«Мсье Арафат еще не решил», так сообщил изумленным журналистам пресс-секретарь военного госпиталя Перси в начале октября 2004 года в ответ на вопрос о том, что происходит с Ясером Арафатом, главой Палестинской автономии. 29 октября символу палестинской борьбы стало плохо, и через три дня во дворе правительственного комплекса Муката в Рамалле уже кружил вертолет, который забрал с собой страдающего от неизвестной болезни Арафата в Амман, а оттуда в Париж.
Восемь с половиной лет назад весь мир следил за тем, как умирал Ясер Арафат: вокруг госпиталя денно и нощно дежурили журналисты, и выход каждой медсестры из здания разьяснялся авторитетными экспертами и аналитиками. Затем Арафата всем миром хоронили сначала в Каире, где прошла торжественная церемония, затем в Рамалле, где толпа чуть не разорвала в клочья гроб с его телом. Теперь гендиректор катарского телеканала Аль-Джазира решил, что пора расставить все точки над i и узнать, отчего же все таки умер палестинский символ и нобелевский лауреат.
Сундук мертвеца и бочонок полония
Состоящий из двух частей, фильм «Аль-Джазиры» под простым, но интригующим названием «Что убило Арафата», смотрится на одном дыхании. Отдельные его части весьма напоминают популярный сериал «Закон и порядок» захватывающий сюжет перемежается сухими, но необходимыми подробностями из мира радиофизики и судебной медицины. Для тех, кто не хочет любоваться на безутешную вдову Суху Арафат, которая вытирает белой кружевной манжетой невольно накатившие слезы, краткое содержание предыдущих серий. Телеканал «Аль-Джазира» решил ответить на вопрос о том, кто убил Ясера Арафата. Для этой цели канал связался с шикарной блондинкой Сухой Арафат, которая делит свое время между Мальтой и Парижем, и попросил ее предоставить некоторые личные принадлежности покойного председателя ПА. Три мешка с нижним бельем, зубными щетками, больничными шапочками с прилипшими к ним волосками и т.д. были отправлены на экспертизу в швейцарский институт радиофизики. Там сделали необходимые проверки и выяснили, что по сравнению с контрольными предметами, в зубных щетках и трусах Арафата в 10 раз больше полония, чем надо. Приблизительно столько же, сколько нашли в предметах личного обихода Александра Литвиненко, который выпил чаю с полонием в популярном кафе Itsy в Лондоне, да и отошел к праотцам. В общем, швейцарцы пришли к выводу, что найденного в одежде и волосах полония вполне могло хватить, для того, чтобы убить не только Арафата, но и все живое вокруг, и попросили «Аль-Джазиру» предоставить им анализы мочи и крови, которые наверняка должны были сохраниться в военном госпитале Перси. Вдову отправили на переговоры, но вскоре выяснилось, что анализы были уничтожены еще в 2008 году из-за «отсутствия к ним какого либо интереса». Пытаясь дознаться до истины, корреспонденты Аль-Джазиры отправились на поиски личных врачей Арафата в общей сложности
Честь, ум и совесть
Стоит напомнить, что в 2004 причину смерти Арафата разглашать не стали, что породило множество слухов о том, что председатель ПА умер от СПИДа, гепатита и сенной лихорадки одновременно. Другие слухи говорили о том, что Арафата наверняка отравили. Об этом постоянно говорил осиротевший племянник Насер Аль-Кидва, бывший посол Палестины в ООН и министр иностранных дел. Известный израильский журналист Амнон Капелюк написал об этом в своей книге «Непобедимый Арафат», опубликованной через год после смерти председателя автономии, но весомых доказательств предъявить не мог. Медицинский отчет в конечном счете попал в руки журналистам, но и из него ничего толком понять было нельзя. Зато теперь, с помощью Аль-Джазиры все ясно. Зато теперь все ясно Арафат жил, страдал и боролся, а под конец жизни был отравлен коварными и неназванными врагами. Честь спасена, а у тех, кто с самого начала верил в заговор против Арафата, появились неоспоримые доказательства. То есть спорить, конечно, можно, и наверняка найдется немало экспертов, которые развенчают теорию, развитую их швейцарскими коллегами, однако для обыкновенного, плохо разбирающегося в ядерной физике или химии человека, разьяснения «Аль-Джазиры» звучат вполне убедительно.
Воскрешение Арафата
Разумеется, можно сказать, что кропотливая работа «Аль-Джазиры» это венец расследовательской журналистики и твердый претендент на Пулитцеровскую премию. В конце концов, известнейшие французские врачи разводили руками и не могли прийти к заключению о том, что свело в гроб их пациента, который, кстати сказать, приехал из Рамаллы на своих двоих, весь мир терялся в догадках, а настырная группа журналистов взяла и все узнала. Это, бесспорно, так, но в данном уравнении есть еще немало иксов и игреков, которые несколько меняют это благостную картину. Во-первых, есть икс под названием Катар, который, собственно и оплатил этот длительный и дорогостоящий труд. В свое время катарский медиа-гигант «Аль-Джазира», благодаря которому все, в общем-то, и узнали, о том, что такое Катар, вовсю разоблачал Ясера Арафата за коррупцию, протекционизм, жесткое подавление оппозиционных групп. Но после смерти, как это частенько бывает, Арафат стал не только символом, но и разменной монетой, которую можно использовать в тех или иных ситуациях. Теперь в смерти Арафата можно, например, косвенно обвинить других людей. Таких людей, которые были вокруг него в его последние дни жизни. А это, между прочим, львиная часть нынешнего палестинского руководства. Устами одного из лечащих врачей Арафата, которого все таки удалось уломать на интервью, канал задается вопросом о том, «почему палестинское руководство медлило? Почему не отправило его сразу в Париж? Почему было потеряно драгоценное время?». А попутно возникают еще и другие вопросы: что Арафат ел-пил, находясь безвыходно в своей резиденции в Рамалле? Кто находился рядом с ним незадолго до того, как он плохо себя почувствовал? Резиденцию в Мукате Арафат не покидал довольно долго, опасаясь того, что израильтяне депортируют его обратно в Тунис или Ливан, поэтому выходы в подозрительные кафе исключаются.
Таким образом, Катар хотел бы убить сразу трех зайцев: во-первых выполнить неблагодарную работу, которой никто не хотел заниматься, ни вдова Арафата, ни руководство Палестинской автономии. Во-вторых, бросить солидный камень в огород Абу-Мазена, который наследовал Арафату в качестве председателя Палестинской автономии, и не особо заботился о том, чтобы расследовать этот странный инцидент. В-третьих, вновь разбудить страсти по Арафату на палестинской и арабской улице. Потому что зрителям «Аль-Джазиры» ведь не надо объяснять, кто был больше всех заинтересован в ликвидации Ясера Арафата. Они прекрасно знают ответ на вопрос, кто выпил всю воду. С самого начала все подозрения падали на Израиль и его сообщников в рядах палестинского руководства. Теперь, несмотря на утверждение создателями фильма того, что угостившего Арафата полонием поймать практически невозможно, в палестинских блогах активно обсуждается именно этот вариант, вне зависимости от того, что эти люди думали об Арафате в прошлом. Лидеры ХАМАСа, например, запретили вывешивать его портреты и отмечать день его смерти, но сегодня именно они больше всех кричат о преступлении, совершенном против палестинского народа.
Радиоактивный полоний вещество редкое, и хотя, теоретически, любая террористическая группировка может закупить небольшую порцию у того или иного неблагонадежного ядерного государства, существует больше шансов на то, что к таком методу может прибегнуть страна, которая располагает свободным доступом к полонию. Удастся ли таким макаром поднять палестинцев на восстание против Абу-Мазена, а заодно и против Израиля, пока неясно, все таки прошло уже восемь с половиной лет, и палестинцев по большому счету интересуют совсем другие вещи: раскол между ФАТХом и ХАМАСом, хромающая экономика и т д . Но эта эпопея с воскресшей историей о гибели Арафата может оказаться последней или предпоследней каплей для режима Абу-Мазена, который находится в крайне неудобной ситуации. Он не может похвастаться продвижением в сторону приобретения независимости с помощью дипломатии, но отрицает использование насилия для осуществления этой цели. Абу-Мазен все угрожает снять с себя властные полномочия, да, видно, передавать некому. Его лучшие друзья Мубарак, Бен-Али и Салех уже поплатились своими титулами, и многие молодые палестинцы считают, что пришло время поиграть в арабскую весну и в Палестинской автономии. Катар, кстати сказать, является большим поклонником этого явления и даже снабжает повстанцев и революционеров в отдельно взятых странах оружием и деньгами. Не в дружественном Бахрейне, правда, но это и понятно.
Интересы неутешной вдовы Сухи Тавиль-Арафат тоже можно понять. Судя по всему, Суха и ее 17 летняя дочь Зухва остались без средств к существованию. Грандиозные капиталы Арафата растеклись между пальцами его приближенных в то время, когда Суха Арафат наслаждалась парижской светской жизнью, будучи не в состоянии долго жить в неспокойной Палестине. В 2004 году Суху приютил тунисский президент Бен-Али, но потом вдова Арафата рассорилась с его женой Лейлой и была изгнана из страны. Муамар Каддафи вспомнил былые лихие времена и поселил ее на собственной вилле на Мальте, но «арабская весна» добралась и до него, и у Сухи Арафат возникли проблемы с оплатой съемной квартиры. Можно понять женщину, которая не может и не хочет вернуться на родину из-за исторической вражды с друзьями и соратниками Арафата, и которой на что-то нужно существовать. Тут не только три мешка с трусами в Аль-Джазиру принесешь, но и сама полезешь с киркой разбирать на камушки мавзолей в Рамалле. Теперь за Суху можно не волноваться. А вот нынешнему главе Палестинской автономии Абу-Мазену наверняка есть над чем призадуматься.