Тарас Черновил: Юля очень подло подставила Савченко и теперь панически боится ее возвращения в Украину

Почему Надежда Савченко стала разменной монетой в игре украинских политиков? Почему Тимошенко ни разу не приезжала к Савченко на суд и ради чего на самом деле Надежду сделали депутатом: ради привлечения внимания мировой общественности к ее делу или ради пиара политической силы? Почему Яценюк попал в настолько сильную немилость Запада, что, лишившись премьерского кресла, оказался не удел и не получил взамен никакой должности, как это уже не раз бывало? На чем конкретно опростоволосился Арсений Петрович и почему Порошенко предпочел отказаться от него, чтобы не гневить Запад? Об этом и многом другом в эксклюзивном интервью «фрАзе» рассказал народный депутат Украины III, IV, V и VI созывов, бывший член Партии регионов, ныне независимый политик и международный эксперт Тарас Черновил.

Тарас Вячеславович, давайте немного поговорим об Арсении Петровиче Яценюке. Почему он так долго и так театрально уходил? Почему его просто уволили, а не пересадили в другое кресло, как это не раз бывало ранее, и действительно ли Гройсман будет лучшим премьером, чем был Яценюк?

Арсений Петрович действительно ушел слишком поздно. Он тянул время, так как еще на что-то надеялся. Это было откровенное затягивание ситуации по принципу «еще немного, еще чуть-чуть». Спонсоры требовали, чтобы он досидел хотя бы до осени, чтобы летом, когда меньше глаз и все в отпусках, произошла большая приватизация, и она должна была проводиться, как вы понимаете, под конкретные фамилии, а не просто в открытом режиме. Мы же все прекрасно понимаем, что Арсений Петрович известен как человек, который в значительной степени зависим от олигархическихх групп, и иногда он им, мягко говоря, несколько прислуживает.

То есть он из последних сил пытался удержаться в должности из-за давления олигархов?

Было определенное давление олигархических групп, которые действительно хотели, чтобы он удержался на своей должности. Кроме того, не стоит забывать, что его команда тоже возлагала на него достаточно серьезные ожидания. Далеко не последнюю роль сыграли также его личные достаточно серьезные амбиции и полнейшее отсутствие новых кадровых перспектив.

Ведь если говорить откровенно, то сейчас мы впервые видим, что Арсений Петрович оказался не удел. Ведь раньше его пересаживали из одного кресло в другое, а сейчас просто уволили. Что же произошло на самом деле?

Мы уже действительно привыкли к тому, что он приходил на хорошую должность, что-то делал, а когда проходило время и было уже абсолютно очевидно, что он не в состоянии справиться с возложенными на него обязанностями, его словно за ниточки поднимали и переставляли на другую должность. На новом месте он очень быстро спокойно обустраивался и снова 8-10 месяцев работал, до тех пор, пока его не пересаживали в следующее кресло. Причем, заметьте, должности становились всё более высокими, влиятельными и интересными для самого обладателя и «заинтересованных лиц».

А сейчас действительно возникла ситуация, когда идти ему просто некуда. Никто ни на какие высокие должности его не возьмет. Да и чисто теоретически у нас в стране после премьер-министра выше должности нет, разве что президентская, но она уже занята, к тому же на неё не назначают, а избираются всенародно. Формально равнозначной (но отнюдь не столь привлекательной) является роль спикера, но для неё нужно быть действующим депутатом Верховной Рады. Поэтому да, он ушел практически в никуда, а для Арсения Петровича это очень болезненно.

Как думаете, он мог надеяться, что Порошенко откажется от досрочных выборов и это поможет ему сохранить должность?

Безусловно. Он изо всех сил цеплялся за кресло, надеясь, что произойдут какие-то события, которые повлияют на ситуацию. Да, он надеялся, что президент не пойдет на выборы, хотя, насколько я знаю, президент был готов идти на роспуск парламента, если бы Арсений Петрович добровольно не ушел восвояси. Но до последнего момента Арсений Петрович надеялся, что ему удастся продержаться еще хоть немного, по принципу «пусть меня все не любят, но куда они потом денутся с подводной лодки?». Отсюда и всевозможные условия, ультиматумы, откровенный шантаж…

И какой момент стал переломным?

Думаю, все изменилось в тот момент, когда в Украину приехали два министра иностранных дел -- Германии и Франции. Они прибыли, чтобы понять, что у нас здесь происходит. У них возник когнитивный диссонанс, который выглядел следующим образом: у наших друзей в Украине есть хороший проевропейский премьер-министр, и мы все его поддерживаем. Но еще у нас в Украине есть проевропейский хороший президент, которого мы тоже поддерживаем. Кроме того, у нас в Украине есть хороший проевропейский парламент, который мы поддерживаем. И ко всему прочему в Украине хороший проевропейский народ, который после Майдана мы все тоже очень поддерживаем. И как же так случилось, что того премьер-министра, которого мы так поддерживаем, совсем не хочет поддерживать ни президент, ни народ, ни парламент, которых мы так ценим? Они просто хотели разобраться в сути вопроса. В результате Меркель и Олланд, которые до последнего момента давили и на Порошенко, и на лидеров украинских политических сил, чтобы они не трогали Яценюка, резко поменяли позицию, и постановка была уже следующая: поддерживать Яценюка мы больше не будем. Кроме того МВФ тоже отказался под его имя предоставлять какие-бы то ни было кредиты и продолжать сотрудничество с Украиной. Они сказали: «Мы готовы поддержать его отставку, но при одном условии: никаких долгих коалициад и никаких досрочных выборов». Все должно было произойти быстро и красиво. Должны неотлагательно после отставки правительства Яценюка быть созданы новое правительство и новая коалиция.

А когда Яценюк потерял последнюю поддержку Запада, западных партнеров, у него вариантов уже не было. Все, что его тогда уже волновало, это вопрос, как сделать так, чтобы протянуть еще хоть пару недель. Поэтому он и тянул с отставкой и поднимал вопросы из серии: «А покажите мне реальный формат коалиции», «А покажите мне будущего премьера», «А покажите мне программу» и т. д. А когда, наконец, ему уже все это показали, у него не оставалось другого варианта. Тем более, что фракция «Народный фронт» уже не видела никакого смысла в том, чтобы держаться за Арсения Петровича. Они стали бороться за несколько иных кандидатур, которые тоже являются весьма значимыми для «Народного фронта» влиятельными людьми.

Вы говорите об Авакове?

Это и Аваков, и Петренко, и Кириленко. «Народный фронт» фактически махнул рукой на Арсения Петровича и сказал: «Знаешь, вместе с тобой идти на дно, как с большим камнем на шее, мы не хотим». После этого у него не было иного выхода, кроме как постараться максимально театрально уйти. Определенная круговая порука вместе с «Народным фронтом» у него, безусловно, была и определенная поддержка до последнего момента сохранялась. Но провести своего лидера овациями и совершить ради него ритуальное харакири – это весьма разные вещи. К тому же Яценюк – хороший актер, и у Юлии Владимировны появится весьма сильный конкурент в артистической сфере. Он все сделал красиво, а еще напоследок получил небольшой, но красивый подарок от определенных кругов фракции БПП.

Нужно понимать, что такое БПП на самом деле. Это называется «Блок Петра Порошенко», но в действительности это сказка про рукавичку. Мы же все помним эту сказку, когда в рукавичку лезли все подряд. Так вот, в БПП Порошенко пытался объединить всех подряд. Есть у него это, он хочет, чтобы в обществе не было раскола. У него хорошие идеалистические намерения, и должен признать, что мне это нравится. В 98-м году и мой отец призывал к таким же вещам, во время еще тех выборов, но его тогда никто не услышал. То же самое сейчас делает Порошенко: он призывает к тому, чтобы все демократические партии шли одним списком, чтобы они не воевали друг с другом, а нормально выходили на избирательную кампанию единой командой.

Но идея провалилась…

Да, частично провалилась. Яценюк пошел отдельно, Юля пошла отдельно. Большинство известных политических сил пошли своими отдельными списками. Но, как и в 1998 году к Вячеславу Черноволу, к Порошенко прибежали множество малоперспективных, но очень «гордых» партийных групп, общественных объединений, бизнес-кругов. Это тот же «Удар», та же группа «Приват» и другие. И Порошенко уже не мог отказаться от своих интеграционных призывов, ему не оставалось ничего иного, кроме как смириться с тем, что в его фракции будет несколько сил достаточно независимых, достаточно самостоятельных и очень часто неконструктивных. И вот они создали фракцию БПП. По большому счету, эта фракция очень мало в чем от него зависит. Ну каким образом от него зависит, например, Мустафа Найем, который воюет против него не меньше, чем тот же Ляшко? Или каким образом от Порошенко зависят представители «Удара», которые до сих пор уверены, что они самостоятельные, независимые и лидер их партии – тяжеловес не только в спорте, но и в политике, то есть – это не им, а они сделали одолжение для Порошенко?

Эта ситуация преподнесла Арсению Петровичу в последний момент небольшой подарок: у него появился шанс уйти красиво, вытерев ноги об партнеров. Несмотря на то, что все уже было согласовано и правительство уже было практически сформировано, в последний момент, когда стало понятно, что от каждого голоса может зависеть все, они вдруг начали торговаться. Они начали Порошенко и Гройсману выставлять какие-то свои «предъявы» по принципу «а нам бы хотелось еще этого министра». И эти бессмысленные глупые и никому не нужные торги продолжались достаточно мало, как для исторического периода, но достаточно долго как для той ситуации, которая у нас была. Это были лишние 20 часов. За те 20 часов Арсений Петрович и «Народный фронт» так потоптались по имиджу БПП и так красиво артистично себя представили! Они на 300% использовали ситуацию: так рассказывали всем и вся, какие они правильные, хорошие и конструктивные и какие неконструктивные эти БППшники, что даже у народа, который до этого кричал «Яценяку на гиляку», вдруг появилось к нему какие-то сопереживание.  Этот деструктив неожиданно стал для Яценюка серьезным позитивом, который не спас его карьеру, но подарил ему призрачеую надежду на будущее.

Но все это сопереживание – это ненадолго, так как Арсений Петрович оставил за собой такой след, что, по большому счету, никто за ним плакать не будет. Ему удалось уйти красиво только потому, что несколько политических сообществ не смогли договориться и в последнюю минуту начали торговаться, так и не сумев продемонстрировать красивую игру со своей стороны. Вот и все.

А как насчет Гройсмана и его шансов стать лучшим премьером, чем был Яценюк?

Гройсман – это диаметральная противоположность Яценюка. Яценюк – позер, а Гройсман – трудоголик, он реально любит работать. Яценюк на самом деле никогда ничем не управлял, он всегда возглавлял, но никогда не руководил, и в этом его особенность. В чем феномен Яценюка? Например, после Тарасюка он стал министром иностранных дел. Тарасюк – деспот, по крайней мере, его так называли. Он достаточно жесткий и тоталитарный руководитель. А потом приходит Арсений Петрович, собирает коллектив и говорит: «Дорогие мои, вы лучшие дипломаты в мире, вы самые лучшие организаторы, я восхищаюсь вами, дерзайте! А я пошел на пресс-конференцию, пошел общаться с журналистами и создавать себе имидж». И люди начали работать, причем хорошо работать. Но вся проблема в том, что руководитель нужен не для того, чтобы быть диктатором, а для того, чтобы координировать работу. Ни в одном ведомстве, которым руководил Арсений Петрович, он никогда ничего не координировал. Потому первые успехи без центрального руководства вскоре превращались в хаос, взаимную конкуренцию и развал всей деятельности ведомства. И сложилась такая ситуация, что Арсений Петрович просто не смог ни в одном учреждении организовать планомерную работу, но его всегда вовремя, через 8-10 месяцев после начала работы, как только начинался хаос, забирали и ставили того, кто мог там возобновить порядок.

Но ведь в Кабмине Яценюк просидел гораздо больше...

Да, вы правы. В Кабмине Арсений Петрович несколько задержался и просидел почти 2,5 года. И наступил тот момент, когда хаос стал абсолютным, ведь в отличие от Гройсмана, который умеет управлять и руководить в течение длительного периода, Яценюк – это бегун на короткие дистанции. А Гройсман уже в Виннице успел показать, что он может добиваться неплохих результатов. Он также сумел эту никчемную, может быть, самую худшую из всех Верховных Рад Украины заставить хоть как-то работать. В нынешнем парламенте ни один спикер, которые были до Гройсмана, не смог бы заставить депутатов хоть что-то делать. А Гройсман смог наладить работу (пусть и ценой постоянных нарушений регламента), и депутаты даже показывали какие-то результаты. Гройсман – это бегун на длинные дистанции, и я думаю, что он реально сможет что-то сделать.

Кроме того, большим плюсом является то, что у Гройсмана нет таких серьезных завязок на крупных олигархов, которые были у Яценюка. Гройсман никогда с ними не работал. К тому же Яценюк – человек-проблема, человек-скандал. Гройсман, наоборот, привык скандалы тушить. Именно поэтому я вижу во всем этом определенный позитив и готов зачислить себя в «сдержанные и очень осторожные», но все же оптимисты. Кроме того, Александр Пасхавер недавно заметил очень интересную тенденцию: он сказал, что каждый кризис имеет свои законы, и в нашем случае Украина уже явно оттолкнулась от дна и начала медленно подниматься. На эти экономические закономерности можно повлиять только частично, хотя деструктивными действиями позитивные тенденции можно и сломать. Сейчас наш кризис прошел самую низкую точку, прошел дно, и, как ни крути,  мы начали подниматься. Экономика, пусть медленно, но поднимает голову. Теперь главное, чтобы у власти не было человека, который своей ограниченностью и самоуверенностью нивелирует те возможности, которые нам сейчас дает экономика.

А Яценюк мог все это нивелировать?

Безусловно. А Гройсман – это человек, который может отследить некие природные закономерности и способен качественно руководить. Я думаю, что Гройсман поддержит направление на рост, и эффект действительно будет, хотя скромнее того, какого бы хотелось. Но существуют две проблемы: это проблема Верховной Рады, которая все-таки должна давать голоса для поддержки законопроектов.  И вторая проблема – это проблема персонального состава Кабмина, т. е. его раздутость.

«Народный фронт» выторговывал для своих людей дополнительные места, каждое сообщество выторговывало места для своих. В результате мы имеем неимоверно раздутое правительство. У нас правительство, в котором около 30 министров и вице-премьеров. Это правительство уже наполовину парализовано, и это серьезная проблема. Единственная надежда на то, что Гройсман сможет принимать активные решения, не слишком уж обращая внимание на весь состав правительства, хотя проблема с исполнением решений и внутренним противоборством все же сохранится.

Я когда-то общался с премьер-министром Норвегии, и он сказал тогда очень интересную вещь: «У меня есть проблемы с управлением моим Кабмином, так как парламентская коалиция навязала мне раздутое правительство, в котором целых 11 министров. Работать с правительством, в котором больше 8 человек, просто невозможно».

Правительство Швейцарии -- это 8 человек вместе премьером, и это одна из самых богатых стран в мире. А у нас состав Кабмина – это 28 человек. Только представьте себе, как они будут ставить палки в колеса друг другу. Безусловно, это не проблема Гройсмана, но это его беда. Не он создавал такой Кабмин, но ему придется работать с этим правительством. Безусловно, это будет сложно, однако я надеюсь, что он как-то справится.

Кроме того, у Гройсмана есть еще один очень серьезный позитив: у него нет конфликтов с президентом, и они смогли вместе привлечь определенную помощь. Во-первых, это будет финансовая помощь, так как МВФ приветствовал избрание нового правительства, и Обама, и ЕС это поддержали.  Я думаю, что они будут оказывать более серьезную поддержку. Плюс президенту удалось уговорить Бельцеровича и Миклоша, а это очень знаковые личности, стать представителями и консультантами в этом правительстве. Миклош должен создать систему реформирования, а Бальцерович, кроме всего прочего, будет глазами и ушами президента в правительстве и должен помочь Гройсману запустить действительно эффективные реформы. До недавнего момента такой поддержки у нас еще не было.

Как вы думаете, можно ли сейчас сказать, что Яценюк ушел с политического олимпа или мы его еще увидим, но в каком-то новом амплуа?

У него сейчас хватило ума, чтобы понять, что ему нужно отсидеться в тишине. Кроме того, я думаю, что он еще и просто хочет отдохнуть, зализать раны. Я думаю, что он сейчас вряд ли находится в Украине, по логике он, скорее всего, где-то на курорте. Он вполне мог бы снять себе какой-то домик в Испании и просто отдохнуть в тишине, чтобы хоть немного отойти от Украины.

А вот где-то осенью, начиная с Дня независимости, он начнет демонстрировать активность. Даже если у этого правительства будут неплохие результаты, это все равно будет далеко не то, чего бы мы хотели. Мы всегда хотим большего. Все равно будет критика, все равно будут какие-то нападки. А если будут нападки, будет появляться и вся наша оппозиционная мишура: Юля, Гриценко, Ляшко, «Самопомощь». И я думаю, что в тот момент Яценюк тоже захочет оказаться в центре событий. К тому моменту люди уже несколько подзабудут о его проколах. У нас люди быстро все забывают.

Кроме того, мы очень любим побитых.

Конечно. Мы же уже забыли, за что мы в свое время не любили Юлю. Юля ведь уже хорошая, мы за нее уже голосовать готовы. Мы уже забыли о том, что она развалила экономику страны, душила производителя и экспортера, мы забыли что она – личный персональный партнер Путина. Мы забыли и даже не вспоминаем, что именно Путин был единственным, кто сразу же после ареста Тимошенко встал на ее защиту и откровенно угрожал за это Януковичу. Ведь мы все это уже вычеркнули из памяти. Также мы полностью забыли о прошлом Ляшко, который был крупным шулером на бюджетных потоках, совмещая это с ролью мелкого тролля на услужении у Партии регионов. Мы и про Яценюка все забудем.

Благодаря нашей амнезии Арсений Петрович выйдет белым и пушистым и начнет нас учить, как нам жить в этой стране, а мы еще и аплодировать ему будем. Как это типично для Украины! Я сомневаюсь, что он попадет на серьезную должность, так как никому такой менингит не нужен, но он наверняка всплывет на поверхность и начнет все чаще светиться перед публикой. Во всяком случае, к следующим очередным выборам он попытается снова раскрутить свои рейтинги.

Но как ни крути, а управлять какими-то денежными потоками он все равно захочет.

Безусловно, захочет, вопрос только в том, кто его пустит к этим потокам.

Каждый политик, когда уходит со своей должности, потом ассоциируется у людей с чем-то конкретным. Единственная ассоциация, которую вызывает сейчас Яценюк, – это сумасшедшие тарифы и полнейший бардак с субсидиями. Вся эта печальная история – это действительно в большой степени личные проколы и ошибки Яценюка или он просто стал заложником ситуации?

На самом деле есть большой плюс в том, что сделало правительство Яценюка. Во-первых, оно сделало менее дотационной бюджетную сферу, во-вторых, удалось спасти от банкротства «Нафтогаз Украины», а саму Украину – от необходимости вливать в него по сто миллиардов дотаций (из наших же карманов), и в-третьих, они сделали реалистичными или почти реалистичными тарифы. На самом деле это позитив. Это все равно нужно было сделать, ведь экономические процессы не терпят популизма, к тому же, вилка расценок как раз и оказалась той коррупционной кормушкой, из которой выкормились наши олигархи.

Но есть несколько деталей: финальный и самый болезненный аккорд Яценюк перенес с 1 апреля на 1 мая, оставив весь негатив своему преемнику; реформы он проводил слишком эпизодично, потому тарифный удар мы получили, а роста экономики, новых рабочих мест, ресурсов на высшие социальные стандарты нет. Ведь реалистические тарифы – это еще не реформа, это только средство… Ну и другая проблема – это то, как именно это все происходило. Во-первых, такие вещи, т. е. реформы, должны делаться быстро. Во-вторых,  у реформ должен быть свой компенсаторный механизм: если вы собираетесь резко поднимать тарифы и их стоимость должна реально покрываться, сначала необходимо просчитать все потери. Этого не было сделано, и весь удар пришелся на людей. Люди этого не простили.

Наши люди могли бы проглотить даже повышение тарифов, если бы оно было более справедливым, то есть пострадали бы от него все в одинаковой мере. А произошло все наоборот: люди стали платить больше, государство выискивает в бюджете десятки миллиардов на субсидии, но эти средства только увеличили сверхприбыли нескольких олигархов. Если бы все было по справедливости да еще в придачу хотя бы несколько крупных демонстративных антикоррупционных и антимонопольных процессов, то это сняло бы часть напряжения в обществе. Но Арсений Петрович всю тяжесть ситуации переложил на плечи людей и при этом никоим образом не затронул интересы ни своих спонсоров, ни своих друзей, которые по сей день получают в энергетической сфере сверхприбыли.

Вторая проблема: Яценюк по факту никогда полноценным руководителем не был, он никогда не вникал в суть проблемы. У него была Наталья Яресько, которая работала с МВФ. А ее логика сводилась к тому, что мы должны на все 100% выполнить требования фонда, хотя были прецеденты «творческого» подхода, поиска иных источников для уменьшения дефицита и прочее. К тому же ряд центральноевропейских стран в свое время выбили у МВФ специальные транши для компенсаторных механизмов. Но Арсений Яценюк даже не попытался искать иные, более сложные, пути и просто переложил всю тяжесть тарифной реформы на плечи потребителей.

Тарас Вячеславович, что у нас, если говорить откровенно, происходит с субсидиями? Я имею в виду их повальную выдачу всем и вся, причем в совершенно невероятных размерах. Это аттракцион невиданной щедрости или же банальная коррупционная схема по перебрасыванию бюджетных средств на счета компаний-монополистов?

В этом-то заключается основная проблема. Арсений Петрович, перекладывая все это на плечи людей, а потом и на плечи госбюджета, уже в виде субсидий, в первую очередь позаботился о своих нынешних и бывших друзьях. Мы же прекрасно знаем, что раньше он работал и с Коломойским, и с Ахметовым, и с Фирташем. У него всегда были достаточно тесные отношения с крупными олигархами. И именно с этой целью, вводя субсидии, он фактически просубсидировал не энергетический сектор как таковой, а олигархов, которые на повышении тарифов получали сумасшедшие сверхприбыли. Он не распределил проблему на всех, он частично возложил проблему на людей, а частично -- на госбюджет. Во-первых, это не честно, а во-вторых, это коррупционные действия, и я считаю, что НАБУ должно еще в этом разобраться.

Тарас Вячеславович, давайте немного поговорим о Надежде Савченко. Мы все прекрасно помним, как «Батькивщина» сделала ее кандидатом от своей партии, как она потом стала депутатом. Положа руку на сердце, что это было на самом деле: попытка привлечь к делу Савченко внимание мировой общественности или банальный пиар на ее имени?

Понимаете, на тот момент все прекрасно понимали, что дело Савченко разваливается, и единственный способ раскрутить это дело и создать для Савченко тюремную перспективу заключался в том, чтобы сделать из Савченко политика. Она была тем человеком, которого после первых же следственных действий вполне могли бы передать Украине, обменяв на кого-то из «более крупной рыбы». В то время даже готовились некоторые варианты обмена, по каким-то техническим причинам они сорвались, но оставалась перспектива на ближайшее будущее. А в тот момент, когда из Надежды сделали политическую фигуру, ситуация для нее изменилась и стала критической.

Вспомните результаты Юлии Тимошенко на выборах. Без Савченко она просто не прошла бы в Верховную Раду и на сегодняшний день мы вообще забыли бы о существовании Юлии Владимировны. Она была бы точно так же всеми забыта, как и «вечно непроходной» Гриценко. Только Савченко провела Юлю в парламент. Именно она, и никто иной. Юля очень подло использовала Савченко. Она, будучи въездной в Россию, будучи близким другом  Путина (неужели мы забыли и эту дружбу, это партнерство, тройственный союз Тимошенко-Путин-Медведчук, невыгодные для страны контракты? А еще возмущение ее арестом и требование освободить «нашего хорошего друга и партнера»), имея абсолютно нормальные отношения с Россией, не только не заступилась за Савченко, она ни единого раза не была у нее на суде, хотя перед выборами клялась, что будет ее буквально вырывать из лап России.

Она не сделала ровным счетом ничего. Это было откровенное и грязное использование Савченко. Такую подлость нужно еще поискать. Я уверен, что она сейчас очень не хочет возвращения Савченко в Украину, как не хотела и с первого же дня. Обратите внимание: у Савченко выстроился какой-то, пусть заочный, но все-таки диалог с президентом.  Савченко прислушивается к Порошенко, он уговорил ее прекратить голодовку. У Савченко складываются абсолютно нормальные отношения с Порошенко, и ее адвокаты работают напрямую с президентом. Но, насколько я понимаю, с Юлей у Савченко вообще нет никакого контакта. Пара человек от Юли, которые все-таки приезжают к ней туда на судебные заседания,  – это отдельные честные и порядочные люди, но они не являются влиятельными лицами в «Батькивщине». Именно поэтому я думаю, что после возвращения домой у Савченко будет очень серьезный разговор с Тимошенко и Тимошенко очень боится ее возвращения. Я в этом практически уверен.

Думаете, после возвращения Савченко действительно сможет быть полноценным депутатом? Ведь она не политик.

Безусловно, сможет. По крайней мере, точно не хуже большинства действующих. Конечно, мы не знаем, каким она будет депутатом: хорошим или плохим, мудрым или не очень. Этого мы не знаем и не можем знать. Но нельзя не признать, что Савченко – это амбициозный, харизматичный человек с очень сильным характером. Даже если до этого уголовного дела она совершала множество необдуманных поступков, которые могли бы показаться легкомысленными или наивными, не стоит забывать, что она пережила такое, после чего человек может вообще кардинально измениться. Вы только представьте: человек столько времени сидит в российских тюрьмах, проходит через такие страшные голодовки, проходит через этот бесконечный судебный процесс. Это не могло не изменить ее.

У нас над голодовками кое-кто любит насмехаться, а у меня отец прошел через самые страшные голодовки в советских политических тюрьмах, и я прекрасно понимаю, что это такое. Я прекрасно понимаю, сколько человек может прожить при реальной сухой голодовке. Даже если человека кормят насильно или колют поддерживающие препараты, он все равно теряет свое здоровье. Разве Савченко не понимает, что она выйдет из тюрьмы инвалидом (не «мнимым больным», как Юля, а настоящим) ? Она прекрасно это все понимает. И я уверен, что человек, пройдя через такой ад, не может быть таким, как он был раньше. Да, она будет часто принимать незрелые решения и, возможно, зачастую совершать непрогнозируемые действия, но мне почему-то кажется, это не будет то, за что обычно бывает стыдно. Большая половина нашего парламента – это люди, за которых намного чаще приходится краснеть, чем может быть стыдно за Савченко. Кроме того, не стоит забывать, что она еще поймет и до конца разберется, как подло ее использовали, а это очень хорошая школа.

Каждый день мы слышим негатив о так называемом «Законе Савченко», именем этого закона выпускают на свободу Лозинского и остальных убийц. Мы что не понимаем, что на самом деле этот закон был написан не Савченко, а Сергеем Власенко для его вип-клиентов? В списке его клиентов были и Ющенко, и Пинчук, и Ахметов, и многие другие. Речь идет даже не о десятках, а о сотнях очень высокопоставленных и непорядочных людей, которым этот закон был необходим. И он, используя имя Савченко, протянул это изменение, а в результате вся грязь теперь льется именно на Надежду.

Я думаю, что эта ситуация тоже станет для нее хорошей школой и научит впредь не совершать непродуманных действий. Мне кажется, что Савченко вернется намного более серьезным и мудрым человеком, чем была до ареста.

Сейчас одному Богу известно, каким она будет депутатом, но в любом случае это будет уже более мудрый политик, чем тот, который получился бы из нее до всей этой истории.

Нужно признать, что зрелости у нее все-таки еще нет, и я думаю, что она будет совершать много ошибок, но я хочу верить, что она не будет ни глупым, ни ограниченным человеком.

Но ведь Савченко наверняка уже сейчас понимает: если бы не жажда пиара, если бы ее не сделали депутатом, возможно, и срок у нее был бы гораздо меньше, и она уже давно была бы дома. Она не может этого не понимать.

Даже не сомневайтесь. Не было бы такого страшного срока, который ей сейчас дали. Ее уже давно поменяли бы на каких-нибудь российских пленных или боевиков и давно отправили бы домой. Если бы не игра политиков, плен Савченко закончился бы месяца через 2-3 после ареста. Опять-таки, женщин всегда меняли в первую очередь, поэтому предпосылок, что она должна была долго находиться в плену, не было никаких.

Конечно, она все это прекрасно понимает. Кроме того, не стоит забывать, что она сейчас ни с кем, кроме своих адвокатов и сестры, не общается. А ее адвокаты очень четко говорят, что если бы не было раздувания ее дела, она уже давно была бы на свободе. Более того, ну вы хоть раз слышали, чтобы ее сестра говорила что-то хорошее о Тимошенко и ее «Батькивщине» и за что-то ее благодарила?  Я думаю, что Савченко уже понимает, как подло ее использовали и что если бы не эта политическая игра, она уже давно была бы на свободе.

И как «Батькивщина» да и сама Тимошенко будут жить с понимаем того, что, вольно или невольно, они усугубили положение Савченко? Или ничто мы не переносим так легко, как чужие проблемы?

Юля предавала многих, даже самых близких своих друзей. Она предала Лазаренко, Ющенко и многих других. Впрочем, не реже предавали и ее, особо знаковой была история ее политического союза с Януковичем: она перед ним раскрылась чуть больше, чем обычно, а он этим очень цинично воспользовался. После всего этого Тимошенко – это человек без излишних эмоций и без понятия о какой-то порядочности. Тут просто не о чем говорить.

А вот что касается того, с чем им придется столкнуться, когда Савченко выйдет на свободу, то тут сложно даже представить, что ждет Юлю и некоторых близких к ней людей. Но мы совсем необязательно станем свидетелями крупной склоки. Во-первых, Савченко взрослеет, и вовсе не факт, что все свои разборки она будет выносить на всеобщее обозрение. Она может вообще никому не демонстрировать сведения счетов, это может быть очень скрыто и без показательных нападок. Совсем необязательно Тимошенко может столкнуться с публичными политическими атаками Савченко, но в любом случае Савченко не простит то, что с ней сделали.

Тарас Вячеславович, давайте немного поговорим о коалиции. Мы все прекрасно понимаем, что у нас не было выбора и мы должны были создать новую коалицию. Однако сможет ли она оказаться продуктивной? Ведь не зря говорят, что можно тысячу раз изменить актерский состав, но при плохом сценарии спектакль все равно будет обречен на провал.

Конечно, она не сможет все изменить и не сможет быть слишком уж эффективной. Но дело отнюдь не в политике. Здесь все очень банально и примитивно. Существует такое тлетворнейшее явление, как разгильдяйство и безответственность. Это элементарное и полное наплевательство определенными людьми на свои обязанности, на своих избирателей да и на судьбу свой страны. Им просто на все наплевать. У них есть свой бизнес, есть свои амбиции, они прорвались в Раду, и больше их уже ничего не интересует. И это серьезная проблема. Ведь коалиция на самом деле имеет достаточное количество голосов. Когда-то была коалиция, в которой было 226-228 голосов, это было во времена премьерства Тимошенко. И она просуществовала несколько лет, причем достаточно успешно. Она и бюджеты принимала, и законы, и все было нормально. И это при том, что внутри этой коалиции была война между Тимошенко и Ющенко. Казалось бы, ну почему та коалиция могла существовать и работать, а эта не может? Конечно, и тогда было такое же разгильдяйство, но тогда общество толеровало такое явление, как кнопкодаство. Все прекрасно понимали, что фракция имеет общую позицию. Если кто-то из членов фракции не согласен с общей позицией, он достал карточку, и его голосом никто не воспользуется, а если карточку оставил – значит, фракция голосует целостно.

В итоге кнопкодавство нейтрализовало такое явление, как безответственность. А сегодня у нас никто не хочет бороться с разгильдяйством, с прогулами, с  неголосованиями, но зато кнопкодавов таки обсадили. И поэтому сегодня из-за разгильдяев собрать голоса в парламенте неимоверно сложно. Даже если отминусовать группу Мустафы Найема, которая в рамках БПП имеет другую позицию, то голосов в коалиции все равно хватает и, в принципе, проблемы нет. Но на самом деле трагедия в том, что те, кто якобы «за» и на чьи голоса рассчитывает коалиция, просто не приходят на голосование.  И на этом фоне мы ждем какую-то конструктивную работу коалиции?! Да этого при таких взаимоотношениях не будет даже в случае досрочных выборов. Скорее у нас тогда появится коалиция Оппозиционного блока с «Батькивщиной», чем что-либо конструктивное.

Единственный способ сейчас нейтрализовать весь этот негатив и сделать даже минимальную коалицию работоспособной – это добиться того, чтобы все эти хронические прогульщики и любители праздно шататься по парламентским кулуарам и буфетам начали реально работать. Для этого существуют законодательные механизмы, новый спикер Андрей Парубий о них знает и, вероятно, будет их поэтапно вводить. Речь идет о том, что не просто посещение пленарных заседаний, а голосование депутата по каждому без исключения вопросу будет определено как его безусловная обязанность. А дальше уже можно продумывать систему санкций, вплоть до лишения мандата. Поскольку главная проблема коалиции у нас не политическая, а исключительно морально-человеческая, то и решение надо искать вне сферы высокой политики.

Тэги: Петр Порошенко, Арсений Яценюк, Надежда Савченко, Тарас Черновил

Комментарии

Выбор редакции
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
fraza.com
Все новости
Главное
Популярное
Лавров назвал Путина ишаком
Лавров назвал Путина ишаком
Лавров назвал Путина ишаком
Лавров назвал Путина ишаком
На Хьюстон обрушился смертоносный ураган – появилось видео последствий
На Хьюстон обрушился смертоносный ураган – появилось видео последствий
В Новороссийске раздались взрывы. Повреждены две нефтебазы и два терминала
В Новороссийске раздались взрывы. Повреждены две нефтебазы и два терминала
В России эпично вспыхнуло круизное судно – видео пожара
В России эпично вспыхнуло круизное судно – видео пожара
В России сошел с рельсов поезд. Загорелись цистерны с горючим
В России сошел с рельсов поезд. Загорелись цистерны с горючим
Из Тисы достали тело очередного уклониста в гидрокостюме
Из Тисы достали тело очередного уклониста в гидрокостюме
На оккупированной территории Донбасса подорвали автомобиль российского депутата
На оккупированной территории Донбасса подорвали автомобиль российского депутата
Мир юрского периода: Теория хаоса (2024): трейлер и дата выхода нового мультфильма
Мир юрского периода: Теория хаоса (2024): трейлер и дата выхода нового мультфильма
Эрик (2024): трейлер и дата выхода сериала про синего монстра
Эрик (2024): трейлер и дата выхода сериала про синего монстра
Гадкий Я 4 (2024): трейлер и дата выхода продолжения популярного мультфильма
Гадкий Я 4 (2024): трейлер и дата выхода продолжения популярного мультфильма
fraza.com

Опрос

Чего вы ждете от 2024 года?