Здесь царит атмосфера загадочного спокойствия и творческого хаоса. Здесь все дороги ведут в сад, в котором гармонично сошлись бетон и силы природы. Арт-центр «Я Галерея» располагает к интересной беседе, особенно, если твой собеседник личность столь многогранная. Куратор, новатор и творец в мире современного искусства, дизайна и архитектуры, музыкант, в прошлом гитарист рок-группы «Океан Эльзы» Павел Гудимов.
В эксклюзивном интервью «Фразе» он рассказал о современном искусстве в Украине, о мечте, путешествиях, духовных ценностях и деньгах, о сером цвете и нейтралитете, а также о том, почему важно поддерживать в себе состояние голода.
Павел, вы сейчас активно занимаетесь современным искусством и архитектурой, курируете много культурных проектов по Украине. Что вас к этому привело?
Наверное, все разгадки увлечений человека кроются в воспоминаниях, эмоциях, в каких-то знаниях, которые заложены были с самого детства. Все началось с очень банальных вещей. В советское время не было книг и альбомов по искусству. Моя бабушка Лидия Александровна выписывала журнал «Огонек» и каждый раз вырезала из журнала репродукцию со статьей.
Это стало хорошей традицией. И к моему рождению у нас дома было много таких папок с репродукциями известных в истории искусства работ со статьями. С самого детства я развязывал их и смотрел, позже начал читать. Мне было очень интересно! Бабушка с дедушкой уделяли мне много внимания, немало рассказывали об искусстве. А когда в 70-80-ые годы уже появились альбомы, дедушка начал покупать их и формировать библиотеку.
Когда вы осознали то, что хотите заниматься современным искусством, что на вас повлияло?
Когда я занялся музыкой, и мы начали активно ездить на гастроли, старался не пропустить ни один из городов, в которых мы бывали. Заходил в магазин и приобретал альбомы про искусство. Мне было чертовски интересно! Я понимал, что, может, в музыке чуть-чуть и разбираюсь, но в искусстве хотелось познать еще больше. Все свое свободное время на гастролях я использовал для изучения истории искусства, его понимания. Меня все это увлекало, и я до сих пор не вижу особой разницы между искусством классического периода и современным искусством. Они для меня являются одним потоком, одним движением, одним направлением.
Именно когда я получил возможность ездить за границу, и случился определенный перелом. Я увидел, кроме традиционных, музеи современного искусства, новаторские музеи, и понял, что безнадежно влюблен в это дело. Причем настолько, что хочу заниматься им сам, создавать проекты в галереях, музеях и арт-центрах. Это желание вылилось в то, что мы сейчас видим.
Вы уже упоминали о своем дедушке. Это правда, что именно он организовал вашу первую выставку, когда вам было пять лет?
Да, это правда. Дед повесил на рукоятку швабры мои довольно странные детские работы. И сейчас, когда я смотрю на них, то понимаю, что уже в тот момент меня увлекал Пикассо с его кубизмом.
Мне тогда было действительно пять лет. Даже осталась фотография, которую сделал дед. Он поставил на штатив фотоаппарат, установил автоматический спуск, сел со мной, посадил на колени, дал в руки всяких игрушек, и мы сфотографировались на фоне моей первой выставки. Этот снимок врезался в мою память. Это уже история. К счастью, я понял, что сам не являюсь художником. Я куратор, и не занимаюсь ничем иным, кроме как созданием проектов. Это была моя первая и, наверное, последняя персональная выставка. (Смеется)
То есть не будет ошибкой утверждать, что на ваш выбор на то, чем вы сейчас занимаетесь, повлиял именно дедушка?
Я не уверен, имеет ли здесь место просто влияние. Я думаю, и генетика также, ведь мой дед архитектор, а мама инженер-строитель. Так получилось, что я с детства рос среди архитектурных макетов. А дед был настоящим модернистом: он очень любил современную архитектуру. И так же долго и нудно защищал все свои проекты и изобретения. Ездил в Москву, чтобы получить согласования на строительство. За свою жизнь он построил не много зданий. И, слава Богу, что мой дед был архитектором, потому что это дало мне очень многое.
Поэтому, наверное, я и занимаюсь архитектурой и искусством. Именно он мне показал, что поле архитектуры и искусства не имеет «заборов». Они едины. Вообще все поле культуры не разделено. Культура это глобальное слово, она распространяется на все понятия. У меня есть мечта, о которой я часто говорю, это культурная Украина. Я хочу жить в стране с высоким уровнем современной культуры.
Какие идеи, по вашему мнению, несет эта культура?
Я для себя также пытался ответить на этот вопрос. Каждая институция имеет свой формат. Арт-центр «Я Галерея» существует в Украине больше пяти лет. Казалось бы, не так уж и много 5 лет, но уже столько всего сделано! Я эти 5 лет за 10 считаю, а то и за 15. Мы показываем интеллектуальное современное искусство. Оно может приобретать различные формы: от формы наива-примитива до формы стилизации классического искусства. Так или иначе, это искусство связано с высоким уровнем исполнения, с очень важной тематической составляющей, интеллектуальной составляющей.
Я преследую важную цель: искусство, которое показываю и пропагандирую, должно быть интернационально понятным. Мы несем идею «глокальности», то есть говорим о локальном для глобальной аудитории.
Вам приходилось сталкиваться с непониманием людьми того, что вы делаете? Как часто?
Не часто. Между пониманием и непониманием очень тонкая грань. Иногда достаточно нескольких фраз, чтобы человек понял. И я никогда не ленюсь произносить их.
Если человек хочет получить информацию, не общаясь ни с кем, он может это прочитать. Мы много работаем и в Интернете, и над сопроводительными текстами. У нас сумасшедшее количество посещений не только на сайте, но и нашей страничке в Facebook.
Мне часто пишут из американских и европейских университетов о том, что по нашему сайту изучают современное искусство Украины. У нас есть английская версия, которая постоянно обновляется. Это не просто интересно, это необходимо. Многие институции вообще не обращают на это внимание.
Каждая выставка арт-центра «Я Галерея» сопровождается съемкой экспозиции, разъясняющей статьей. Это очень большая работа. Не просто популяризация, а и создание архива, важного для современности и для будущего.
Создавать что-то новое, не повторяясь и не превращая творчество в обыденность задача не из легких. Как боретесь с творческим кризисом? Где черпаете вдохновение и новые идеи?
Классный вопрос! Я изначально занял хитрую позицию, так как занимаюсь архитектурой, искусством как куратор и организатор, и музыкой. И когда я чувствую кризис, например, в музыке, переключаюсь больше на архитектуру. То есть, чередую любимые занятия. Многие вещи можно косвенно называть творчеством, например, дизайн интерьера: тут есть сроки, обязательства. Но в любом случае возникает вопрос: как прийти к чему-то новому? Ты должен просто менять обстановку. Я уже давно не работаю в офисе, все время нахожусь в движении. Это помогает.
Ты можешь сесть в поезд, и тебя вдруг посетят потрясающие идеи! Ты можешь сесть в самолет, полететь в Париж, в Краков или приехать во Львов. И ты понимаешь, что перемена места влечет разнообразные эмоции и переживания. Путешествия это учителя человечества. Путешествуя, ты анализируешь, учишься. И то направление, которое выбирает путешественник, дает очень сильное влияние. Хочешь на Восток восточное направление, которое будет выражаться в мыслях. Каждая территория имеет свои маркеры. Я люблю ездить на Запад.
Павел, вы как-то сказали, что в дизайне предпочитаете минимализм. Это распространяется на всю вашу жизненную философию?
С самого начала основания моей архитектурной мастерской «Я Дизайн» мне больше всего хотелось донести идею о теплом минимализме. Это ближе к скандинавскому стилю: нет нагромождения, нет ощущения тотальной стерильности как в интерьере, так и в архитектуре. Мне нравится чистота, лаконичность, но не стерильность. Ни в коем случае нельзя путать эти понятия.
В арт-центре «Я Галерея» больше всего люблю маленький сад. Он очень живой. Потому что здесь, кроме человека, присутствуют еще другие силы силы природы. Много творческих людей учатся у природы. Природа это мудрец, у которого познавать и познавать. Не надо поворачивать реки вспять, нужно оставить их в покое и наслаждаться их созерцанием.
Скажите, вы считаете себя новатором?
В Украине да, я новатор. Многие вещи я делаю впервые. Например, проекты, в которых происходит диалог современного и более давнего, традиционного искусства, такие как «Диалог». Или переплетение классического и современного искусства проект «Новые старые мастера» где современные художники выступают в диалоге с классическим искусством.
Меня не покидает состояние эксперимента, новаторства. Я одним из первых заговорил об аскет-дизайне. А сейчас это становится трендом во всем мире. Аскетизм, который не имеет никакого отношения к минимализму, а говорит о чувстве меры, чувстве вкуса.
Что это за мера в вашем представлении?
Мера это контроль безмерности. Но это не всегда срабатывает. В моей библиотеке нет чувства меры. Мне всегда хочется купить все книжки. Я хожу, жадно смотрю, выбираю книги и понимаю, что нужно себя остановить, потому что могу не довезти...
Что касается многих других вещей, то здесь все подчинено общему ощущению и чувству меры. Я готов довольствоваться малым, но качественным. Я готов довольствоваться небольшим кругом общения, но таким, у которого могу многому научиться.
А ведь многие сейчас занимаются накопительством, причем накопительством тех вещей, которые не интересны. Деньги многие любят в абсолюте...
Вы когда-то сказали: «Делая дело с любовью, ты зарабатываешь правильно, честно и приятно». Что для вас означают деньги?
Конечно, приятно! И я никогда не стыжусь своих денег. Человек, который стыдится денег, задумывает что-то недоброе. Деньги это просто разменная монета, которую ты можешь использовать как инструмент, который помогает избежать непосредственных товарных отношений. В противном случае нам бы приходилось ходить в магазин с мешком пшеницы, чтобы поменять на пачку мыла.
Но наше состояние нельзя измерять в деньгах. Для меня ценным является искусство. Если пересчитать искусство в деньги это большое богатство.
Столько посвящено в этом мире деньгам, что порой это может вызвать аллергию даже у тех, у кого их хоть отбавляй. То состояние акульего капитализма, псевдосоциализма, из которого мы пришли очень ненормальное. Нельзя все измерять деньгами. Необходимо вводить другие системы оценки.
Как насчет того, что художник должен быть голодным?
Это канонический образ! Голодный художник это творец, который создает гениальные работы. И голод не обязательно должен быть физическим, творец должен быть голодным по своему состоянию. Голод провоцирует инстинкт. Если у тебя нет информации, а ты хочешь ее получить, ты будешь рвать, ты будешь искать, и ты найдешь ее! Если же ты не голодный, то, возможно, ты ничего и не создашь, ничего не сделаешь, ничего не найдешь.
Вы часто «голодаете»?
Я всегда стараюсь поддерживать состояние голода. Да-да, это очень важно для меня!
На вас сегодня серый свитер. В одном из своих интервью вы сказали, что серый ваш любимый цвет. Не бледновато, как для человека, посвятившего себя искусству?
Серый удивительно разнообразный цвет. Потому что он может принимать различные оттенки, и это очень тонко, очень интересно! Это один из тех нейтральных цветов, который потрясающе работает с пространством. Например, обратите внимание на этот пол, на эти стены они якобы серые, но никто не скажет, что они серые, они лишь выглядят как серые в нашем восприятии. А почему? Потому что все меняется. Любая плоскость диктует свои правила.
Если мы говорим о сером цвете, то здесь вам многое может рассказать Игорь Янович. Потрясающий художник, который посвятил серому достаточно много своих проектов. И добился фантастического резонанса с этим цветом в своих работах. Во многом именно он меня научил этому отношению к серому цвету. Небо, которое мы считаем голубым, также бывает серым, ведь есть небесно-серый. Океан также темно-серый. Серый является прекрасной жертвой. Этот цвет отпускает себя в небытие для того, чтобы ярче проявить другие цвета, чтобы быть хорошим фоном для нашей жизни.
Да, метафора серости также существует. Но эта серость совершенно не имеет отношения к богатому спектру серого цвета. Он может иметь теплые тона, он может быть жестоким, холодным. А порой серый цвет похож на антрацит: красивейший, бездонный. Это один из самых удачных архитектурных цветов.
А себя можете ассоциировать с серым?
Я ассоциирую себя с нейтральными цветами. Мне нужен в этом мире нейтралитет.
Зачем?
Чтобы дать возможность другим талантам проявить себя. Здесь амбиции излишни.
Если у вас была бы возможность начать жизнь заново, чему бы ее посвятили?
Думаю, я занимался бы тем же! (Смеется). Важно понимать, что какие-то вещи уже изначально предначертаны для человека. Я родился в хорошее время, когда Советский Союз стал призраком, когда независимая Украина начала крепнуть, когда была новая революция, когда происходили разные потрясения и открытия. Это было очень интересное время, очень интересное! Оно несет историю, это важно.
Я родился вовремя. Родившись бы сейчас, возможно, я бы занимался тем же, но был бы другим.
Павел, что вы больше всего не любите в себе?
Некоторые проявления моего характера. Но не буду вдаваться в детали.
А что больше всего в себе цените?
Я люблю беспокойность, которая сидит во мне. Вот это шило в одном месте, которое позволяет каждый день не лежать дома на диване, а придумывать что-то новое и делать. Мне от этого не скучно с самим собой. У меня нет времени врать себе.
В вашем арт-центре есть выставка с интересным названием «Докрашу завтра». Что для вас означает это «завтра» любите откладывать то, что можно сделать сегодня?
Завтра начинается уже сегодня. Сегодня с самого утра мы уже делаем завтра. Хотя для многих, быть может, это не так. Но это не важно. Для меня завтра наступает сегодня.
Ваши самые смелые эксперименты в жизни и в творчестве?
Смелый эксперимент это желание покинуть «Океан Эльзы» и заняться совершенно другим. Я потом понял, что, оказывается, могу и так поступать. Это был смелый поступок.
Вы жалели об этом?
Нет. Я давно этого хотел. И слава Богу, что мои коллеги восприняли это правильно. Конфликтов у нас не было.
Тем не менее, в СМИ много об этом говорили...
Наверное, так надо было. Тогда в нашей стране было слишком мало скандалов...
Кому вы больше всего благодарны в жизни?
Самой жизни очень благодарен! Своей семье, конечно, своему окружению. Они очень многое для меня значат. Они мне дали найти себя.
Чего нам ожидать от неспокойного новатора Павла Гудимова в ближайшем будущем?
Меня посетила прекрасная идея: пригласить в Днепропетровск Алевтину Кахидзе, которая придумала потрясающий перформанс по мотивам ярмарки современного искусства. Я жду этого события с большим нетерпением. Это великолепная задумка, которая с одной стороны убивает арт-рынок, а с другой возрождает его. Она приглашает художников, устанавливает невысокие цены на их работы и таким образом привлекает всех к искусству. Делает это с большой любовью и отдачей. Она помогает людям влюбляться в искусство.
Ну, а в киевской «Я Галерея» 19 декабря состоится знаковое для меня событие. Мы презентуем новый проект авторскую книгу Павла Макова. Это будет книга-календарь «Тижневик», где будут указаны только недели абстрактного года. На самой выставке будут представлены 365 работ, развешанных с потолка до пола. Каждая работа будет соответствовать одному дню следующего года.
Как бы вы коротко сформулировали рецепт своего успеха?
Я вообще боюсь слово «успех» и считаю его таким же разрушительным, как и слово «слава»... Успех это самое статичное понятие, я никогда не испытывал к нему симпатии.
В остальном я люблю Украину, я люблю то, чем с удовольствием занимаюсь. И это самый главный рецепт любить то, чем занимаешься. Я желаю этого всем людям. Когда ты каждый день меняешься, ты не находишься в системе рабства ты находишься в системе удовольствия.