По сравнению с войнами на территории бывшего Советского Союза применение кустарных установок для пуска реактивных снарядов в ходе локальных войн в Сирии и Ираке носило гораздо более массовый характер, как ввиду ожесточенности боевых действий, так и с оглядкой на наличие базы.
Ирак
После 1991 года страна находится в состоянии перманентных боевых действий всех против всех. При этом, кроме оккупационного корпуса, в стране действуют и многочисленные вооруженные формирования — как законные, так и незаконные. Именно в Ираке впервые отмечено применение самодельных реактивных снарядов, в конструкциях которых головная часть неуправляемого реактивного снаряда заводского производства (как правило, это иранские турбореактивные снаряды калибра 107 мм либо китайские Type 63) заменена металлическим баллоном для кислорода или ацетилена, снаряжаемым взрывчатым веществом. Баллоны по размеру больше штатных головных частей и способны нести в себе большее количество взрывчатых веществ.
Такие снаряды запускаются или из зафиксированных рам, или же рам, смонтированных на доработанных шасси грузовых автомобилей, а также грузовых автомобилей, оснащённых самодельными многозарядными установками. Наибольшее количество таких «РСЗО» находится на вооружении шиитских групп, поддерживаемых Ираном. Такие «баллонометы» активно применялись против вооружённых сил США в районе Багдада в начале «нулевых».
В западных источниках такие установки получили название IRAM, т.е. improvised rocket assisted mortar, что можно перевести как "самодельный миномёт для пуска боеприпасов с ускорителем (стартовым двигателем)".
Были попытки и создания собственной версии «Града», но с местной спецификой. Так, в конце 2000-х годов появилась информация об обнаружении в Ираке самодельной боевой машины, внешне представлявшей собой самосвал на шасси грузового автомобиля малой грузоподъёмности. Пакет направляющих из девяти труб для запуска неуправляемых реактивных снарядов калибра 122 мм (от установки БМ-21 «Град»), размещённых в один ряд, был расположен в нижней части кузова.
Также существовал вариант установки транспортно-пускового контейнера для пуска неуправляемых реактивных снарядов SS-30 калибра 127 мм от боевой машины реактивной системы залпового огня ASTROS II (бразильского производства) на базу артиллерийского орудия.
После 2014 года американские военные аналитики отмечали применение следующих самодельных пусковых устройств:
— на базе прицепа (обычно это был пакет из двух рядов по пять трубчатых направляющих в каждом для запуска турбореактивных снарядов калибра 107 мм, привод вертикального наведения и система электрозапуска);
— на базе пикапа (опять-таки снаряды 107 мм, но пакет направляющих в сборе — три ряда по четыре штуки — от пусковой установки РПУ Type 63 китайской разработки);
— на базе грузового автомобиля малой грузоподъёмности (снаряды 107 мм, пакет направляющих в конфигурации три ряда гладкоствольных направляющих по четыре штуки в каждом);
— на базе шасси грузовых автомобилей малой грузоподъёмности, но для использования снарядов калибра 122 мм.
Ко второй половине октября 2015 года относятся данные о наличии у отрядов ИГИЛ самодельной стационарной пусковой установки для пуска неуправляемых реактивных снарядов калибра 122 мм. В конструкцию установки входят две трубчатые направляющие, закреплённые в один ряд.
Крепление элементов конструкции выполнено посредством сварки и болтовых соединений.
Сирия
Самодельные установки широко используются в ходе гражданской войны, которая длится с 2011 года. Причем они есть на вооружении и правительственных сил, и противостоящих им повстанцев, а также отрядов ИГИЛ.
Опять-таки, кроме стандартных снарядов от «Града» калибра 122 мм, широко используются китайские 107 мм, чаще всего в иранской версии. Ходовыми частями для них служат доработанные шасси автомобилей-пикапов, грузового автомобиля малой грузоподъёмности и даже трактора.
Мало того, известны самодельные пусковые установки на базе орудийных платформ, прицепов и одноосной ходовой базы, а также переносные.
Интересно массовое применение «баллонометов», причем чаще всего правительственными войсками для нанесения прямых ударов по позициям оппозиции, расположенным на малых расстояниях. Максимальная дальность стрельбы составляет около одного километра, но большинство таких самодельных боеприпасов было выпущено просто вдоль улиц горизонтально на предельно близкие расстояния.
Помимо войск Ассада применение таких установок бойцами «Хезболлы» было отмечено в ходе боев в Кусайре. Известен вариант боевой машины на доработанном шасси грузового автомобиля с установкой для четырёх боеприпасов данного типа.
Личный состав армии Сирийской Арабской Республики проявлял изобретательность в способах войсковой модернизации 122-мм реактивных снарядов к БМ-21 креплением на них баллонов с дополнительными зарядами и их запуском из самодельных пусковых установок с калибром, равным диаметру баллона.
Ливия
Во время войны в Ливии в 2011 году отметились варианты самодельных боевых машин для пуска как неуправляемых реактивных снарядов калибра 122 мм, так и турбореактивных снарядов калибра 107 мм и, что не отмечалось в Сирии и Ираке, — неуправляемых авиационных ракет. Как правило, все это «великолепие» монтировалось на шасси автомобилей-пикапов.
Интересно наличие смешанных вариантов, когда в одном пакете были направляющие как для пуска 122-мм снарядов, так и 107 мм и даже неуправляемых авиационных ракет.