Украинский классик Александр Довженко во время Великой отечественной или, если угодно, Второй мировой войны писал об «Украине в огне». В последнее время постоянно приходится писать об «Украине в нищете», и это не от хорошей жизни, а по причине углубляющейся социально-экономической пропасти, в которую скатывается подавляющее большинство граждан страны. Впрочем, война у нас теперь тоже имеется. Со стороны власти, олигархов и прочей «элиты» имеет место неизбывное стремление все обостряющиеся социально-экономические проблемы списать именно на войну.
Но опубликованное недавно исследование Института демографии и социальных исследований им. Птухи Национальной академии наук Украины научно подтверждает, что если в начале-середине 2000-х годов уровень бедности пошел на спад, то после кризиса 2008-2009 годов ситуация стала неуклонно ухудшаться, а политический кризис 2014 года, аннексия Крыма, война на Донбассе и вызванный этими событиями глубочайший экономический обвал лишь обострили ее. Таким образом, можно вести речь о системном социально-экономическом кризисе, а политическое обострение 2013-2014 годов было скорее следствием, которым воспользовалась Москва, подогревающая сепаратизм. Иными словами, не только война — причина экономического кризиса, но и затяжное падение уровня жизни и экономики в целом стало причиной социального недовольства и сепаратизма, вылившегося в войну. Конечно, наряду с внешней агрессией. Если бы уровень жизни в Украине хотя бы немного приближался к уровню жизни, например, не самой богатой соседней Словакии, то едва ли у нас имели бы место Майдан и сепаратизм, по крайней мере, в нынешнем виде.
Недавно на суд общественности был представлен Национальный доклад «Цели развития тысячелетия (ЦРТ). Украина: 2000-2015». Документ содержит результаты исследования, проведенного Институтом демографии и социальных исследований им. Птухи и Министерством экономического развития и торговли Украины при поддержке Программы развития ООН (ПРООН) в Украине.
Согласно этим результатам сейчас в Украине каждая третья семья с детьми и каждый пятый работающий являются бедными. По данным статистики, семьи с детьми составляют главную группу бедного населения и наиболее уязвимы к социально-экономической ситуации в стране. В исследовании отмечается, что каждое третье домохозяйство с детьми находится за чертой бедности: если наличие одного ребенка повышает риск бедности по относительному критерию на 17%, то наличие трех и более детей — на 42%.
Таким образом, налицо основная экономическая причина ухудшения демографической ситуации в стране и старения населения, что создает, в частности, все большие проблемы с наполнением социальных фондов, и прежде всего — Пенсионного. Едва ли следует ждать роста рождаемости, если это прямой путь к нищете!
А главное, согласно прогнозам ученых к концу 2015 года ожидается рост количества бедных в Украине до 32%. То есть треть населения будет прозябать в бедности!
Кроме столь пугающих цифр, обращает на себя внимание не менее тревожная динамика за период с 2000 по 2015 год. Директор Института демографии и социальных исследований Элла Либанова заявила: «Вопреки ожиданиям нам не удалось преодолеть бедность. Причем если в первый период развития этого 15-летия мы достигли значительного прогресса, то после кризиса 2008-2009 годов все начало ухудшаться, и, честно говоря, я не совсем понимаю, как сегодня мы сможем сломать эту тенденцию».
Общую тенденцию резко усугубили события последнего времени. По причине политического и экономического кризисов 2014 года, которые продолжаются и в 2015 году, значительная часть населения Украины неуклонно беднеет из-за галопирующей инфляции и резкого роста безработицы. К этому добавился скачкообразный рост бедности, которая возникла из-за появления сотен тысяч беженцев, вынужденных бежать от военных действий на Донбассе.
Совокупность указанных факторов, как уже говорилось, побуждает социологов прогнозировать, что к концу 2015 года состояние бедности охватит треть населения страны. Под бедностью понимается положение, при котором на потребление расходуется менее 5 долларов на одного человека в сутки по паритету покупательной способности.
Проблема бедности не нова. Она уже не раз поднималась на государственном уровне, но безуспешно, поскольку не затрагивались причины бедности и нищеты. А причины коренятся прежде всего в уродливом олигархическом социально-экономическом строе, в углубляющемся антагонизме между трудом и капиталом, между общественным характером производства и частнокапиталистическим характером присвоения продуктов общественного труда. Здесь находятся истоки катастрофически углубляющейся пропасти между нищим и полунищим подавляющим большинством и зажравшимся ничтожным меньшинством, экспроприировавшим все ресурсы страны и большинство граждан. Даже по официальным «довоенным» данным, совокупные траты 10% самых богатых в Украине превышают траты 10% самых бедных в 9 раз, хотя, по экспертным оценкам, это соотношение колеблется от 30 до 100.
Впрочем, это мировая тенденция, и она становится все более угрожающей даже в развитых странах, особенно в условиях глобального кризиса, когда пропасть между бедными и богатыми многократно возросла. По данным аналитиков банка Credit Suisse, в 2010 году 1% наиболее богатых людей в мире владел 43% мировых активов.
Проблема бедности и борьбы с ней впервые была официально обозначена в 2000 году. В частности, тогдашний Уполномоченный Верховной Рады по правам человека Нина Карпачева заявила о необходимости проведения широкомасштабной борьбы с бедностью. Ибо последняя делает невозможной реализацию большинства конституционных прав человека, лишает людей свободы выбора, уверенности в будущем своих детей. Тогда власть вынуждена была признать проблему, а экс-президент Кучма даже издал указ о борьбе с бедностью и заставил правительство написать соответствующую программу.
Мировой финансовый бум начала-середины 2000-х годов, имевший долларово-инфляционную природу и выразившийся в так называемом «надувании пузырей», позволил несколько отодвинуть проблему на дальний план, поскольку имело место явление, которое можно охарактеризовать как относительный рост уровня жизни и потребления в кредит.
В результате кризиса 2008-2009 годов «пузырь лопнул» и значительная часть населения опять начала стремительно беднеть.
Поэтому по прошествии 10 лет после провозглашения первой и пока единственной «программы борьбы с бедностью имени Кучмы» все та же экс-омбудсман Нина Карпачева поставила перед тогдашним руководством страны во главе с Януковичем вопрос о разработке и осуществлении новой, реальной программы борьбы с бедностью. Но сколько-нибудь серьезной реакции не последовало, за исключением ритуальных разговоров.
Причинами революции на Майдане и всплеска сепаратизма были, в том числе, бедность, экономическое неравенство и социальная несправедливость, о чем сейчас предпочитают помалкивать.
С началом в 2014 году нынешнего политико-экономического кризиса процесс погружения в нищету, повторим, обрел катастрофические масштабы. Обращает на себя внимание тот факт, что, в отличие от Кучмы и даже Януковича, нынешняя «демократическая» власть эту проблему вообще в упор не замечает, а поднять вопрос о борьбе с бедностью в высших эшелонах власти уже просто некому. Социальные же последствия нарастающей бедности могут окончательно погубить страну.