12 июля Международный суд в Гааге постановил, что Китай не имеет «исторического права» на спорные острова в Южно-Китайском море и фактически нарушает права Филиппин. Как стало известно «Фразе», в решении суда указывается, что у КНР нет юридических оснований для того, чтобы заявлять исторические права на добычу ресурсов в пределах линии «девяти пунктиров» (это придуманное китайскими властями разграничение относит большую часть Южно-Китайского моря к территории КНР).
Как сообщает Lenta.ru, в Пекине, в свою очередь, пояснили, что «ни при каких обстоятельствах не примут разрешение территориальных споров и делимитации морских границ третьими сторонами», и «вооруженные силы КНР будут защищать национальный суверенитет и морские права и интересы страны».
Между тем трибунал заявил, что не проводит линии границ, а лишь рассматривает соответствие существующего порядка нормам Конвенции ООН по морскому праву.
Как неоднократно заявляли власти КНР, если действия Пекина в регионе будут признаны противоречащими международному праву, Китай может выйти из этой Конвенции.
В МИД Филиппин заявили, что «уважают это знаменательное решение» Гаагского суда, призвав КНР к «сдержанности и умеренности» в Южно-Китайском море после вынесенного постановления.
В то же время председатель КНР Си Цзиньпин на встрече с прибывшими в Пекин председателем Европейского совета Дональдом Туском и главой Еврокомиссии Жан-Клодом Юнкером уже заявил, что острова в Южно-Китайском море с древних времен являются неотъемлемой территорией Китая.
«Территориальный суверенитет и морские права КНР в Южно-Китайском море ни при каких обстоятельствах не будут затронуты решением инициированного Филиппинами арбитража по спорной акватории», — резюмировал он.
По словам товарища Си, Китай нацелен на поддержание мира и стабильности в этом регионе
В январе 2013 года Манила подала в Международный суд иск с просьбой признать недействительной так называемую линию «девяти пунктиров», основанную на «исторических правах» Китая. Пекин отказался участвовать в разбирательстве, назвав односторонний иск незаконным и настаивая на том, что у суда нет юрисдикции рассматривать территориальные споры.