Основатель группы компаний «Фактор» Сергей Тищенко, который слывет хорошим другом одного из «серых кардиналов» партии «Народный фронт» Сергея Пашинского, не спешит расплачиваться с кредиторами.
На протяжении последних лет группа «Фактор» бизнесмена Сергея Тищенко осталась без двух своих некогда ключевых бизнес-единиц — «Фактор Капитал» и «Фактор Эксим». Эти компании, по подсчетам «ОЛИГАРХА», остались должны банкам почти 3 млрд. гривен, надежд на возврат которых уже фактически не осталось.
Банкротство «Фактор Эксим» — некогда одного из крупнейших импортеров дизельного топлива в стране — стартовало в 2012 году по заявлению самого должника,а в 2015 году компания была ликвидирована. По решению Хозяйственного суда Киева в одночасье было списано более 1,7 млрд. гривен долгов, накопленных данной компанией. Из них почти половина (830 млн гривен) пришлась на государственный Укрэксимбанк, 400 млн грн. — на банк «Надра» (также перешел к государству), остальное — на частные банки.
Банкротство второй компании — «Фактор капитал», на которую были оформлены производственные и сбытовые активы — стартовало в 2013 году, в этот раз истцом выступила другая компания группы — «Фактор Нафтогаз». В данном случае долг перед Укрэксимбанком составил 920 млн. гривен. Шансов вернуть деньги у этого банка также не было. Общий долг «Фактор капитала» был оценен судом более чем в 2 млрд гривен, тогда как обеспечены залогом у Укрэксимбанка оказались лишь требования на 12 млн. гриен (большая часть обеспечения — у ВТБ Банка и БМ Банка).
Но даже этот десяток миллионов гривен Укрэксимбанку не достался. В августе 2015 года ликвидатор «Фактор капитала» заявил в хозсуде Житомирской области, что получил согласие Укрэксимбанка на продажу всех активов группы по стартовой цене, равной всему двухмиллиардному долгу перед кредиторами — десятков земельных участков, АЗС, оборудования, автомобилей и т. п. Покупателей, естественно, не нашлось, и лоты начали дробить. В декабре 2015 года несколько АЗС купила фирма «Фактор Энергогрупп». При стартовой цене лота в 12 млн. гривен он был продан за 13 миллионов, из которых 3,2 млн. гривен сразу были перечислены госбанку. Однако в банке заявили, что не давали согласия на дробление активов. Более того, там заявили, что продажа произошла по заниженной цене.
Сергей Тищенко
Логика банка проста. Публикуя объявления о продаже нескольких АЗС, ликвидатор разместил фотографию одной из них в разрушенном состоянии. «Вышеупомянутое объявление содержит ложную информацию, а именно, на фотоснимках изображено здание автомобильной газонаполнительной компрессорной станции АГНКС-75 и оборудования, которые подверглись разрушениям и повреждениям, тогда как по состоянию на 20.09.2015 г. здание автомобильной газонаполнительной компрессорной станции АГНКС-75 и оборудование было отремонтировано, восстановлено и введено в эксплуатацию, о чем свидетельствуют фотографические изображения, выполненные представителями Укрэксимбанка в сентябре 2015 года. Укрэксимбанк считает, что публикация в объявлении фотографических изображений здания автомобильной газонаполнительной компрессорной станции АГНКС-75 и оборудование АГНКС-75 автозаправочных станций, находится по адресу: Луганская область, г. .Лисичанск, ул. Первомайская, 43 в разрушенном и поврежденном состоянии, есть не что иное, как предоставление ликвидатором недостоверной информации, что вызывает искусственное занижение стоимости имущества должника и вводит в заблуждение будущих потенциальных покупателей имущества должника», — говорится в исковом заявлении Укрэсимбанка.
Впрочем, суд первой инстанции с этими доводами не согласился, как и Ровенский апелляционный хозсуд, который 7 декабря отказал госбанку в апелляции. Таким образом очевидно, что и в этот раз госбанку не стоит рассчитывать на что-то существенное.
Сам Тищенко в недавнем интервью объяснил, как его группа оказалась столь щедро закредитована, в том числе госбанком. «2005 год был фундаментально „красивым“ годом для бизнеса. После Оранжевой революции западные инвесторы, поверив Ющенко, начали вкладывать деньги в украинский бизнес. Было очень дешевое западное финансирование. Причем, кредитовали всех», — сказал бизнесмен в интервью летом этого года. Укрэксимбанк кредитовал группу в 2006-2007 годах и на то время она действительно была одним из крупнейших участников рынка. «В 2005-2008 годах, когда президентом был Виктор Ющенко, „Фактор“ был одним из самых крупных импортеров нефтепродуктов в Украине», — говорит Тищенко. В том, что его бизнес был наполовину разрушен и «Фактор» покинул список крупнейшим импортеров топлива с 2010 года, он винит Виктора Януковича, с легкой руки которого на топливный рынок была введена группа ВЕТЭК Сергея Курченко.
Сергей Пашинский
После 2014 года решить проблемы с огромными долгами перед банками и выйти фактически сухим из воды Тищенко помогла смена власти. Как уже писал «ОЛИГАРХ», Тищенко является близким другом Сергея Пашинского. В 2006-2007 годах, когда «Фактор» пережил наибольший расцвет, Пашинский был главой подкомитета по вопросам стратегии развития отрасли и инвестиций Комитета Верховной Рады по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности. Сейчас он один из лидеров «Народного фронта», а сам Тищенко — на короткой ноге с лидерами нынешней власти. Например, в мае программа «Схемы» («Радио свобода») выпустила сюжет, где говорилось о том, что нардеп от БПП Александр Грановский, который курирует вопросы, связанные с судами и прокурорами, встречался с Тищенко в БЦ «Леонардо».
Сейчас группа Тищенко понемногу набирает былой вес. Упомянутая выше компания «Фактор Энергогруп», скупающая активы компаний-банкротов (ее главой до 2015 г. был Александр Горбунов, который сейчас руководит госпредприятием «Укртранснефтепродукт», управляющим арестованным Одесским НПЗ) получила статус ключевой холдинговой компании группы «Фактор», от имени которой она ведет свою операционную деятельность. Ключевые же денежные потоки группы заведены на нефтетрейдера «Укройлпродукт», чистый доход которого только в 2015 г. составил около 1,5 млрд. гривен.
Самое же интересное, что по бумагам этот бизнес к Тищенко не имеет отношения — контрольный пакет компании оформлен на некоего Александра Кота из города Коростень Житомирской области — малой родины Тищенко и Пашинского. На этого же человека оформлена также россыпь других активов группы Тищенко во главе с ООО «Фактор групп» и кипрской компанией Framco Investments Limited. Причины такого расклада лежат на поверхности — Тищенко, выступавший ранее поручителем своих компаний перед банками, до сих пор лично судится с неудовлетворенными кредиторами. Например, Укрсиббанком, который еще в 2014 году добился решения суда о солидарном взыскании с Тищенко и ООО «Фактор эксим» около 25 млн. долларов долга,но пока не смог применить его на практике.