Целью создания офшора президентом Украины Петром Порошенко могла стать минимизация налогов, а не планы по передаче кондитерского бизнеса «Рошен» в «слепой траст». Как выяснили журналисты «Фразы», представитель президента в Верховной Раде Ирина Луценко отрицает данные журналистского расследования.
«Судя по всему, офшоры создавались именно для того, чтобы избежать налогообложения в случае получения прибыли или продажи компании», — утверждают журналисты Центра расследования коррупции и организованной преступности OCCRP и программы «Слідство-Інфо» на «Громадське ТБ».
Как сообщает «Украинская правда», немецкая газета «Sueddeutsche Zeitung». получила и передала сетям журналистов-расследователей ICIJ и OCCRP документы, согласно которым в июне 2014 года юристы украинской фирмы «Авеллум», представляющей интересы Порошенко, написали юристам из фирмы «Еплбай» с острова Мэн письмо. «Дело чрезвычайно деликатное. Имя клиента — Петр Порошенко. Мы работаем над реструктуризацией его кондитерского бизнеса („Рошен“). Для получения доступа к международным рынкам мы собираемся построить новую холдинговую компанию группы в Люксембурге. Под ним будет голландский суб-холдинг, который будет владеть всеми оперирующими компаниями. С налоговыми целями над люксембургской компанией будет кипрская фирма. Она будет владеть офшорной компанией — мы предпочитаем БВО, но Остров Мэн также может подойти ... Она будет владеть акциями и получать дивиденды. Продажа акций в определенный момент возможна (если инвестор предложит хорошую цену)», — якобы говорится в документе.
Как объясняют эксперты, из этого следует, что именно налоговые цели лежали в основе создания минимум одной из трех компаний, а продажа «Рошен», которая была одним из предвыборных обещаний Порошенко, в письме упоминается лишь в качестве опции. «Порошенко же объяснял необходимость создания офшорной структуры, которая была построена по описанному образцу, исключительно потребностью передать кондитерский бизнес в «слепой траст», — напоминают журналисты.
По словам практикующих юристов, из письма не следует, что целью или опцией при построении офшорной структуры, был траст и такая структура не нужна для того, чтобы передать управление компанией в «слепой траст». «Такая структура нужна, скорее всего, если планируется продажа, для оптимизации доходов от продажи», — объясняют юристы.
В свою очередь юристы Порошенко настаивают, что структурировали «Рошен» таким образом, чтобы все налоги уплачивались в Украине.
В то же время, как сообщает «Интерфакс-Украина», представитель президента в Верховной Раде Ирина Луценко в ходе согласительного совета 6 ноября 2017 года опровергла данную информацию. «Компании международной холдинговой структуры при передаче компании „Roshen“ в „слепой траст“ не имели банковских счетов. Любые заявления о нарушении валютного законодательства, или перечисления любых наличных средств из Украины при создании этой структуры являются необоснованными домыслами. Просим очень аккуратно формулировать то, что было услышано и искажено, перекручено (в журналистском расследовании)», — сказала Луценко.
Она подчеркнула, что для осуществления операции по передаче в «слепой траст» компании Roshen необходимо было создать международную холдинговую структуру. «Эта международная холдинговая структура была настроена на то, чтобы избежать двойного налогообложения с той целью, что бы все налоги в полной мере были заплачены именно в Украине, а не за границей», — объяснила представитель президента.
«Создание этой международной холдинговой структуры было обязательным, потому что по другому, согласно Гаагской конвенции 1985 года, нельзя было передать в доверительное управление Ротшильду — такие международные условия, такова международная конвенция», — добавила политик.
Как сообщала «Фраза», 8 апреля 2016 года доля президента Порошенко в «Рошен» была передана в новую иностранную структуру в рамках заключенного с Rothschild Trust договора о слепом трасте.
Перед этим СМИ сообщили, что группа компаний «Укрпроминвест» президента Украины активно использовала офшоры якобы для уклонения от уплаты налогов на сумму около 25 млн грн.
Напомним, 3 апреля 2017 года были обнародованы так называемые «панамские документы» об использовании офшоров многими влиятельными политиками мира, среди которых и президент Украины Петр Порошенко. Согласно расследованию журналистов проекта «Центр по исследованию коррупции и организованной преступности» (OCCRP), основанного на документах от юридической фирмы Mossack Fonseca в Панаме, президент Украины Петр Порошенко основал три офшорные компании по управлению активами, включая кондитерскую корпорацию Roshen, не указав сведения об этом в своих имущественных декларациях.
В тот же день украинские СМИ сообщили, что Порошенко основал три офшора для реструктуризации активов Roshen. Сразу после этого финансовые советники Порошенко сообщили, что Roshen передан в траст, и президент не имеет отношения к управлению этим активом.
Позже они также заявили о полной законности операций, осуществленных ими по поручению своего клиента, подчеркнув, что создание компаний в иностранной юрисдикции было единственным возможным путем для передачи активов Порошенко в управление авторитетной международной трастовой структуре.
О том, почему после офшорного скандала Петр Порошенко не подал в отставку, читайте здесь.