Она умерла 24 января 1989 года в Полтаве. От лейкемии. Родилась тоже в Полтаве, 2 декабря года
Зато я прекрасно представляю места, где эта маленькая девочка гуляла с родителями. Этот микрорайон города называется Половки, я там тоже тогда долгое время жил и тоже прогуливался с маленькой дочкой у старой, почти совсем разрушенной «Пушкарёвской церкви». На развалинах гулять с ребенком опасно, но моя дочка проявляла большое любопытство к странному для нее сооружению. И поэтому ничуть не странно, даже вполне вероятно, что наши пути с Сашенькой и ее отцом здесь, на этом именно месте, могли пересечься. Но нет. Не свела судьба.
Папа Сашеньки, известный полтавский художник Евгений Путря, посвятил памяти дочери большую часть своей души и все последние годы. Он проводил выставки ее рисунков. Благодаря его усилиям и неизменному содействию, снято пять документальных фильмов. Вышла также документальная книга-повесть, а на стене детсада, где она воспитывалась, установлена мемориальная доска. В Полтаве в художественном музее есть зал с картинами Саши Путри. В городе также проводится конкурс детского рисунка, отец Саши добился, чтобы этот конкурс стал международным. Он создал сайт ее имени, ее жизни и уникальному таланту посвященный...
Интересно, что было бы, если бы Евгений Васильевич каждый год рисовал портрет своей дочери, будь она жива, как выглядел бы сегодня ее образ? Судя по детским ее портретам и фотографиям, это была бы теперь милая женщина, с очаровательной улыбкой и большими, полными тайн Вселенной глазами.
Спальню их небольшой двухкомнатной квартиры на Половках Евгений Васильевич превратил в художественную мастерскую, в которой поставил два стола себе и доченьке. Они создавали свои рисунки и картины за этими столами, почти никогда не заглядывая друг другу через плечо. В тех случаях, когда Саша хотела показать отцу готовую работу или ей нужна была помощь, она клала ему на стол записку: «Папа, приходи!». Сам Евгений Васильевич, будучи крепким профессионалом, вначале попытался обучать дочку по академической программе: этюды, натюрморты, технические приемы... Но натолкнулся на деликатный и твердый отказ принять его наставническую помощь. И с тех пор в дела дочери папа-художник не вмешивался, чтобы не навредить, чтобы Саша сформировалась самостоятельно, следуя внутренним влечениям и приказам своего чуткого сердца.
Ну, а если идти по хронологии, то заниматься рисованием это Дитя Индиго начало с трех лет. Уже тогда Сашенька уверенно держала в руках карандаш и кисточку. Рисовала не переставая, даже засыпала, испачканная красками. «Когда я вырасту большая, говорила она, непременно стану художницей и буду рисовать с утра до вечера. Даже ночью».
Рассказывает Евгений Васильевич: «Рисование для Сашеньки было таким же естественным, как сон, как еда. Рисование даже заменяло ей почти что друзей, детские игры, особенно, когда болезнь обострялась... А заболела она вдруг, неожиданно!».
Здесь я позволю себе несколько отойти от этой главной, волнительной и безусловно печальной коллизии. О «детях индиго» пишут в последние годы чрезвычайно много. Их называют людьми новой человеческой расы. О них впервые заговорили лет двадцать назад тогда их появлением «обозначили» начало Эры обновления человечества, отсчет которой ведут от прихода в этот мир необыкновенного поколения удивительных маленьких талантов. Признаюсь, я тоже встречал в течение своей жизни деток, чьи способности можно назвать феноменальными и чьи судьбы складывались по-разному.
Например, в той же Полтаве живет мальчик Лёва Онуцу, ему сейчас 14, но я наблюдаю за расцветом его таланта с шести. Именно тогда он уже стал лауреатом международного конкурса маленьких музыкантов в Ужгороде. Лёва сейчас занимается с учителем музыкального училища, он давно обогнал по развитию своих сверстников. Легко осваивает уже консерваторскую по трудности программу. Его папа и мама профессиональные музыканты. Но Лёвин папа, Виктор Викторович, доверительно мне сказал, что не хотел бы, чтобы его сын стал пианистом-профи... «Очень тяжелая и очень неблагодарная работа, я-то знаю...». Папа у Лёвы сам замечательный скрипач, виртуоз. Мама тоже скрипачка, играет в одном оркестре с папой. Лёва, что называется, походя освоил и скрипку. Понятное дело. Хоть папа с ним почти не занимался. То есть фактически он УЖЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ музыкант, владеющий двумя сложнейшими инструментами. При этом его музыкальным воспитанием реально занималась... бабушка! Папа и мама почти постоянно в разъездах, да и вы знаете теперь, насколько «пылко» родители хотели бы для Лёвы будущего в сфере высокого искусства. Не хотели. Да и если рассудить, то какая судьба ждет этого феноменально одаренного подростка годы спустя, после окончания музыкального вуза? Место скрипача в провинциальном оркестре с окладом 2000 гривен и это при хорошем раскладе? Или судьба кабацкого «шансонье-тапера» с большими, нежели у учителя ДМШ, заработками, но и с еще большим риском банально спиться?
У меня такое ощущение, что таланты этой стране не нужны. И хоть в той же Полтаве был даже много лет назад организован некий «Фонд поддержки талантливых детей», я что-то не припомню (при том, что культурную жизнь города специально «мониторил» лет двадцать), кого именно из настоящих «детей индиго» он, что называется, вывел в люди. Или хотя бы даже кому из «просто талантливых» полтавчан помог, реально и принципиально! Впечатление такое, что этот фонд, как и прочие аналогичные структуры в нашем отечестве, только и существует, что для отмывания крупных денег «добрыми богатыми дядями и тётями»...
Но вернемся к истории Саши Путри. Кстати! Первоначально упомянутый фонд поддержки детских талантов был назван как раз ее именем! Но это уже состоялось (создание самого фонда) «постфактум», после смерти девочки.
* * *
Случилось это в году
Евгений Васильевич долго Сашеньке объяснял, но у девочки его объяснения с трудом укладывались в сознании: кто, почему и как разрушил эту прекрасную церковь, построенную нашими предками-казаками? Так же долго и врачи не могли поставить Сашеньке тот диагноз. А когда поставили, то это было, как гром среди ясного неба! Лейкоз... Было девочке-художнице тогда пять. Врачи ей предрекали скорую смерть: «Сгорит за два-три месяца, недуг неизлечимый, медицина бессильна...»
Но даже и то, что она прожила после этого страшного приговора ещё шесть лет, можно трактовать как «обыкновенное чудо». И в основе этого чуда, как считает сам Евгений Васильевич, невероятная, фантастическая страсть Сашеньки к рисованию: «Она могла просиживать за фломастерами и красками и по восемь, и по десять часов в день. Когда здоровье ухудшалось, и мама ложилась с ней в больницу, я приходил, бывало, и спрашивал: Как Сашенька? Рисует? Получив позитивный ответ, успокаивался немного. Ведь это означало, что здоровье дочки улучшается. Но бывало, что на мой обычный вопрос жена только молча разводила руками... Тогда становилось понятным: совсем плохи дела... В больнице Сашеньку знали и любили все: от нянечки до главврача. Любили за терпеливость, с которой переносила болезненные процедуры, за весёлый нрав. В палате, где она лежала, всегда собирались дети, слышен был смех. Врачи не запрещали такого общения, и больница не была для девочки чем-то страшным. Хотя, естественно, что больше всего на свете она любила отчий дом».
Сидя с папой и мамой тёплыми осенними вечерами на балконе, Сашенька засматривалась на пылающие закатные облака. День угасал. Облака постепенно сливались с тёмным небом. Над головой вспыхивали искорки звёзд, и одна из них привлекала внимание больной девочки более других: громадный, сияющий холодной синевой Сириус!
«Мы говорили с ней про планеты, про летающие тарелки, про Бога, про людей, продолжает отец маленькой художницы. Она же не на шутку увлеклась гороскопами, астрологией и особенно интересовалась сообщениями про НЛО. Сашенька искренне верила, что на этих загадочных космических кораблях прилетают на Землю наши предки, и настанет день, когда она с ними встретится».
* * *
В школе девочка-художник училась легко, сразу стала любимицей класса и учителей. Когда её хвалили, называя, «профессор ты наш», Сашенька не знала, куда глаза девать, она была скромной ученицей. Но уже дома рассказывала родителям: и о своих успехах, и о том, как ей неудобно принимать похвалы... Между тем, болезнь ее начала обостряться, и она не смогла более ходить в школу (училась дома). Сашенька, впрочем, даже несмотря на страшный недуг, умудрялась перевыполнять школьную программу. Последняя её уже не устраивала. Завела свою библиотеку (около тысячи книг). Представьте: восьмилетняя девочка так увлеклась чтением, что все это к концу ее крохотной жизни было прочитано! Среди любимых её авторов были и Купер, и Майн Рид, и Стивенсон с Марком Твеном. Зачитывалась книгами Дюма, Гюго, Пушкина, Гоголя... А рисовать Сашенька любила теперь под музыку. В её фонотеке появляется до ста пластинок. Конечно же, это записи детских сказок, мюзиклы, песенки из мультиков...
«Врачи рекомендовали ей избегать яркого солнца, так что гуляли мы с ней рано утром или вечером. Когда на дворе было пасмурно, садились на велосипед и путешествовали окраинами города».
Не удивительно, что на листах бумаги, которые она исписывала кистью и карандашами, появлялась и парковая зелень с изумрудной травкой, и маленькие зверушки, которых она очень любила (родители ей позволили завести щенка и котенка, соседи подарили аквариум с рыбками). Всех этих ручных мышек, собачек, кошечек, рыбок и птичек (жил в доме Путри еще и попугай) Саша малевала с любовью, украшая их чудесными орнаментами, одевая в невиданные одежды, чтоб им, этим зверятам, было тепло и приятно.
«Мы докупили к ее рыбкам еще тритонов и черепашек, и Саша часами могла рассматривать это подводное царство...»
Темы рисунков вполне отражали ее детские увлечения и привязанности. Иногда и более глубокие чувства! В шесть лет Сашенька влюбилась в своего двоюродного братика Витю Бражанского, светловолосого голубоглазого симпатичного мальчика. Вот и появилась целая серия ее рисунков «Витенек»: там он то гусар, а то и жених... А после фильма про трёх мушкетёров её любимцем стал д`Артаньян-Боярский. Она даже написала своему кумиру письмо, но так почему-то и не отправила.
Но вот, наконец, в ее жизни появляется блистательный черноглазый юноша. В 1986 году Сашенька посмотрела индийский фильм «Танцор диско». Митхун Чакраборти актер, сыгравший главного героя, последняя, самая сильная Сашина любовь.
«Вся дальнейшая жизнь этого хрупкого дитяти прошла под знаком интереса к Индии, её культуре, рассказывает Светлана Грицай, близкий друг семьи Путри, президент полтавского городского общества украинско-индийской дружбы Шанкти. Ни одного индийского фильма, который шёл в городе, она потом не пропустила. Портрет Чакраборти, вставленный в оправу, она носила около сердца... Родители Сашеньки очень трепетно относились к этой ее, почти недетской любви, тихо радуясь её большой радости. Так и похоронили потом дочурку свою с портретом прекрасного индуса на груди».
* * *
Родители Саши любят вспоминать ещё одно индийское, очень странное «видение», когда их дочурка, заявила им, что помнит живого слона большого, настоящего, и даже страшного. Страшновато было Сашеньке, оказывается ... прокатиться на этом слоне! Девочка горячо убеждала папу и маму, что это не было выдумкой, что все происходило в реальности: «Я ведь помню! Ехала на Слоне! Слон был очень большой, это точно!».
«Но мы-то знали еще вернее: да, в зоопарк мы дочку водили, но слона никакого там не было, волнуется Евгений Васильевич, Тогда что это было? Мистика? Галлюцинация? Память бессмертной души?».
Как бы там ни было, родные и близкие остаются уверенными, что «тема Индии» в её рисунках не была простой случайностью. Ведь что мы знаем на самом-то деле о тайне рождения и смерти, о карме, об предыдущих наших жизнях?
Светлана Михайловна Грицай рассказала мне еще одну трогательную историю. О том, как она уже после смерти Сашеньки ездила в Индию в длительную, многомесячную командировку. И о том, как она повезла в эту сказочную страну несколько десятков рисунков Саши Путри (с благословления ее отца). И еще о том, какой громадный успех и общественный резонанс имели многочисленные выставки (на уровне посольств двух наших стран) маленькой полтавчанки в ее любимой Индии...
Уже теперь, когда Сашенька навсегда ушла из мира людей, многие из знакомых с ее творчеством задаются вопросом: «Кто из художников ей больше всего нравился? Кому она подражала?» Вот мнение отца:
«Из книг по изобразительному искусству нашей библиотеки она чаще всего выбирала Рисунки Дюрера, Дюрер и его эпоха. Дочка подолгу рассматривала их, отдыхая после рисования. Нравились, кроме Дюрера, еще два немца Ганс Гольбейн и Альбрехт Альтдорфер! Особенно поразил ее последний из художников, его Битву Александра Македонского с Дарием она рассматривала с лупой в руках! Наследуя традиции классического экслибриса, Сашенька также изготовила несколько крохотных книжечек (4 на 2,5 сантиметра форматом), в которых поселила неких необычных насекомых. Жучкам этим дала необычные имена: Цымзибуця, Коробулька, Фуня, Ковбасюк...»
А ещё она «издала» две книжечки стихов, оформив их своими рисунками и орнаментами по всем правилам издательского искусства. Подарила своим товарищам по больничной палате. Эти стихи были очень весёлые, как и сама Саша.
... Саша Путря оставила после себя 2280 рисунков и композиций, множество чеканок, выжженных по дереву картин, работ из пластилина. Чертила даже технические проекты, которые должны были, по ее замыслу, помочь взрослым... достать Луну и делать там асфальтовое покрытие дорог. Без трещин!
Нарисовано за неделю до смерти
Вместо постскриптума. Эту маленькую и так рано угасшую талантливую художницу знают во всём мире. С 1989 по 2005 год состоялось 112 её персональных выставок в 10 странах... Тогда, в
«Во время прогулок мы часто заходили под своды обветшалого и заброшенного храма: чтобы переждать зной или спрятаться от дождя. Сашенька расспрашивала меня о том, кто и когда ходил в эту церковь, сколько ей сейчас лет, что было нарисовано на ее стенах и почему они такие толстые? И еще: отчего с потолка свисает плесень? Где жил дедушка-священник и почему на куполе нет крестика? Почему эта церковка теперь никому не нужна? Мне трудно было ответить на эти вопросы. Но мне также памятно это место и тем, что Сашенька сотворила тут свою первую молитву. Этими детскими молитвами, как оказалось впоследствии, храм был спасен от окончательного разрушения» (Из воспоминаний Евгения Васильевича Путри).