Сама идея «магазина для бедных» вполне нормальная для развитого капиталистического общества. Такая практика связана с культурой населения. Это означает, что человек со средними доходами постесняется зайти в такой магазин. У нас же, к сожалению, пока еще такой культуры нет. Я подозреваю, что если цены в таких магазинах у нас будут заметно ниже, чем в других магазинах, то это приведет к скупке товаров и последующим махинациям. То есть, на этом кто-то будет наживаться.
Другая практика состоит в том, что люди, которые нуждаются в помощи, состоят на учете, они все переписаны. В Европе, например, такие люди могут прийти в магазин, их проверяют по базе данных, и они могут себе что-то купить. Тут же, конечно, никаких баз данных не будет… Эта идея работать не будет, так как хотят ее авторы.
Что же касается электорального эффекта, то, я думаю, что ровным счетом никакого эффекта не будет. Конечно, какая-то форма популизма использоваться будет, но, я уверен, что будут более серьезные аргументы, в смысле популизма, чем магазины. Но в общую концепцию популистской кампании это укладывается.
И последнее. Эта тема ставит на повестку дня вопрос о разработке базы данных, куда бы включались люди, которые реально нуждаются в поддержке государства. Это дорогостоящая работа, которую быстро выполнить невозможно…
Ничего подобного у нас не планируется, а Президент говорит, что давайте мы с 1 сентября проведем коммунальную реформу. То есть, ликвидируем льготы и заменим их денежным эквивалентом. Это, в принципе, правильный подход. В России это называется монетизация льгот. Но он совершенно не подготовленный. Нужно пару лет, чтобы создать эту базу. Если эта президентская идея, не дай Бог, будет реализована 1 сентября, то она приведет к очень большим неприятностям для власти.