«Азербайджанская сторона еще в
«Шейхульислам Аллахшукюр Пашазаде выступил с предупреждением о том, что, дескать, разрушение азербайджанских религиозных и культурных памятников на территории Нагорного Карабаха может открыть дорогу межрелигиозному противостоянию.
В первую очередь следует обратить внимание на то, что это было сказано в Стамбуле, на втором Всемирном политическом форуме», который, насколько можно понять из сообщений прессы, является попыткой турецких властей организовать противовес Давосскому экономическому форуму. Из сообщений прессы видно также, что его участниками стали в основном страны исламского мира. С учетом этих обстоятельств и надо рассматривать заявления шейха, которое вполне укладывается в политику Азербайджана: не только разжечь в мусульманском мире антиармянские настроения, но и выставить себя в качестве авангарда борьбы с «неверными». И тем самым заручиться поддержкой мусульманских стран в вопросе Нагорного Карабаха.
В период работы над документальным фильмом о трагедии села Марага, наша съемочная группа была поражена тем фактом, что на телах почти всех жертв, палачи оставляли кресты, нанося их на лоб или грудь ятаганом (по свидетельству оставшихся в живых марагинцев, каждый десятый из нападавших был вооружен этим оружием), либо выжигая. По сути дела, уже в
Ничем иным, как дешевой спекуляцией религиозным фактором, подобную позицию не назовешь. Особенно, если учесть, что она «подкреплена» голословными обвинениями в «разрушении азербайджанских памятников» в Карабахе, причем со стороны представителя страны, в которой массовое уничтожение армянских культурно-исторических памятников возведено в ранг государственной политики. Стоит напомнить духовному предводителю с весьма одиозной репутацией даже в собственной стране, что кульминацией этой политики вандализма, стало уничтожение хачкаров
Не приходится сомневаться, что трибуна стамбульского мероприятия, по всей вероятности, рассматриваемого властями Турции как альтернатива «христианскому клубу» ЕС, показалась шейху удобным местом для лицемерного выражения «озабоченности» возможностью «межрелигиозного противостояния». Как не приходится сомневаться и в том, что целью подобного заявления является получение политических дивидендов.
Опасность спекуляции религиозным фактором в таком взрывоопасном регионе, тем более на фоне событий в арабском мире, думается, очевидна для любого трезвомыслящего человека. Уже не говоря о том, что непристойность и недопустимость подобного поведения, вполне соответствует репутации и степени безответственности как азербайджанских властей, так и их духовного предводителя", заявила Марина Григорян.
Нагорно-карабахский конфликт начался 28 февраля 1988 года с резни армян в азербайджанском Сумгаите, ставшей своеобразным ответом азербайджанцев на мирное требование жителей НКАО, входившей в состав Азербайджанской ССР объединиться с Армянской ССР. После чего последовали погромы мирных жителей в Баку, Кировабаде и других армяно-населенных регионах Азербайджана. В период с 1988 по 1991 год из Баку, Сумгаита, Мингечаура, Кировабада, а также других армяно-населенных пунктов Аз.ССР было насильственно депортировано более 400 тысяч армян. Сотни азербайджанских армян были убиты в ходе резни в Баку и Сумгаите.