Свежее дуновение перемен, казалось, заглянуло в коридоры мрачноватого здания на Банковой, и в ужасе отпрянуло от тамошних, пожелтевших от бесстыдства стен. Однако все же начнем издалека.
В Украине действует, как мы знаем, Конституция 1996 года в редакции от 8 декабря 2004 года, вступившая в действие 1 января 2006 года, — ее действие было незаконно прервано 10 октября 2010 года и восстановлено 21 февраля 2014 года.
Этот маленький ликбез был приведен с единственной целью — Администрация Президента Украины никогда не являлась конституционным органом. Институтом Конституции является лишь сам по себе Президент Украины, который имеет право создавать при себе вспомогательные и консультационные органы. С тем, что глава государства, как известно, лицо необыкновенное, испытывающее потребность во множестве дополнительных органов — смириться можно. А вот с особенностями кадровой политики — пусть и во внеконституционном учреждении, в условиях законодательства, к счастью, существенно ограничившего влияние президента на исполнительную власть, — нет.
Жизнь, конечно, рулетка, то красное, то черное, то зеро, а за игроками со «своей системой», как водится, наблюдает охрана казино — даже в The Real Hustle на канале Discovery об этом неустанно напоминают. В нашем случае такой общественной охраной выступают средства массовой информации. Их свободолюбивый лай в отношении отдельных моментов кадровой политики Петра Алексеевича раздается все громче.
Здесь, подчеркнем, что сам Петр Порошенко — возможно, и ни при чем: за день перед его взором мелькает добрая сотня чиновников и чиновниц; может, и подписывает какие приказы и распоряжения не глядя, искренне доверяя своим приближенным администраторам, даже если те или иные были ему навязаны теми или иными союзными конфигурациями. Так что «с пылу, с жару» винить президента в близорукости не будем. Однако, некоторые назначения вызывают, мягко говоря, недоумение.
Так, к примеру, с 3 октября текущего года целый («ого!») Департамент местного самоуправления и децентрализации АП возглавляет некто Кодоненко Екатерина Витальевна. Этой оптимистично улыбающейся брюнетке, уроженке славного города Житомира, в августе исполнилось 26 лет. Ряд представителей журналистского цеха уже задавал удивленные вопросы — кто же сие юное дарование?
Старина Google в этом отношении указывает лишь на сам факт назначения, и на весьма одинокие связи восходящей звезды местного самоуправления и децентрализации — с одним единственным политиком. Звать этого политика Геннадий Григорьевич Зубко, был он один раз депутатом прошлого созыва, избранным в мажоритарном округе как представитель партии «Батькивщина». Хотя ранее возглавлял в Житомире на разных уровнях «Фронт перемен». С 10 июня Зубко — первый заместитель главы АП, до этого аж две недели руководил Государственным управлением делами (широко известной «Дусей»).
А что же Екатерина Витальевна?
В июне 2010 года будущая генеральша — по старинной табели о рангах директор правительственного департамента соответствовал армейскому генералу — завершила образование не абы где, а в Киевском национальном университете внутренних дел. О магистрате, впрочем, ничего не говорится. Но и в милицейской форме Екатерина Витальевна почему-то не фигурирует — выбор вуза, в общем, предполагал мечту юной энтузиастки из Житомира о борьбе с организованной преступностью. Увы, ныне чуть ли не при всех вузах существуют «мельницы дипломов», то есть факультеты, чья функция состоит в обеспечении доходов для учебного заведения. Печально, но, думаю, здесь мы сталкиваемся с похожим случаем. Ведь Насти Каменской из Екатерины Кодоненко почему-то не получилось, — помыкавшись девять месяцев, девушка-юрист была вынуждена пойти на завод.
Но, думается, ни минуты не простояла Екатерина Витальевна у станка — сразу стала юрисконсультом Житомирского завода огораживающих конструкций, каковым и руководил тогда Геннадий Григорьевич Зубко. Нельзя не поверить в то, что сработала простая девичья молитва:
Как рада я, что с детства
Одно узнала средство:
Коль хочешь в жизни счастья,
Молись своей святой.
Святая Катерина,
Пошли мне дворянина!
Ах, тяга к благородным
У девушки простой.
Потом, как водится, около двух лет в помощницах уже депутата Зубко, то без госслужбы, то с госслужбой (это недавно, чтобы заявить какой-то стаж), и вот — о, чудо! — директор департамента в АП. Молодым везде у нас дорога, молодым везде у нас почет — примерно так, как уж на сковородке, танцевала пресс-служба АП, когда неизбежные вопросы были заданы...
Я тут посмотрел, на всякий случай, — Геннадий Григорьевич счастливо женат, вроде бы специалист по «децентрализации» ему не нужен... Но общественность-то... несмышленая она! И гудит потому, что в контексте до сих пор ждущей своего часа «реформы Гройсмана», и сложной административной ситуации на Донбассе этот департамент, вероятно, не совсем для мебели, у него даже полномочия могут случиться. Нельзя впрочем, исключить, что Президенту — в контексте попыток спилить ограду на Банковой — понадобился именно специалист по огораживающим конструкциям. А то там «пилят», здесь «спиливают» — и обливается кровью миротворческое сердце Петра Алексеевича. Взмолился он на икону покровителя Житомира, Св. Иоанна из Дукли, и — бах! — заходит в кабинет Геннадий Григорьевич, ведя за руку такое ангельское существо, готовое по-местному самоуправительствовать и глобально всех вокруг децентрализовать. Украинцы ведь любят слезливые истории о внезапном счастье — почему нет?
Функционально говоря, понятно, что Геннадию Зубко нужен был свой, лояльный человек во главе департамента, чтобы, скажем, его житомирские интересы не слишком децентрализировали ненароком. А на волне умиления марширующей во власть «молодежью» никто и не заметил бы, кто там особенно следит за рутиной государственных ведомств. Вот и думай, как получил Г. Г. Зубко медали «За отличие в воинской службе» (Минобороны СССР, 1987) и «70 лет Вооруженным Силам СССР» (Президиум Верховного Совета СССР, 1988), если так утратил бдительность? Ведь давно не спит общественное око, и ничего этакого не пропускает.
По-человечески, делая скидку на то, что 24 года своей жизни Геннадий Григорьевич провел в «совке», а затем многие десятилетия успешно функционировал в коррумпированной Украине — если бы он, скажем, устроил девушку в приемную небольшой юрфирмы, разве кто слово бы сказал? Вряд ли. Нет, прямо в государственный кабинет, под объективы прессы скромницу подставил! Вот, к примеру, Геннадий Зубко в окружении симпатичных помощниц:
.
Как здесь не вспомнить классика:
«Его превосходительство
Любил домашних птиц
И брал под покровительство
Хорошеньких девиц...»
Есть, в общем, над чем подумать на улице Банковой. И хочется верить, найдется, кому думать.
Потому что простофили в нашей стране вымерли. Еще в прошлом феврале.