О коррупции как опасном явлении, способном погубить и малое государство, и целую империю, говорят сегодня много. Что касается коррупции именно в Украине, то здесь мы находимся больше на уровне абстрактного ощущения проблемы.
Знаем, что взяточничество во всех государственных институтах есть. Грустим, когда Украину во всяких там международных рейтингах по массовости коррупционных проявлений в обществе выставляют на первые места. Если говорить о сегодняшнем ее положении, то страна находится на 144 месте в мире, то есть где-то рядом с Гондурасом, как наиболее страдающая от коррупции.
Это же явление в странах ближнего зарубежья (бывших советских республиках) также называют проблемой «номер один». В Литве, где я на данный момент проживаю, озабочены 48 местом республики в том же печальном мировом «рейтинге о злоупотреблениях». Поэтому с коррупцией тут тоже борются, но по-своему.
Недавно, например, наказали одного крупного государственного чиновника оштрафовали и выгнали с работы за «коррупционные деяния». Господин У- скис (местные СМИ имя сохраняют инкогнито), оказывается, использовал служебную машину не по назначению, таким образом он нанес государству ущерб в сумме около ста литов (триста наших гривен). Литовцы сами над этим фактом посмеиваются. Тут знают аппетиты своих чиновников и так же, как и украинские граждане, не очень верят в скорую победу над злом.
В соседней с Литвой Латвии зато придумали способ профилактики коррупции получше, нежели штрафы и уголовное преследование. Это сами латыши так считают, что лучше... Депутатам парламента, например, роздали так называемые «коррумпометры» специальные анкеты. Заполнив ее графы, респондент узнает, насколько он сам предрасположен к злоупотреблениям своей должностью. Нардепам сейма Латвии эти анкеты заполнять обязательно. Уже в рекомендательном порядке над ними попотеют госслужащие пониже уровнем. И, наконец, образец анкеты-вопросника, может получить и простой гражданин, засомневайся он хоть на йоту в своей предрасположенности к нехорошим поступкам.
Анкетирование вызывает у многих здоровый скепсис. Ведь проводится оно на самом деле в режиме полной демократической свободы. То есть, даже нардеп не обязан посвящать посторонних в свои скверные внутренние наклонности и подспудные извращенные хотения!
Вернемся к Украине, к нашим «добропорядочным судам»
По части коррумпирования общества дела у нас похуже, чем даже традиционно было, например, у «старшего брата». Россия занимает в мировом рейтинге 133 место, мы, как говорил уже,
Тут прерву речь уважаемого адвоката и замечу, что в той же Литве и та же «вторая категория» встречается, по моим наблюдения, не реже чем у нас...
Игорь Шеховцов далее: «Но ведь с этого все и начинается! Когда за абсолютно адекватное, нормальное выполнение профессиональных обязанностей кто-то (судья, врач, чиновник) получает благодарность! Мы проводили исследования в нескольких украинских областях. Ставили, например, своим респондентам-судьям вопрос: используете ли вы свое положение для разрешения бытовых проблем, для проблем служебных? Ответы принимали, конечно, анонимно. Но они заставляют подумать. На этот вопрос из десяти наших сверхосторожных судей ответил позитивно лишь каждый пятый. Но! Половина отреагировала уклончиво: Не могу ответить. Не сумели справиться с таким простым вопросом? Не могу поверить!».
Вывод? Исследование украинских правозащитников в данном случае достаточно достоверно. Кстати! Кроме раздела «O судьях», оно содержит анализ коррумпированности выборных органов власти и органов власти исполнительной. Но как бороться, как победить социальное зло? Констатировать его существование, мол, это делают из года в год и президент, и парламент, и правительство, конечно же, недостаточно! Думаю, в законодательстве нужно расширить круг коррупционных правонарушений. Есть деяния, которые по природе коррупционны, но ответственность именно судей за них не предусмотрена. Нужно установить новые статьи в соответствующем законе. Причем немедленно! Ведь что касается украинских проблем, то приведу ещё один только факт (из книги господина Шеховцова). За первых четыре года деятельности Высшего совета юстиции Президент Украины и ВР поддержали его предложения об освобождении с должностей более 500 судей. Но подавляющее большинство их было снято за... незначительные дисциплинарные нарушения. Только трое судей за взятки!
Подведем итог
Десятка стран, в которых зафиксирован минимальный уровень коррупции, практически не меняется из года в год. В 2012 году первое место делят Дания, Финляндия и Новая Зеландия, затем идут Швеция, Сингапур, Швейцария, Австралия, Норвегия, Канада и Голландия... У постсоветских стран (без стран Балтии) наилучшая ситуация в Грузии (51 место), наихудшая в Туркменистане и Узбекистане (170 место). В Литве видят возможности преодоления зла в нескольких направлениях действия. Правительство страны в прошлую среду одобрило, например, предложение о вступлении Литвы в Международную академию по борьбе с коррупцией. Когда это произойдет, правоохранительные органы смогут участвовать во всех учебных мероприятиях, организуемых Международной академией борьбы с коррупцией, и пользоваться новейшей научно-исследовательской информацией. Это позволит постоянно совершенствовать методы работы правоохранительных органов с целью эффективного сокращения коррупции, будет содействовать распространению антикоррупционного просвещения.
Возможно, опыт латышской «коррумпометрии» и литовского интегрирования в Европу переймут и соседние страны. Эксперты говорят, что проблема с этим явлением (то бишь, с лихоимством в государственном масштабе) резко тормозит экономику и уводит ее в «тень». Коррупция, несмотря на штрафы и резонансные скандалы, продолжает разъедать «экономические тела» балтийских республик.
К слову сказать: самая высокая доля теневой экономики зафиксирована именно в постсоветских странах ЕС. То есть прежде всего, в Латвии, Литве и Эстонии... Об этом узнали недавно социологи-исследователи из университета Кеплера в Австрии. По их данным доля теневой экономики в Литве составила 29 процентов, в Эстонии 28, в Латвии 26. Некоторые же литовские эксперты считают, что доля теневых сделок, проведенных хозяйственными «субъектами» страны, еще в прошлом году была действительно 28 процентов от сделок «прозрачных», но именно в этом году она выросла уже до 40!