторитетные научные труды, будучи, кроме всего прочего, выпускницей биофака СПбГУ, и лишь иногда — на личный опыт. А ведь он важен! В свое время, напомним, научный журналист Ася Казанцева, написавшая эту нужную книгу, работала в глянцевом журнале и ей прислали рекламу шампуня. Им надо было срочно вымыть голову, но на картинке была нарисована совсем другая молекула. Это была молекула серной кислоты! «Кто убил Асю?» — мог бы выйти на следующее утро журнал с таким заголовком на обложке. Но это совсем другая история, которую все, наверное, уже слышали, поэтому-то речь о дебютной книге Казанцевой, с которой начиналась ее слава.
Как бы там ни было, но все в ней остались живы, хотя первая ее часть посвящена дурным привычкам и тем механизмам, которые мешают нам их оставить. «Сколько можно жрать?» — вопрошает одна из глав, а следующая откликается названием «Адская белка», будучи посвящена алкоголизму. Причем не японскому, естественно.
Вторая же часть книги — о любви. Ведь именно эта сфера жизни преисполнена разнообразных биологических механизмов. Гормоны, генетические особенности партнеров, восприятия запахов. Ну, а третья часть рассказывает о не менее насущном — стрессе и депрессии, а также про то, какие биологические предпосылки могут заставить нас чувствовать себя несчастными и как можно с этим бороться с использованием всяких биологических хитростей. Например, физиологически обусловленной стимуляции собственного выброса эндорфинов. Словом, «Бойцовский клуб-2», как и было предсказано, ищите в магазинах.