Понимание того, как сельский мужчина выбирает себе жену, пришло только после погружения в среду. С молодежью все ясно: без чувств у них не обходится. А вот со средним возрастом и старше все гораздо сложнее. Основной принцип: «Аби баба була хазяйновита та працьовита». А там стерпится-слюбится.
Все части «Истории одного переселения» читайте здесь
К мужчинам предъявляются со стороны женщин примерно такие же требования, плюс добавляется трезвый образ жизни. Конечно, допускается, если мужчина время от времени выпивает. По местным меркам, это пара-тройка раз в неделю по «чекушке». Чаще — это уже алкоголик. А трезвенников, кроме закодированных или откровенно больных, я еще не встречала. Поэтому среди коренных сельских часто случаются неравные по возрасту браки, где муж или жена может быть старше на десять и даже на двадцать лет.
Помню, несколько лет назад стал ухаживать за мной мужчина, бывший селянин, переехавший в город еще в молодости. По интеллекту весьма скромен, внешность также оставляет желать лучшего. В общем, как обычно бывает с сельскими женихами, общих точек соприкосновения нет. Зато работящий и малопьющий. Соседки приметили, что он время от времени крутился у меня во дворе. И давай дружно наставлять меня: «Ты, девка, что себе думаешь? Замуж надо срочно выходить. Вот мужик с руками, от лишней чарки отказывается. Хватай его». На что я ответила: «А что мне с ним, таким чудесным и работящим, делать? Мариновать что ли? Симпатии к нему нет, общих интересов нет. От одной только мысли об интиме с ним уже тошнить начинает». «Да что ты, — затараторили соседки, — любовь тебе подавай! А не боишься в старых девах засидеться?». К слову, в селе если девушка до двадцати пяти не вышла замуж, то это, как минимум, странно. И женихи на такую барышню поглядывают уже с опаской.
Еще интересный момент: в селе люди среднего возраста стараются не жениться, а сходиться, что свидетельствует о весьма прагматичном подходе. Думаю, что это связано в первую очередь с имуществом, чтоб потом вдруг не пришлось его делить. Если что пошло не так, разбежались по своим хатам. И тут уж не совсем понятно, как делить, например, построенный совместно сарай на чьей-то из территорий. Кстати, далеко не все женихи обеспечены собственным домом. Многие из них до сих пор проживают с родителями или просто с одной матерью. Такие женихи ищут «бабу с хатой». Видимо, поэтому я для них являюсь весьма лакомым кусочком. А то, что городская да безрукая по местным меркам, так это ерунда! Не умеешь — научим, не хочешь — заставим.
Вот только я совсем не хочу каждое утро просыпаться в 4.30 и бежать «пораться»: растапливать печь, доить корову, варить свиньям и прочее. И параллельно надо успеть приготовить завтрак, который также в корне отличается от городского. Тут не обойдешься чашкой чая-кофе и бутербродиками. Сельская жена подает на завтрак суп или борщ, также «миску» каши или картошки, пусть даже пустой, с салатом или соленьями. И очень многие сельские мужья отказываются есть вчерашнее — им подавай только свежеприготовленное. К слову, я давно заметила, что в селах хозяйки в 99% случаев не стремятся рационально использовать свое время в отличие от городских. Тот же борщ варится на «сейчас», а не на два дня вперед. Да и готовят на «тяп-ляп» по принципу: и так съедят. Впрочем, это отдельная тема. В общем, сельская жена ни на минуту не приседает за день. Свободное время у нее появляется только вечером: почитать газету-журнал, изредка книгу, посмотреть любимый сериал. Этим же сельские дамы в большинстве случаев и живут: сериалы активно обсуждают в очереди на почте, в магазине. Про «сходку» в местной лавке я уже писала. Продукты являются лишь причиной для похода в местные «Продтовары». Как правило, внутри стоят несколько стульев и дамы рассаживаются, дабы посплетничать. Так банальная покупка хлеба может растянуться на час. А еще в селах дамы любят ходить друг к другу в гости... просто так. Приходят поболтать ни о чем. На местном диалекте это называется «гулять». Впрочем, это нюансы, из которых состоит быт сельской жены.
Как правило, большая часть сельских мужчин «страдает» завышенной самооценкой. Вот приколотил доску к забору/вкрутил лампочку/починил калитку, а разговоров на целую неделю: мол, как же ты, бедолажка, без меня раньше жила? А за это требование — впустить в дом, даже несмотря на то, что уже часа два ночи, накормить, налить «чарку» и рядом с собой спать уложить.
Большинство сельских женихов отличается беспардонностью и низкой культурой поведения. Это к вопросу о театрах, кино и прочих ухаживаниях. Да и откуда взять эту культуру, если за плечами — восемь классов образования и, в лучшем случае, «бурситет» с дипломом механизатора? Есть исключения из правил, но это обычно мужчины, бывающие в крупных городах на заработках. Они уж точно знают, как вести себя с женщинами. А сельские невесты по сути своей неприхотливы и нетребовательны. Им не нужны букетики, шоколадки и прочие знаки внимания. Ведь барышни с запросами очень быстро сбегают в город, где и находят себе мужей.
Помнится, со мной в школе училась девочка Таня, очень рано осиротевшая. Опеку над ней взяла ее дальняя сельская родственница, вознамерившаяся женить на Тане своего сына Вову. Пока ждали Таниного совершеннолетия, Вова «ухаживал» за ней, приезжая на каждые выходные с сумками, набитыми продуктами: картошкой, луком, морковкой, мясом, молоком. Как-то Таня пожаловалась, что хоть раз бы жених пригласил ее в кино или кафе, привез бы хоть «Сникерс». Но Вова усиленно откармливал невесту домашними продуктами, чтоб жир нарос — ей же в селе работать. А Таня была весьма худенькой девочкой. В итоге они так и поженились. Через год я случайно встретила Таню. К тому моменту она уже была в разводе. Таня рассказала, что в ужасе сбежала из этой семьи, потому что там не нужна была жена или невестка — только ломовая лошадь для работы.
А вот для наглядности другая история, рассказанная мне одной знакомой из Сети: «Посватала подруга за парня, очень даже приятного на лицо и по фигуре. От мамы квартира в Москве досталась, от папы — огромный дом в деревне с пасекой и тепличным хозяйством. И три машины: „Волга“, „Нива-Тайга“ и „УАЗик“. Папа его — мужчина грамотный, интеллигентный, кавалер галантный. А сынок явно не дотягивал. Приехала я к подруге. Он встретил, продуктов купил. Мол, готовь с дороги и корми меня, проголодался. Кушает, как дикарь: еду руками рвет, рукой рот вытирает. Сел телевизор смотреть, так с чужим мнением не посчитался. А выбрал меня по принципу: кожа гладкая да зубы белые — значит, не пьешь и не куришь. Спрашиваю его: а как мы с тобой жить будем, ведь нет общих интересов, говорить не о чем? А он ответил: зачем нам разговаривать? Он рано на работу уходит, вечером пришел, поужинал да и спать легли. Супружеский долг обязателен. Сорвалась я , вызвала такси и отправила его обратно в свою деревню. Теперь эта история стала басней, как я не поехала на деревню Жучки хворостиной пчел пасти».
Не буду иронизировать дальше, но хочу обратить внимание на главное: если мужчина дальше своих «Жучков» не бывал, то такие истории становятся реальной былью. А как уж сельские умеют «замолаживать» особенно городских! Видимо, жена из города, а в моем случае из самой столицы, берется больше для престижа. Сельские женихи хитрые и расчетливые. А внешняя «валенкоподобность» — лишь тактическая уловка. И честен, вроде, с тобой мужчина, и открыт. А позже понимаешь, что все равно объегорил в свою пользу. Правда жизни у них такая. И добиваются своего не мытьем, так катаньем.
Окончание следует