В столичной полиции зарегистрирован первый в этом году случай рэкета среди школьников. Как выяснили журналисты «Фразы», восьмиклассник одной из престижных школ Святошинского района поставил «на счетчик» шестиклассника.
Сумма, которую вымогал старшеклассник, составляла несколько тысяч гривен, а за отказ давать деньги он угрожал расправой. В полиции говорят, что случаи вымогательства старших школьников по отношению к младшим были и раньше, но по степени дерзости этот первый, сообщают «Вести».
По словам родителей одного из одноклассников пострадавшего ученика, рэкетир-восьмиклассник на протяжении нескольких месяцев вымогал у того по 200–300 грн., а затем аппетиты юнца выросли, и счет пошел на тысячи. Под конец суммы доходили до 5 тыс. грн. При этом, в случае отказа, старшеклассник угрожал расправой.
Все деньги юный рэкетир тратил на подарки и цветы любимой девушке, а учителя характеризовали его как спокойного и уравновешенного молодого человека. После скандала родители перевели его в другую школу.
Шестиклассник вынужден был отдавать все свои карманные деньги, а большие суммы воровать дома. Когда его родители в очередной раз недосчитались значительной суммы и потребовали от сына объяснений, он во всем признался. После этого взрослые обратились в полицию.
В полиции Киева подтвердили, что заявление мамы шестиклассника о вымогательстве в отношении ее сына было внесено в единый учет заявлений и сообщений. Сейчас следователь принимает решение относительно возбуждения уголовного производства. В ходе проверки следователи Святошинской полиции выяснили, что вымогатель был не один. Их родители пообещали вернуть все средства, которые старшеклассники выманили у младшеклассника, правда, не сразу, поскольку их семьи нуждаются в деньгах.
Директор школы отказался комментировать эту ситуацию, сказав лишь: «Сами разберутся».
Уполномоченный по правам ребенка Николай Кулеба признается, что случаи вымогательства среди школьников происходят довольно часто, но на поверхность они всплывают редко.
«Школы такие факты тщательно скрывают, поэтому официально мы не можем утверждать, что вымогательство является массовым. Но то, что 50% детей в школах жалуются на буллинг, — это факт», — отмечает Кулеба.
Он считает, что это связано с недостаточным воспитанием в семье и тем, что воспитательное влияние школы значительно уменьшилось. «Сейчас психолог не имеет права пригласить ученика на беседу, если нет письменного согласия обоих родителей. Это нужно менять, с подростками нужно работать», — считает Кулеба.
В полиции говорят, что в случае конфликтов предпочитают решать проблемы посредством переговоров. «Сейчас мы стараемся внедрить популярную во многих европейских странах методику медиации — когда подростки после работы с психологом просят друг у друга прощения. Это лучше, чем доводить такие дела до суда», — отмечает начальник отдела ювенальной превенции полиции Лариса Зуб.
Она также рассказала, что драчунов или злостных нарушителей порядка ставят на школьный учет, а уже «особо отличившихся» могут взять на учет в «детской полиции». Но для этого нужны весомые основания.
Зуб объяснила, что на учет в полицию ставят детей, которые совершили два и более административных правонарушений, детей с диагнозом наркомания, алкоголизм, ранее судимых и прочее. В дальнейшем подростку потребуется год, чтобы исправиться. В противном случае, полиция оставит его «на воспитание» еще на год.
Сейчас на учете в полиции Киева находятся 117 детей.
Почему возникает школьный рэкет?
Существуют два фактора. Первый составляют дети из семей со скромным достатком. Как и всех вокруг, их дразнит мощная реклама потребительских товаров, которые родители никогда не смогут им купить. Желание обладать теми или иными вещами (ну, хоть чем-то!) может толкнуть их на преступление.
Второй фактор касается обеспеченной части населения. В таких семьях дети моментально получают всё, что пожелают — им даже не приходится ждать. Они привыкают к тому, что все их потребности тотчас удовлетворяются, и могут стать рэкетирами, если однажды не получат хотя бы самый минимальный предмет своих вожделений.
При попытках поговорить на тему школьного рэкета с кем-нибудь из школьной администрации начинаешь понимать, что эта тема для них закрыта. Говорят неохотно, не по существу, как бы стараясь увильнуть. Почему — понять просто. Сама по себе мысль о насилии в детской среде непереносима для взрослых. Ведь именно они, в первую очередь, несут ответственность за это. Поэтому и стараются замалчивать происходящее, преуменьшить его значение. Ну, а директора пекутся, прежде всего, о репутации своей школы.
Как ни странно, но и некоторые родители также предпочитают оставаться в стороне, думая, что таким образом им удастся уберечь своего ребенка от неприятностей. Кроме того, часть родителей вместо того, чтобы поддержать, защитить своего ребенка, задается вопросом: «Может быть, он сам виноват, что к нему так относятся?».
Таким образом, лишь незначительная часть родителей полна решимости изобличать рэкет и бороться с ним, что иногда требует от них особого личного мужества.
Подвергающийся рэкету ребенок может просто вызывать зависть, потому что приходит в школу в лучшей одежде и приносит с собой предметы, которые не могут себе позволить другие дети. Однако, чаще всего, это более робкий ученик, который не уверен в себе и в добром отношении окружающих. Это моментально становится заметным по его поведению в классе. И некоторые соученики не могут избежать соблазна, чтобы не заявить ему: «Если ты не принесешь мне то или другое, я не буду дружить с тобой». Тогда ребенок предпочитает подчиниться, чтобы не оказаться в одиночестве.
Психологами доказано, что наиболее восприимчивыми к давлению группы сверстников оказываются дети с низкой самооценкой, тревожные, постоянно контролирующие свое поведение. Для них идентификация с нормами группы — способ повысить самоуважение. Принадлежность к группе сверстников и конформное поведение становятся особенно значимыми для детей на пороге отрочества.
Наконец, некоторых детей родители воспитывали по принципу «непротивления злу насилием». Такие дети не осмеливаются самоутверждаться, они не умеют давать отпор. А ведь рэкет, как известно, чаще всего связан с угрозой применения именно физического насилия. И ребенок должен обладать необычайно стойким характером, чтобы в одиночку противостоять этому.
Как правило, рэкетир грозит небывалыми карами, если жертва заговорит. И ребенка раздирают противоречия: продолжать подвергаться вымогательствам или рассказать взрослым? Но чаще всего, он все-таки продолжает подчиняться юным мафиози, испытывая чувство страха и вины.
Вот характерные признаки поведения ребёнка, которые должны вызывать тревогу у родителей:
1. Изменяется его поведение дома: он становится неразговорчивым, случается — слишком развязным.
2. Он постоянно выискивает повод, чтобы не ходить в школу: болит живот, болит голова, рвота.
3. Он может занять позицию «избегания» ситуации. Другими словами, он делает вид, что ходит в школу (вовремя просыпается, собирается, уходит), но до школы так и не доходит. Домой возвращается, как обычно, что-то рассказывает о событиях в классе и даже как будто бы делает уроки. Если родители не внимательны, такое положение дел может продолжаться довольно долго.
4. Он может просить больше, чем обычно денег на карманные расходы и даже воровать их у родителей, чтобы удовлетворять запросы тех, кто его преследует.
5. Некоторые замыкаются в себе, перестают встречаться с прежними друзьями. Другие становятся более агрессивными с младшими, так как насилие вызывает насилие.
6. Зачастую это сказывается на результатах учебы. Ребенок становится невнимательным и разражается рыданиями при любом, даже самом невинном замечании.
7. И наконец, на теле у него Вы обнаруживаете синяки. При этом он не может связно объяснить, откуда они взялись...
Как сообщала «Фраза», Киевская областная государственная администрация поручила учителям школ Киева и области еженедельно уведомлять департамент образования и науки о месте пребывания своих учеников на летних каникулах.
В одной из самых престижных школ столицы, которая располагается на Печерске, в которой учатся или учились дети почти всех украинских президентов, включая Петра Порошенко, учителей заставляют собирать поборы и выставлять оценки отсутствующим на занятиях детям, пока те находятся за границей. По данным СМИ, стоимость одного года обучения в таком лицее достигает 100 тысяч гривен.
В начале мая 2017 года министр образования Лилия Гриневич заявила о намерении обратиться в Минюст с просьбой четко прописать основания для увольнения учителей за антиукраинскую пропаганду в школе. Юристы и политологи опасаются, что поиск сепаратистов обернется банальным стукачеством и доносами.
В конце мая депутат Киевского городского совета Игорь Мирошниченко предложил ввести практику телесных наказаний за использование русского языка в школах. По словам депутата, за русскую речь в школах «иногда можно обратиться и к батогу».