Существует старая гипотеза, связывающая праворукость с интенсивным развитием речи. 90% людей являются правшами, и у 95% всех правшей речевой центр находится в левом полушарии (известно, что левое полушарие контролирует моторику и органы чувств правой половины тела, и наоборот).
Считалось, что преобладание праворукости появилось вслед за развитием речи: развитие речевого центра в левом полушарии способствовало лучшему контролю правой руки. Исследования человекообразных обезьян, казалось бы, только подтверждали эту теорию: не имеющие речи обезьяны не демонстрировали никаких предпочтений в использовании той или иной руки, пишет compulenta.ru.
Но психолог Джиллиан Форрестер из Университета Суссекса (Великобритания) предложила несколько иную методику оценки право- и леворукости у обезьян и поменяла в исходной гипотезе причинно-следственные связи. Если не вдаваться в технические детали, то новизна предложенного метода заключается в различии функций двух рук: исследователи следили, какие руки гориллы используют при обращении с одушевленными и неодушевленными предметами.
Оказалось, что для неодушевленных предметов (в том числе для добывания и «обработки» еды, к примеру, при выуживании меда из кувшина с помощью соломинки) обезьяны пускали в ход преимущественно правую руку. Для социальных взаимодействий и обменов жестами (почесывание, похлопывание товарища по спине в знак доброжелательности, выражение материнской ласки) гориллы пользовались левой рукой. При этом ученые учитывали именно сложные движения, а мелкие жесты вроде «автоматического» поднимания с пола травинки, чтобы попробовать ее на зуб, в расчет не шли. Руки у горилл оказались разведены по полушариям: за эмоциональную жизнь отвечает левая рука, за чисто функциональные действия — правая.
Как пишут исследователи в статье, опубликованной в журнале Animal Cognition, возникновение функциональной праворукости могло способствовать развитию речи. Использование орудий труда и окружающих предметов, как показывает МРТ, возбуждает в мозгу обезьян те же центры в левом полушарии, что отвечают у нас за речь; кроме того, эти центры у людей и обезьян сходны по морфологии. У наших общих предков представление о последовательности действий при сложных манипуляциях с орудиями труда обеспечило основу для будущих синтаксических правил, управляющих последовательностью слов в предложениях.