Всю жизнь человек борется между собой плохим и собой хорошим, двумя полюсами, понятиями, одинаково присущими всем эгоцентризмом и самопожертвованием. А в перерывах мучается над размышлениями о том, что такое духовность.
В пещерные зимы, когда главной мыслью было выживание собственной маленькой стаи, первобытное эго сбрасывало крылья и гнало человека напролом. В короткие весны успокоенности охотник останавливался, и в его глазах зажигался прометеев огонь цивилизованности. Сгорая в битвах столетий и ежедневных маленьких войнах за сантиметры своего существования, человек возрождается снова и снова для жертвы, которая продвинет его еще на шаг в долгом пути. Так жизнь пишет кодекс морали, который позволяет, избегая крайностей, держаться золотой середины: не падать слишком низко, когда плохо, и не взлетать слишком высоко в своем эго-полете, взирая с равнодушием.
Смена этих крайностей определяется не влиянием отдельных личностей на ход истории, а интересами экономики и политики. Мы живем в эпоху закручивания гаек, поэтому эго настойчиво напоминает о себе лязганьем зубов. Но и тему духовности мы не сдаем из страха потому что жестокое время все не заканчивается, а наоборот, затягивается и радикализируется. Настолько, что из него может не быть возврата.
О чем думают теперешние, социально активные, изредка и по случайности выхватывая слово «духовность» в информационном потоке? Во всяком случае, они не путают с «духовностью» вещи несоизмеримо более полезные для процветания здесь и сейчас: социальный лифт, карьерное продвижение, выгодный банковский кредит. А иногда ошибочно думают, что духовность это что-то вроде кармы. Погасший пыльный фонарь. Когда самому станет страшно, его всегда можно зажечь, чтобы осветить укромные уголки собственной природы.
У перестроечного поколения духовность вызывает из памяти горбачевское ТВ, когда после программы «Время» на экран выплывала упитанная фигура в рясе, с бородой и огромным золотым крестом на брюхе. Минут десять фигура велеречиво и малоубедительно изъяснялась о духовности, призывая к христианской вере в стиле «дети, будьте же милы и послушны!» О духовности напряженно и бесплодно размышляли в публицистических передачах известные советские кинорежиссеры и писатели, демонстрируя публике себя и картинно подпирая виски указательными пальцами.
До крушения СССР от духовности веяло совсем уж архаичной, но возвышенной символикой «церковщины»: золоченые купола, попы с хоругвями, неловкие лобызания равнодушных икон да молитвенные песнопения в храмах.
Не дождавшись массового осознания и пережив недолгий всплеск интереса к себе в конце
Именно тогда мы попытались иначе сформулировать понятия о жизни, присоединиться к остальному миру и зажить в счастливом единстве и согласии с общечеловеческими ценностями, считая духовность чем-то вроде синонима религии, занимающей в иерархии западного человека подобающее место, не слишком выпячиваясь.
Но непонятая, заочно обвешанная ярлыками и отправленная пылиться куда-то в дальний угол человечьих чердаков, «духовность» снова возвращается для перезагрузки и снова почему-то так притягательна.
Мы сами ввергли себя в крупнейшую геополитическую катастрофу века, с которой на благополучном Западе сравнили гибель Союза, чтобы перепробовать, как и мечтали, 30 сортов сыра и вдоволь насмотреться на жизнь других стран и континентов. Мы, хлопнув дверью, вышли из нашей старой, надоевшей жизни в мир, который подарил нам немало, но отнял, в отместку за легковерие, несравненно больше детскую безмятежность и нравственное спокойствие.
Выросшие в один момент дети не успели развиться и зажечь свой фонарь. Время широкими грубыми ладонями наспех лепило их из подручных материалов, примешивало к первородной глине новую пыль. Как в пластилиновом мультике, вчерашние наивные люди жестоко сминались, превращаясь в големов. Новые условия не подразумевали инкубационного периода.
Поэтому на наши улицы вышел новый герой, человек без души, Данила Багров зеркало поколения, для которого духовность атавизм, а не источник энергии. Руководствуясь только что выдуманным кодексом рефлексов, он борется со злом методами, которые отрицает гуманная философия. Рожденный вечно мятущейся от добра к злу интеллигенцией, сетовавшей на отсутствие пророков в собственном Союзе, новый герой эволюционный шаг назад, существо, получившее ущербные взгляды на окружающий мир и перекраивающее жизнь других сообразно этим взглядам.
Этих антигероев нового времени все больше, они множатся и уже конфликтуют друг с другом. Изо дня в день мы живем в вечной боязни, что кто-то или что-то может оторвать от нас кусок глины для новых экспериментов, отнять здоровье, надежду, радость, жизнь, обречь на кризис. Теперь-то мы и начинаем понимать, что духовность это неписаный общепринятый кодекс морали, который неукоснительно соблюдается. Только и всего. Плавные многозначительные беседы о совести, карме, различиях религий, религиозной вере, предтечах, мессиях, апостолах и даже боге не имеют к этому ровно никакого отношения.
Религии давно доказали свою моральную непригодность, запутавшись в спорах друг с другом об истинности, насаждая цивилизации свои пещерные представления о быте и часто живясь за счет грязных денег. Люди с извращенным пониманием морального и аморального всегда абсолютно убеждены в собственной правоте, поэтому ничто не мешает им совершать преступления и тут же отправляться в церковь помолиться и очиститься.
Антидуховные герои не отщепенцы, они появляются не просто так, а с молчаливого согласия истеблишмента, указывающего направление развития режиссерам и писателям, вечно ловящим конъюнктуру. Такие герои не мы. Они то, чем нас хотят видеть. Поддаются не все, но антигеройство заразно. В ответ поднимается не менее искусственная волна людей с биркой «совесть эпохи». Они заламывают руки и плачут на публику о том, что больше нет духовности.
Единственная среда, в которой духовность неплохо себя чувствует без искусственных подпорок социальные страны со здоровой конкурентной идеологией, где гармонично развивается личность. Большинство людей не так уж плохи, как это может показаться. Почти все они весьма практичны в том, что касается приобретения для себя, а потому рады быть немного более человечными, гуманными. Это полезно для здоровья не видеть врага или убийцу в человеке, сидящем на скамеечке с газетой в руках, пока вы играете на траве с детьми. Не вздрагивать настороженно при виде иностранца подозрительного вида, входящего в метро. Спокойным, размеренным шагом переходить «зебру», не озираясь пугливо по сторонам. Не ждать зла и не причинять его самому.
Ведь духовность это еще и простая игра в достоинство, но по правилам. Ты мне, я тебе.