В рамках конкурса «Украинской Национальной Кинопремии» на Четвёртом Одесском Международном Кинофестивале (ОМКФ) была показана лента Валентина Васяновича «Креденс». Несмотря на то, что на украинское кино обычно идёшь из патриотических чувств, чем с надеждой посмотреть действительно высококачественное кино, эта лента не разочаровала.
В центре её сюжета скромный и интеллигентный виолончелист Львовской оперы, на которого в один момент наваливаются все невзгоды мира. В Вену на выступление берут его бездарного коллегу, а не его, родная музыкальная школа, в которой учится его сын, терпит нападение рейдерских атак, а теща и вовсе настаивает на том, чтобы он сделал ребёнка не своей жене... И всё это происходит на фоне беспрерывных семейных конфликтов.
Обилие проблем, которые буквально с первого эпизода выливаются на зрителя, достаточно справедливо показывают унылую серость украинских реалий. Ссоры, конфликты, выяснения отношений и торжество несправедливости вытягивает из персонажей этой ленты все силы, не оставляя возможности обычному человеку спокойно жить и заниматься своим делом.
Сам креденс (сервант укр.) фигурирует в картине, как олицетворение старого мира, никак не вписывающегося в сегодняшний день. Правда, символ этого серванта, с которым носятся как с «писаной торбой», проходит через фильм достаточно невыразительно.
Фильм был снят в течение одного года невообразимый творческий ритм, в сравнении с предыдущей работой режиссёра «Обычное дело», которая из-за перебоев с финансированием снималась долгих несколько лет. «Предыдущая моя картина была индустрией мы работали, когда у нас появлялись деньги, а уже когда мы приступили к Креденсу, то с поступлениями было всё в порядке, и нам удалось переступить эту стадию индустрии и заняться именно творчеством» рассказал Валентин Васянович после премьеры своей новой ленты.
И действительно, «Креденс» выглядит цельнее, а стыки между отдельными эпизодами не такими грубыми, как в «Обычном деле». Кстати, несмотря на то, что его предыдущая картина была откровенно слабой, она всё же получила на прошлом ОМКФ Приз международной федерации киноклубов и специальное упоминание жюри фестиваля. Объясняется это просто: недостаток качественных украинских фильмов в прошлом году не оставил жюри права выбирать, так что эти награды пришлось вручить даже столь заурядной ленте. В свою очередь «Креденс» выглядит куда более достойно и, наверняка, не останется в этом году без наград.
По словам режиссёра, упомянутые две ленты открывают своеобразный цикл фильмов, действие которых развивается в разных регионах Украины. Так, «Обычное дело» снималось в Киеве, «Креденс» во Львове. А в будущем фильммейкер намерен снять ещё три фильма на юге, на востоке и в центральной части страны.
Примечательно, что в отличие от многих других украинских фильмов последних лет, в «Креденсе» предельно гармонично звучит украинский язык. Это стало скромным позитивным моментом в картине, которая, однако же, не получила от прогрессивных кинокритиков оценки выше 3 по пятибалльной системе.