Реформаторские телодвижения разного рода деятелей, пришедших к власти на волне последней революции, заставляют сомневаться не только в чистоте их помыслов, но и в их адекватности. Это касается не только общегосударственного, но и местного уровня, и столица здесь является ярчайшим примером.
Например, обратила на себя внимание абсурдная, крайне неудобная и невыгодная для граждан затея с отменой жетонов на проезд в метрополитене с перспективой перевода оплаты в метро исключительно на электронные карточки.
Кроме того, некоторые решения столичной власти прописаны настолько неконкретно, что допускают различные толкования, а также возможность совершать разного рода глупости и злоупотребления. Ярчайшим примером здесь может служить недавнее решение Киеврады о совершенствовании управления жилищно-коммунальным хозяйством (ЖКХ) столицы. В тексте документа заложены вроде бы идеи о сокращении в районах города огромного числа коммунальных предприятий и сведении их функций в одну районную управляющую компанию, что абсолютно правильно и повторяет, в целом, старую советскую систему управления. Но разного рода городские начальники уже вовсю заявляют, что в результате претворения в жизнь этого решения все ЖЭКи насчитывающих сотни тысяч населения районов будут слиты едва ли не в один общий ЖЭК на весь район, что грозит гражданам огромными проблемами, а во многих случаях приведет, без преувеличения, к коммунальным катастрофам. Более того, закрадывается обоснованное подозрение, что процесс слияния районных ЖЭКов в единое предприятие может быть запущен с целью дерибана находящихся под ЖЭКами зданий и сооружений, производственных помещений и земли.
Итак, 9 октября 2014 года Киеврада большинством в 64 голоса из 120 возможных приняла решение N 270/270 «Про удосконалення структури управління житлово-комунальним господарством міста Києва». Решение мотивируется стремлением повысить эффективность управления коммунальным имуществом и усовершенствовать работу коммунальных служб.
Что натворили и что решили?
Похоже, депутаты Киеврады и, тем более, широкая общественность до конца не понимают, о чем именно принято решение. Это позволяет чиновникам трактовать данное решение различным образом и на свое усмотрение, и часто за этим просматриваются шкурные интересы желающих поживиться за счет коммунальной собственности.
Например, заместитель главы Киевской городской государственной администрации (КГГА) Петр Пантелеев, характеризуя смысл предполагаемых новаций, заявил: «Мы предлагаем сократить количество предприятий, которые предоставляют услуги по содержанию домов и придомовых территорий, с 40 до 10. Считаю, что это необходимо делать именно сейчас, поскольку каждый месяц мы теряем средства, которые можно использовать на ремонты домов». Чиновник пообещал, что благодаря такому решению в системе ЖКХ столицы будет наведен порядок. Также он подчеркнул, что городские власти таким образом обеспечат прозрачный процесс создания тарифов на квартирную плату и единый принцип обслуживания жилого фонда. Какая связь между очередной перетасовкой коммунальных предприятий (КП), с одной стороны, и снижением квартплаты с повышением качества обслуживания, с другой, замглавы КГГА не пояснил.
Таким образом, речь идет об объединении в единое предприятие всех районных КП, занимающихся ЖКХ, но вовсе не создания единых районных ЖЭКов. Такой вывод можно сделать уже хотя бы из того факта, что чиновник сказал о 40 предприятиях, а ЖЭКов коммунальной собственности (есть еще и ведомственные) в Киеве, по состоянию на начало 2014 года, насчитывалось около 100.
Но в то же время в СМИ уже запущена информация о том, что столичная власть решила именно ликвидировать ЖЭКи, а вместо них в каждом районе будет единое коммунальное предприятие «Управляющая компания по обслуживанию жилищного фонда». Эти КП будут подчиняться районным администрациям, а ЖЭКи прекратят свое существование к концу года. Если это будет сделано именно так, то наступит, без преувеличения, катастрофа. К тому же, это противоречит тому, что заявил замглавы КГГА Пантелеев.
В свою очередь, глава постоянной комиссии Киеврады по вопросам ЖКХ и топливно-энергетического комплекса Александр Клюс в телефонном разговоре с автором этих строк выразил уверенность в том, что в результате претворения в жизнь указанного решения Киеврады все ЖЭКи в районах будут сведены в одну управляющую компанию с единой диспетчерской и ремонтной службами. По мнению депутата, это создаст некоторые неудобства, например, в виде очередей за справками, но в целом улучшит качество обслуживания и позволит сэкономить средства на содержание административного аппарата. Замечание автора о том, что единый ЖЭК на район с населением в несколько сотен тысяч человек и с большой площадью приведет к огромным проблемам, на уважаемого депутата, к сожалению, впечатления не произвело.
Итак, налицо разночтение нормативного документа, изданного представительским органом местного самоуправления.
Чтобы разобраться в вопросе, следует для начала заглянуть в сам документ. Приведем одну лишь только выдержку из него:
"П. 13. Реорганізувати комунальне підприємство «Житлосервіс «Приозерне» Оболонського району у м. Києві, комунальне підприємство «Житлосервіс „Оболонь“ Оболонського району у м. Києві, комунальне підприємство „Житлосервіс „Куренівка“ Оболонського району у місті Києві шляхом їх злиття в комунальне підприємство „Керуюча компанія з обслуговування житлового фонду Оболонського району м. Києва“ та віднести його до сфери управління Оболонської районної в місті Києві державної адміністрації.
П. 14. Комунальним підприємствам „Служба замовника житлово-комунальних послуг“ Оболонського району у м. Києві“ та „Оболоньжитлоексплуатація“ Оболонського району у м. Києві передати новоствореному комунальному підприємству „Керуюча компанія з обслуговування житлового фонду Оболонського району м. Києва“ житловий фонд, який був переданий до сфери управління Оболонської районної в місті Києві державної адміністрації та знаходиться у них на балансі, а також інше нерухоме та рухоме майно, яке належить до комунальної власності територіальної громади міста Києва та перебуває на їх балансі станом на 01 серпня 2014 року».
Эти два пункта касаются Оболонского района столицы. Нечто подобное в документе говорится о других районах. Но, как видим, речь идет об объединении в единую районную коммунальную управляющую компанию нескольких, так сказать, «надстроечно-прокладочных» КП. В то же время в решении ничего не говорится о слиянии ЖЭКов Оболонского и других районов в единые районные ЖЭКи.
Чтобы понять суть проблемы, следует взглянуть на структуру жилищно-эксплуатационной сферы, если так можно выразиться, в историко-бюрократической динамике.
В советское время ЖЭКи подчинялись районным Управлениям жилищно-коммунального хозяйства (УЖКХ), которые являлись структурными подразделениями исполнительных комитетов (исполкомов) районных советов. Эта структура некоторое время существовала и после развала СССР. Ее главной особенностью было то, что УЖКХ объединяли в себе производственно-хозяйственные и властно-распорядительные функции, что считается дурным тоном по поверхностно надерганным у нас канонам либерал-демократии, согласно которым властные и хозяйственные функции должны выполнять разные структуры. В свете этих представлений УЖКХ лишили права руководить низовыми структурами, то есть ЖЭКами. Для руководства ЖЭКами уже во времена Черновецкого столичная власть наплодила большое количество КП, которые реально никаких производственно-хозяйственных функций не выполняли, а служили бюрократическими «прокладками» между ЖЭКами и внешним миром. Например, в упомянутом Оболонском районе столицы существует КП «Служба заказчика жилищно-коммунальных услуг», заключающая договора на горячее и холодное водоснабжение, водоотвод, тепло- и газоснабжение соответственно с «Киевэнерго», «Киевводоканалом» и «Киевгазом», а также три территориальных КП, в подчинении которых находятся по нескольку ЖЭКов, занимающихся обслуживанием домов и придомовых территорий. Особенность состоит в том, что статус юридического лица и расчетный счет имеют только указанные КП, а подчиняющиеся им ЖЭКи выступают их подразделениями, наподобие цехов на заводе. Нечто подобное имеет место и в других девяти районах столицы — вот почему замглавы КГГА Пантелеев говорит о 40 КП, которые хотят сократить до 10.
К тому же, УЖКХ или заменяющие их структуры в районных госадминистрациях (РГА) тоже остались, но они выполняют некие туманные функции по мониторингу, проведению политики в сфере ЖКХ и так далее. Какая может быть «политика» в сфере канализации, понять трудно. Но в целом все это привело к тому, что бюрократии и чиновников, по сравнению с советскими временами, стало намного больше.
Поэтому, на первый взгляд, реформу столичные власти задумали правильную. Суть ее действительно должна сводиться фактически к возврату к советской системе управления жилищным хозяйством на районном уровне. А именно, в районе будет существовать единое головное КП, объединяющее деятельность всех районных ЖЭКов. Для «чистоты эксперимента» следует в РГА упразднить УЖКХ. Существенно сократятся непроизводительные расходы на содержание бюрократического аппарата, на зарплату чиновникам, транспорт, связь и прочее, каковые расходы столичная власть оценивает в 10 млн грн в год.
Правда, возникают весьма непростые правовые коллизии. Учредителем районного КП может быть только районный орган местного самоуправления. Кстати, все те КП, которые наплодили при Черновецком, учреждались РГА, которым были делегированы полномочия исполкомов районных рад. Но во времена Попова райрады были упразднены, поэтому райисполкомов теперь быть не может в принципе, а статус РГА с тех пор стал мутным. Кстати, фракция партии УДАР Виталия Кличко в прошлом созыве Киеврады за это решение тоже голосовала. Не имея статуса райисполкома, РГА явочным порядком эти функции в ряде вопросов выполняют, естественно, незаконно. В то же время сейчас РГА имеет статус местного органа государственной власти, по сути, это аппарат главы РГА и районный филиал КГГА, который не имеет права ничего учреждать хотя бы потому, что не имеет полномочий распоряжаться коммунальной собственностью территориальной общины. Кстати, наличие районного органа госвласти при отсутствии «на районе» местного самоуправления — это еще один нонсенс, доставшийся от Попова и не ликвидированный нынешними «молодыми реформаторами», очевидно, потому, что это кому-то выгодно. В свою очередь, нынешняя КГГА тоже осуществляет полномочия исполкома Киеврады незаконно, поскольку Киеврада так и не сформировала, как это положено согласно действующему законодательству, свой исполнительный орган на базе КГГА на время полномочий с указанием персонального состава.
Словом, местное самоуправление в столице, в значительной мере, нелегитимно. Этого могут не понимать общественность и журналисты, которые со слов какого-нибудь городского «полуначальника» залихватски пишут о том, что скоро ЖЭКи отменят, и «будет всем нам счастье». Зато юристы Виталия Кличко эти вещи хорошо знают, но вакханалия нелегитимности, начатая при Черновецком и Попове, продолжается и при Кличко, хотя его политическая сила, будучи в оппозиции, пламенно и справедливо критиковала предыдущие власти за подобный правовой беспредел.
Все это к тому, что в настоящий момент в столице нет исполнительных органов местного самоуправления городского и районного уровня, которые могли бы упразднять одни предприятия коммунальной собственности и учреждать другие. Все, что будет делаться в этом вопросе, будет незаконным, и суд, если он будет непредвзято руководствоваться законом, должен будет все эти решения отменить.
Даешь «конец света» до конца текущего квартала!
Впрочем, граждан подобные важные, но слишком абстрактные юридические коллизии едва ли сильно интересуют. Их справедливо волнует, как будет работать жилкоммунхоз после всех этих пертурбаций. Но чтобы это спрогнозировать, нужно сначала понять, что же все-таки затеяли «реформаторы».
Если все ограничится тем, что вместо нескольких КП «на районе» сделают одно, а ЖЭКи останутся, перейдя в подчинение этому КП, то теоретически ничего страшного не произойдет. Во всяком случае, если лучше не станет, то, по идее, хуже быть не должно. Причем, если написанное в указанном решении Киеврады понимать буквально, то именно так и должно быть.
Но если реформаторская неадекватность обуяет нынешнюю столичную власть «по-взрослому», то последствия для граждан и дышащего на ладан жилищного хозяйства могут быть действительно катастрофическими.
Речь идет о планах по сокращению количества ЖЭКов и едва ли не сведению всех ЖЭКов каждого района в один Один Большой ЖЭК, ибо именно так документ трактуют некоторые чиновники, которые в качестве оправдания пытаются спекулировать на непонимании большинством жильцов реальной картины и извечной нелюбви народа к многочисленным начальникам.
В результате выходит неразбериха, и чиновники противоречат друг другу. Например, все тот же замглавы КГГА Пантелеев обещает: «Мы сократим руководящий состав ЖЭКов, расходы на содержание служебных авто, мобильной связи и помещений». Но начальник профильного департамента КГГА Дмитрий Новицкий тут же говорит нечто другое: «Мы сокращаем количество начальников... И вместо зарплат десяти руководителям город будет оплачивать зарплату лишь одному». Из слов первого чиновника следует, что сокращают ЖЭКи, а из слов второго получается, что сокращают все-таки районные «прокладочные» КП, сводя их в одно предприятие, но не ЖЭКи... Совершенно невозможно что-либо понять в этом «потоке противоречивого сознания» разрозненных начальствующих субъектов.
В то же время практический опыт подсказывает, что если все районные ЖЭКи свести в один, то «на районе» наступит конец света, причем без кавычек. Правда, чиновники в один голос уверяют, что мастеров, то есть сантехников, электриков, дворников, слесарей и работников других категорий, которые работают руками, а не бумажки перекладывают, сокращения не коснутся. Более того, городские начальники даже обещают увеличить количество рабочих рук, но не сообщают, смогут ли их найти и привлечь к работе.
Но самые негативные последствия может повлечь именно сверхцентрализация. Возьмем пример того же Оболонского района. Кроме собственно массива Оболонь, население которого оценивается примерно в 250-300 тысяч, к этому району относятся также Минский массив, часть Куреневки и поселок Пуща-Водица. Кроме того, что население района приближается к половине населения, например, Львова или Запорожья, это еще и огромная территория. Сейчас в каждом микрорайоне, который на Оболони насчитывает десятки домов и десятки тысяч жителей, имеется свой ЖЭК с отдельной диспетчерской и ремонтной службой. Даже если в случае аварии не выходит дозвониться диспетчеру, то можно и ногами сбегать в ЖЭК, поскольку все находится в пределах пешеходной досягаемости. Точно так же мастера могут оперативно прибыть на место неисправности для ремонта. И это не говоря уже о проблеме получения в ЖЭКах разного рода справок.
А теперь представим, что все будет сведено в Один Большой ЖЭК с централизованной диспетчерской и ремонтной службами — ни дозвониться до диспетчера, ни дождаться мастера будет невозможно. А теперь перенесемся в Дарницкий или Деснянский районы, где площади не меньше, а население больше, чем в Оболонском...
Окончательно уничтожить доставшиеся с советских времен жилищно-эксплуатационные предприятия — это маниакальная идея очень многих «рехворматоров». Вот недавно и первый вице-премьер Гройсман высказался в том смысле, что нужно срочно уничтожить «монополию ЖЭКов». К сведению реформаторов, проживающих в особняках с собственной прислугой: монополии у ЖЭКов уже давно нет, поскольку на рынке существует множество частных хозяйствующих субъектов, выполняющих широкий спектр работ. Но хоть какую-то ответственность, а также разветвленную диспетчерскую и ремонтную службы имеют именно ЖЭКи, которые, будучи коммунальной совместной собственностью членов территориальной общины, должны работать на своих собственников — этих самых членов общины, то есть жильцов. И стоит задача не уничтожить ЖЭКи, а наладить их работу и заставить их исправно работать.
Вполне возможно, что уничтожить жилищно-эксплуатационную сферу хотят по двум причинам. Во-первых, чтобы городские и районные чиновники ни за что не отвечали, занимаясь своими излюбленными делами — бюрократическими играми, «мониторингами» и «дерибанингами». А все бремя проблем и расходов на содержание жилья взяли на себя стремительно нищающие граждане.
Во-вторых, не следует забывать, что ЖЭКи — это здания, сооружения, ремонтно-производственные базы, земельные участки и прочие находящиеся в столице активы, рыночная стоимость которых исчисляется суммарно в миллионах долларов. Очистив эти активы от жилищно-эксплуатационных мощностей, которые, повторим, не нужны проживающей в загородных особняках «элите», их можно пустить «под дерибан», положив в карман огромные суммы, оставив городу и гражданам копейки.
Думается, это и является одной из главнейших целей крайне опасной затеи по уничтожению ЖЭКов и созданию Одного Большого ЖЭКа. А жителям Киева следует срочно отвлечься от политическо-избирательных шоу и озаботиться более приземленными, но крайне насущными проблемами. А то выборы пройдут, у власти все равно будут проходимцы и мерзавцы, пусть даже с другими фамилиями, но когда завтра прорвет трубу и начнет заливать дом, то окажется, что звонить некуда и ремонтировать эту трубу некому!