Финансовый шторм над Кипром, ледниковый период в Киеве, смерть Березовского все это, конечно, факты. Они еще и совпали во времени, практически полностью заняв информационное пространство конца марта. Как снежный вихрь, эти хедлайны сократили до нуля видимость ближайшей реальности украинской жизни.
Тем временем в феврале промышленное производство продолжало падение, причем темпы падения увеличились в... два раза: январь к январю 2012 года 3,2%, февраль к февралю уже 6%. Именно падение производства стало ножом в спину прошлогоднему показателю роста ВВП. Что это означает? А то, что деиндустриализация страны выходит на свой пик. Остановимся на минуту на этом тезисе.
С одной стороны, новые производства открываются. В январе текущего года автор этих строк делал соответствующий доклад (отчасти с целью внушить оптимизм экспертному сообществу, «убитому» прогнозом роста в 0.2% ). Приведу некоторые цифры:
«...Инвестиции, приведшие к конечному результату, в новое производство разных уровней и масштаба в 2012 году составили, по... неполным данным из открытых источников: 1 млрд 567,8 млн долл.
Создано рабочих мест на новых, расширенных и модернизированных производствах в 2012 году (по неполным данным): более 7000. Запланированные теми же и некоторыми новыми фирмами на текущий год на те же цели: 1632,75 млн. долл., рабочих мест более 2000.
Средняя зарплата на новых, расширенных и модернизированных производствах в 2012 году (по неполным данным): 3,660 грн/мес.
Новых объектов в 2012 году: 31
Новых линий в 2012 году: 14
Запланировано объектов на 2013 год: 5
Запланировано линий: 10»
С другой стороны, разорение старых мощностей идет быстрее, и рабочие места уходят.
Так, уходит из Украины «Мечел», у которого дела плохи по всему региону «Восточная Европа». Продается, а по сути остановлен Донецкий электрометаллургический завод годовой мощностью около 1 млн тонн стали. А ведь в конце 2011 г. он был куплен за 537 млн.Сейчас ДЭМЗ стоит около $200 млн в два с половиной раза меньше, чем заплатил «Мечел». Россияне продали свои румынские и болгарские предприятия местным фирмам.
«Евраз» Романа Абрамовича в 2007 году купил металлургический бизнес группы «Приват» (а это метзавод им. Петровского, три коксохима, ГОК «Сухая Балка» и 50% Южного ГОКа), а теперь сбрасывает украинские активы. По сообщению Forbes.ua, в 2012 году «Евраз» вывел из структуры группы Днепродзержинский коксохим, а с начала прошлого года этот комбинат поставляет кокс «Метинвесту» Рината Ахметова, который ведет переговоры о покупке предприятия.
Прошлый год стал убыточным и для «Днепрометиза» российской группы «Северсталь». По предварительным данным, «Днепрометиз» сработал в минус 6,4 млн гривен.
В Одессе закрыт завод «Кислородмаш». Теряет работу 150 человек.
Сильно «кашлял» Запорожский ферросплавный завод. Официальная причина дорогая электроэнергия. Поручение правительства продавать заводу электричество по льготному тарифу не выполняется. Двухтысячный коллектив, по сути, на выходе. Но 1 марта в 7.00 на ЗФЗ запустили 6 печей. На 14 марта 20 печей. Вроде бы возвратили на работу 1500 человек, потом еще 500. Спикеру Владимиру Рыбаку заводское руководство и губернатор Пеклушенко обещали до конца года создать еще 1500 мест. Фактически же, это государство вытаскивает комплекс с устаревшими технологиями. Предприятие принадлежит группе «Приват», но Игорь Коломойский уже неоднократно предлагал Ринату Ахметову приобрести у него завод. На предприятии той же группы Никопольском заводе ферросплавов (НФЗ) история продолжается. Правительство пытается заставить «Энергорынок» продавать ферросплавщикам электричество не по $93 за МВт/ч, а дешевле, иначе они не смогут конкурировать с американскими и российскими предприятиями, которые покупают электроэнергию по $50 за МВт/ч. Между тем за рубеж Украина экспортирует электричество по $60-65 за мегаватт-час...
В машиностроении дела не лучше. Так, законодатель обложил одинаковой ставкой (3500 евро!) как полностью укомплектованные кузова для упрощенной (SKD) сборки, так и неукомплектованные, которые используют в более полных процессах. Это считается методом стимулирования производства в Украине автомобилей по полному циклу, которым на сегодня располагают только... ЗАЗ и «Богдан». Лоббизм чистой воды. В таких условиях SKD-сборка автомобилей на заводах КрАСЗ и «Еврокар» стала невыгодной. КрАСЗ даже останавливался, но в январе с грехом пополам возобновил работу.
Наблюдая за такой противоречивой ситуацией, нельзя не задаться вопросом на что направлена промышленная политика правительства, в котором восстановили целое профильное министерство? В целом, стиль управления хозяйственными процессами Кабинета Азарова можно охарактеризовать, как «слон в посудной лавке».
Но, может быть, цель наполнение доходной части бюджета, социальная стабильность? Не зря ведь такую публичную роль отвели Наталии Королевской, которая вошла в команду, как считается, по той же «ахметовской» квоте, что и министр промполитики Михаил Короленко.
Однако, увы.
Депутат от оппозиции, в прошлом первый заместитель министра социальной политики, Павел Розенко пишет в своем блоге на LB.ua: «А вчера добавился и второй скандал. Задолженность по зарплатам. Наверняка все помнят, что одной из первых фраз Королевской на новой должности было обещание к Новому году погасить всю задолженность. Не погасила. Более того, только за два последних месяца задолженность по зарплате в Украине выросла на 25 (!!!) %. В сельском хозяйстве на 16%, транспорте на 135%, в науке на 26%, в социальной сфере на 19%, в здравоохранении на 43%. Всего же задолженность по заработной платы в Украине уже составляет более 1 млрд 100 млн гривен. Завал на всех социальных направлениях».
Тем временем похудевшее «покращення» якорем от танкера со сжиженным газом, который так и не идет в наши порты, тянут вниз «великие финансисты» Колобов и Соркин. В этом легко убедиться, просмотрев информацию Минфина.
Совокупный государственный (прямой) и гарантированный государством долг Украины вырос в феврале на 0,85%, или на $558,8 млн до $66,549 млрд. Согласно сообщению, в целом за январь-февраль общий госдолг вырос на 3,18%.
При этом гарантированный долг сократился в феврале на 3,2% (за первые два месяца года на 3,04%) до $14,106 млрд, а прямой госдолг увеличился на 2% (в январе-феврале на 5%), до $52,442 млрд. А ведь властям Украины в 2013 году предстоит выплатить по внешним долгам около $9 млрд. Или 7% ВВП! Или 21,6% доходов бюджета прошлого года...
При этом валовый внешний долг Украины в IV квартале 2012 года вырос на $2,6 млрд, или на 2%, до $135,05 млрд. В целом, за прошлый год он увеличился на $8,81 млрд, или на 7%, тогда как в 2011 году его рост составил $8,89 млрд, или 7,6%.
Можно, конечно, утешать себя едва заметным снижением гарантированного государственного долга и снижением темпов роста заимствований. Но валовый долг в 106,3% ВВП?!
К сожалению, три года подряд Кабмин Азарова продолжает курс Кабмина Тимошенко, только в еще более грубой, извращенной и безответственной форме. И продолжение негативного тренда в марте премьер и его подчиненные станут объяснять... «непредвиденным» снегопадом.
А мы, перефразируя Хайяма, спросим у ноосферы: «Что там, за плотной занавеской снега?»
По-моему, ничего хорошего.