На прошлой неделе в СМИ появилась информация о том, что Украина (с благосостоянием рядового взрослого в $1437) — на первом месте в списке самых бедных стран Европы. Об этом свидетельствуют данные рейтинга швейцарского банка Creduit Suisse. Вторую строчку занимает Белоруссия (с $1551), третью — Молдова (с $3104).
Как полнейшее обнищание населения Украины сочетается со спасительными реформами, о которых рассказывает правительство, и бесконечными кредитами от МВФ? Можно ли провал в экономике полностью списать на войну? Сколько еще украинцам придется жить за чертой бедности, прежде чем реформы начнут действовать? И начнут ли они вообще когда-нибудь действовать?
На эти и многие другие вопросы «Фраза» попросила ответить людей, которые умеют просчитывать события на несколько ходов вперед.
Анатолий ЛУЦЕНКО, политолог, директор GMT Group:
Я знаком с этим рейтингом. Там есть небольшая ремарка, что для стран Восточной Европы данные весьма относительны, так как невозможно точно определить уровень жизни населения из-за теневой зарплаты. Т. е. в расчет принимается именно легальная зарплата, а она может несколько отличаться от реальных данных.
На самом деле мы прекрасно понимаем, что кредитов как таковых бояться не нужно, особенно кредитов от международных организаций.
В нашей истории были моменты, когда мы эти кредиты брали, потом почти полностью отдавали. Если страну кредитуют, это значит, что в нее верят. Поэтому однозначно можно сказать, что бояться кредитов не стоит, тем более если нам их дают под самые низкие проценты, которые вообще существуют в мире.
Если же говорить о том, что уровень жизни рядовых украинцев серьезно упал и никакого позитивного действия реформ украинцы на себе не ощущают, то нужно понимать, что мы уже как мантру повторяем слово «реформа». Но ведь на самом деле в экономическом блоке каких-то серьезных прорывов не зафиксировано. Мы говорим, что мы реформируем все подряд, и это просто девальвирует само слово «реформа» и не более того.
Причина очень проста: неудачная кадровая политика, слабое правительство в стратегических областях. Кроме того, пора заканчивать кадровые эксперименты и переходить к правительству экономического действия. А самое главное — это коррупционный налог на всю нашу экономику. Инвестор никогда не придет в страну, в которой существует коррупционный налог, а нам крайне нужны инвестиции.
Где есть плюсы? Пока плюсы можно увидеть только в сельском хозяйстве, да и то не благодаря, а вопреки действиям правительства. У нас объективно есть много земли, мы вошли в тройку мировых экспортеров зерновых, и это единственное, что можно отметить как некий успех.
В остальном нужно признать, что экономическая ситуация в Украине очень тяжелая, и, думаю, самым идеальным вариантом было бы проведение парламентских выборов и формирование новой коалиции для формирования правительства профессионалов.
Поскольку идут местные выборы и у нас популизм накрывает популизм, надеяться на кардинальные непопулярные, но настоящие реформы сейчас не приходится.
Вадим КАРАСЕВ, политолог, директор Института глобальных стратегий:
Начнем с того, что с подобного рода рейтингами и данными нужно обращаться достаточно осторожно, не преувеличивая, но и не преуменьшая их значение. Поскольку такие рейтинги базируются на официальных данных, которые часто не учитывают теневого сектора экономики, самозанятости населения и всего того, что в современной политико-экономической науке рассматривается под рубрикой незаконного или нелегального капитала.
А нужно учесть, что у нас более 50% ВВП находится в тени. Доходы, которые получают люди, далеко не всегда фиксируются официальной статистикой и не подпадают под налогообложение. Поэтому следует признать, что официальные цифры не отражают реального состояния экономики и реального благосостояния людей.
Рейтинг все-таки опирается на официальные цифры, поэтому не такие уж мы бедные, как это следует из рейтинга. Хотя нужно признать, что мы и не богатые. Мы действительно бедные, но не настолько, как это отражается в рейтингах, основанных на официальных данных.
Но это не значит, что не нужно проводить реформы. Их нужно проводить хотя бы для того, чтобы вывести экономику из тени, сделать ее прозрачной, уменьшить коррупционные потоки, увеличить базу налогообложения. А это, в свою очередь, улучшит состояние государственных финансов, увеличит доходы госбюджета, а, соответственно, и расходы госбюджета, что увеличит возможности для повышения благосостояния людей, начиная от статичных доходов и заканчивая ситуацией в образовании, здравоохранении, культуре и т.д.
Главное, нужно запускать мотор экономического развития. Именно экономика является ключом к благосостоянию. Экономика — это рабочие места, это добавленная стоимость, а это, в свою очередь, — больше богатства, больше ВВП. И через соответствующие аккумулятивные эффекты это будет отражаться и на доходах людей, на их общем благосостоянии.
То, что Украина находится в группе наиболее бедных стран Европы, вполне понятно. Нам нужно делать все, чтобы через развитие экономики значительно уменьшить уровень бедности в стране. Нужно дать возможность людям работать, зарабатывать и жить, а не выживать, считая последние копейки.
Но повторю: рейтинги не всегда учитывают реальное состояние экономики, так как не всегда могут охватить теневой сектор экономии, который в Украине составляет более 50% ВВП.
Вячеслав ДЕХТИЕВСКИЙ, политолог, общественный деятель:
То, что происходит у нас в экономике, ни в коем случае нельзя оправдывать исключительно войной на Донбассе. Безусловно, Донбасс дал свою порцию негатива, но основная проблема заключается в откровенном популизме политического класса и правительственных кругов в частности.
Безусловно, более половины украинской экономики находится в тени. А если учесть тот факт, что огромное количество экономических процессов у нас вообще не учитываются в экономических показателях, то нужно понимать, что этот уровень не такой уж низкий, как может показаться.
Хотя в том, что он один из самых низких в Европе, сомневаться не приходится. Тут, как говорится, без вопросов.
Что касается непосредственно самих реформ, то нужно понять, что они действительно могли бы состояться, но для этого нужен честный диалог власти с народом. Народ готов какое-то время потерпеть, но он должен видеть перспективу.
У нас же нет никакой перспективы. Просто идут обещания и ничего более.
Самое главное, что эти пустые обещания серьезно усложняют и без того сложные политическую и экономическую ситуации в Украине.
Олигархи выросли на том, что заключили своеобразный договор с народом: «Мы крадем эшелонами, кораблями и банками, а вам разрешаем украсть авоську или мешок. Поэтому за бардак мы отвечаем вместе».
На сегодняшний день реформы должны были бы быть уже воплощены в жизнь, а у нас популизм и обещание всего и сразу.