Украина, как и водится, — на маргинесе, не в тренде. В мире ширится левое движение, растет интерес к социализму и даже — страшно сказать! — к коммунизму. Причем в мире — это, в том числе, не где-нибудь, а в Америке.
Об этом наша рагульско-куркульская идеология и СМИ не особо распространяются, привычно повторяя всякую «хрень» об открытом обществе и свободном рыночном обществе, о декоммунизации и сносе недоснесенных советских памятников. И похоже, о полевении настроений в мире, особенно в Америке, у нас особо не говорят даже не по причине замалчивания, а просто по скудоумию своему, ибо не понимают из-за своей хуторянской ограниченности, что мировые настроения сильно изменились и те идеологические, пардон, фекалии, из которых лепят государственную идеологию Украины, очень сильно не в тренде.
Но думается, навязываемой Украине рагульской идеологии жить осталось всего ничего и под влиянием бурных мировых социальных процессов ее скоро смоет в канализацию, как и любые отходы. Вопрос только в том, что будет со страной...
Обратимся же к Америке и вообще к «свободному миру», который в последние годы все сильнее сотрясают все более острые социальные противоречия.
Свободный мир?! А где вы его видели?..
Прежде всего выяснилось, что «свободный мир» оказался не таким уж свободным, а демократия не такой уже демократичной, и Америка в этом смысле является слишком показательной. Когда львиная доля народонаселения, имеющего работу и доходы, находится в кредитной кабале, то о свободе говорить не приходится. Отнюдь не симпатизируя Трампу, следует обратить внимание на то, как подконтрольные демократам «свободные и демократичные» американские СМИ и соцсети буквально закрывают ему рот, вырезают или «банят» его выступления и заявления. Возникает вполне закономерный вопрос: а чем Америка в этом смысле отличается от России, Китая и даже Северной Кореи?
Что касается выборной демократии, то и здесь ничего хорошего в Америке нет, как нет и реальных выборов. Выборы сводятся к смене демократов на республиканцев или наоборот, причем обе эти партии являются политическими организациями крупного капитала и разнятся друг от друга едва различимыми особенностями. Хотя в стране существуют около 40 только общенациональных партий, среди которых — более десятка левых, то есть социалистических, коммунистических, рабочих. Но любым другим партиям, кроме «слонов» (республиканцев) и «ослов» (демократов), крайне трудно провести даже единичных представителей в Конгрессы США и штатов. Многие американцы, особенно молодое поколение, требуют некоей третьей силы, причем это требование касается преимущественно именно левых политсил, но вместо этого продолжается бесконечный лохотрон, заключающийся в смене доминирования в Конгрессе слонов и ослов, а также в смене демократов и республиканцев в Белом доме. Не говоря уже об архаичной непрямой системе выборов президента...
И такой лохотрон цинично называют «выборной демократией»!
Но даже такая, мягко говоря, далекая от совершенства избирательная система подвергается фальсификациям, что ярчайшим образом продемонстрировали последние президентские выборы. Абсолютно, повторюсь, не симпатизируя Трампу, отмечу, что результаты выборов были сфальсифицированы в пользу Байдена, точнее, демократов, и это тоже вполне очевидно даже со стороны. Все более подтверждается версия о том, что в случае прихода к власти Байден не надолго задержится в Овальном кабинете и его место займет номинирующаяся сейчас на пост вице-президента Камала Харрис, персона весьма неоднозначная, и чем это окончится для Америки и мира, пока сказать трудно, но мы сейчас о другом. А именно о том, что Америка как образец выборной демократии перестала существовать, да, собственно, никогда им не была, поскольку достаточно почитать немного об истории Штатов, чтобы узнать, что фальсификация результатов выборов там и до этого случалась неоднократно.
Весьма забавляют некоторые комментаторы левых взглядов, радующиеся тому, что политически правого Трампа победили «левые» Байден и демократы. Престарелый Байден все более напоминает свадебного генерала, которого выдвинули как компромиссную фигуру и вскоре могут «задвинуть» на заслуженный отдых. Что же касается собственно демократов, то, кроме левых в лице Сандерса, не проповедующего, кстати, ничего особо радикального помимо шведской модели в мягкой форме, а также меньшинств, в Демократической партии наличествует и доминирует финансовая олигархия и так называемая корпоратократия.
Поэтому приход к власти демократов не имеет ничего общего с левым поворотом, пусть даже Байден вписал в свою программу некоторые достаточно левые лозунги из программы Сандерса. А посему налицо полнейшее отсутствие причины для радостей по поводу вытеснения Трампа Байденом.
Крах мечты американской
Весь этот «демократический лохотрон» как-то проходит, пока с экономикой и благосостоянием дела обстоят более или менее терпимо, а главное, пока в широких американских народных массах живет и воспроизводится миф об «американской мечте». Суть этого мифа в том, что если долго и упорно трудиться, стремиться к успеху и побеждать в конкурентной борьбе за место под солнцем среди других таких же соискателей счастья, то оное счастье для конкретного индивида имярек наступит и материализуется в виде собственного, свободного от кредитов домика с зеленым газоном, являющегося воплощением обывательской мечты среднестатистического американца. Но похоже, настал тот момент, когда этот миф уже не воспроизводится, потому что количество жизненных историй, когда реализация американской мечты с треском провалилась, критически превысило неуклонно убывающее число столь излюбленных американцами «хэппи-эндов».
Далее динамика социально-психологических процессов обретает лавинообразный характер. Как остроумно писал в свое время Эрих Фромм, психическая энергия массы из цемента превращается в динамит, который взрывает сложившиеся социальные связи, представления и предпочтения.
Именно на этом фоне в Америке в массах все более вызревает интерес к левой, социалистической идеологии. Количество митингов под красными знаменами с серпом и молотом в Штатах часто уже доходит до сотен тысяч. Более всего левыми идеями увлекается молодежь, которая осознает, что она, по словам Остапа Бендера, «чужая на этом празднике жизни», ибо если предыдущие поколения жили лучше своих предшественников, то сейчас наметился обратный процесс: новые поколения живут хуже своих предшественников, как минимум, в плане жизненных перспектив.
Согласно опросам граждане США в возрасте до 40 лет относятся к неравенству более отрицательно, чем старшее поколение. Половина американцев не удовлетворены существующей социально-политической системой и выступают за социал-демократические преобразования. Почти 50% молодежи в Америке из числа так называемых миллениалов и/или поколения Z (рожденных в 1995 году и позднее) хотят жить при социализме, 32% интересуются работами Маркса, 23% — наследием Ленина. Многие, как ни странно, активно интересуются советской историей, иногда даже более или менее адекватно воспринимают ее отдельные страницы. Например, они знают о советских бесплатных образовании, здравоохранении и жилье, что является настоящей мечтой любого американца, но они также знают и реально оценивают гражданскую войну, инфернальные репрессии, многомиллионные жертвы советского времени. Они знают о советской цензуре, но в качестве контраргумента приводят нынешнюю цензуру в медиа и соцсетях. Американцы говорят, что в большинстве случаев у них нет права на оплачиваемые больничные, как в СССР и на постсоветском пространстве, а потому приходится либо брать выходные за свой счет, либо, чтобы не потерять работу, в больном состоянии ходить на работу, в результате чего в продвинутой Америке молниеносно распространяются инфекционные заболевания, включая модный нынче ковид. Американцы сетуют, что теперь, чтобы рассчитаться по кредитам на жилье и обучение, порой и жизни не хватает. Поэтому указанная выше «американская мечта» в виде уютного домика с зеленым газоном становится недостижимой: на улицах все больше бездомных, а во времена Обамы и Байдена на улицу выбросили пять миллионов американцев, которые не смогли оплачивать ипотеку, то есть приход к власти Байдена в этом плане ничего не изменит.
Доминирование корпораций и катастрофическое расслоение общества, вызванное имущественным неравенством, ведет к тому, что молодые американцы утрачивают возможность продвижения по социальной лестнице, они застревают на подработках в закусочных, часто забрасывают учебу. Даже окончив вуз, не могут найти приличную работу, а «неприличная» многих не устраивает. Около 44 млн человек оплачивают кредиты на образование, еще большее число американцев не имеют медицинской страховки. Приобретение жилья становится вообще неразрешимой задачей, но снимать жилье также становится не по карману, а потому распространенная до сих пор тенденция снимать жилье там, где есть хорошая работа, уже не срабатывает, потому что трудно найти работу, позволяющую снимать жилье, которое неуклонно дорожает.
Ситуация стала резко ухудшаться после кризиса 2008-2009 годов. Когда в 2009 году было заявлено, что рецессия якобы окончилась, оказалось, что это не особо сказалось на благосостоянии граждан. Затраты на образование, жилье и медицинскую страховку растут. Зато зарплаты часто даже падают. Более того, вместо постоянного трудоустройства все более ширится «работа по контракту» и «проектная работа», когда отсутствуют какие-либо гарантии. Фактически наемные работники превращаются в прекариат, не имеющий стабильного трудоустройства и социальных гарантий. Круг престижных и хорошо оплачиваемых вакансий все более концентрируется в крупных городах, где аренда жилья в течение последнего десятилетия выросла в 3-4 раза.
Иными словами, «американской мечтой» все более становится выживание.
Что в Америке понимают под социализмом
Все это ожидаемо вызвало рост популярности в Америке левых идей, прежде всего среди молодежи. Здесь следует напомнить, что Социалистическая партия в Америке существует с начала ХХ века. Сам Джек Лондон когда-то в этой партии состоял! Несколько позднее, в 1920-х годах, в Америке возникла и Коммунистическая партия.
Но несмотря на то, что левое движение в Штатах имеет довольно-таки серьезную историю, до недавних пор слова «социализм» и тем более «коммунизм» считались там чуть ли не ругательством.
И тут — такая резкая смена настроений и интересов, когда для все большего числа граждан США «американской мечтой» становится социализм.
Но здесь надо внимательнее присмотреться к тому, что в Америке понимают под этим словом. Людям, не только имеющим советский опыт, но и глубоко проникшимся идеями советского коммунистического космополитизма и футуризма, оставшимися, впрочем, в форме различных утопий, американские взгляды на социализм покажутся, скажем так, далеко не всегда адекватными. Как говорится, это другое... Даже совсем другое...
Собственно, в Америке под социализмом понимают то же, что и везде, а именно в том или ином виде хорошую жизнь, то есть понимание извращено, как и везде, в том числе у нас. Но у нас есть исторический опыт, которого нет и быть не может у них. Когда говорят, что американские мечты о социализме — это не о совке, то ничего хорошего в этом нет, поскольку советский опыт — это именно огромный опыт, и если нет даже его, то реально вообще ничего нет.
Фактически там существует два вида понимания социализма, что можно увидеть отсюда. Речь не о том, что пишут в американских левых пабликах, которые читает и понимает «узкий круг ограниченных людей», как говорил Задорнов. Речь о реальных чаяниях массы, разуверившейся в «американской мечте», а потому заинтересовавшейся мечтой социалистической, что само по себе, конечно, хорошо.
По нашему скромному разумению, социалистические тенденции в Штатах можно разделить на две категории — социал-демократическую «а-ля Европа» и люмпен-пролетарскую «а-ля все отобрать и поделить».
Социал-демократическая тенденция берет пример с Европы, где, в отличие от Америки, во многих странах уже давно существуют бесплатные образование и здравоохранение, а также иные социальные гарантии, являющиеся в Штатах диковинкой. Фактически речь идет о социал-реформаторстве, о социальных элементах в рамках капитализма, собственно, о капитализме с человеческим лицом. Если раньше в Америке смеялись над европейской забюрократизированностью, высокими налогами, госрегулированием, кичась американской свободой, то теперь, когда эта свобода погрязла в долгах, бюрократии, уличном и полицейском беспределе, в Штатах заинтересовались европейской континентальной социальной моделью.
Вдаваться в европейские подробности не будем. Отметим лишь, что европейская модель хоть и является куда более гуманной в сравнении с американской, к социализму она имеет весьма отдаленное отношение, не говоря уже о том, что единой модели в Европе нет и социальная система в Германии сильно отличается даже от соседней Дании, не говоря уже о южной Европе.
Другой вопрос, насколько Америка с ее историей и менталитетом способна эволюционировать в направлении хотя бы самой «вегетарианской» формы европейской социал-демократии. Честно говоря, пока такая трансформация выглядит очень сомнительной.
Вторая тенденция, как уже сказано, это «все отобрать и поделить». Она отчетливо проявила себя во время масштабных акций BLM, которые сотрясли Америку в уходящем году. Можно сколько угодно восхищаться «восставшим народом», но эти протестные акции вывели на улицы не только сознательных граждан, более чем обоснованно протестующих против полицейского беспредела, социальной несправедливости и капиталистического уклада как такового. Кроме них на улицы вывалило огромное количество люмпена, криминала, иждивенческого элемента. Последняя категория народонаселения во времена правления демократов усиленно подкармливалась пособиями, что фактически можно расценивать как подкуп избирателей с целью создания электоральной базы. И среди этого контингента превалируют как раз хорошо известные настроения отнять и поделить, причем это не зависит от расовой принадлежности. Такой люмпен-контингент и подобные настроения имеют место всегда при массовых социальных движениях, включая масштабные протесты, революции и так далее. Не вдаваясь в исторические подробности и аналогии, отметим, что нечто подобное наблюдалось и во время Русской революции, пока Ленин и большевики не положили край этому хаосу и не направили энергию толпы на созидательное строительство социализма. Какими методами это было сделано, говорить не будем, отметив лишь, что это был, в том числе, и жесточайший террор, поскольку указанную выше массовую психоэнергию по Фромму, превращающуюся при больших социальных катаклизмах из цемента социальных связей в динамит, взрывая общество, необходимо опять превратить в цемент, который сформирует новые социальные связи нового общества. Именно так и было сделано на начальном этапе советской власти, но, кроме террора, была еще коммунистическая идея, которая задала вектор новым связям. В свое время об этом приходилось писать подробно, а потому далее продолжать не будем, отметив лишь, что именно отсюда, в том числе, проистекает достаточно антимарксистская, но на практике показавшая себя эффективной идея Ленина и руководящей и направляющей партии, которая всему этому революционному и псевдореволюционному хаосу способна задать правильное направление, чтобы он превратился в социальную революцию, а не остался хаосом и мародерством.
В этом смысле весьма забавно выглядела умилительная картинка, на которой протестующие народные массы американского Сиэтла фотографировались в обнимку с памятником Ленина, который когда-то сложными путями из Восточной Европы занесло на Тихоокеанское побережье Штатов. Кривую ухмылку вызвало то обстоятельство, что если бы товарищ Ленин в этот момент восстал из московского мавзолея, то он с товарищем Троцким и прочими товарищами, при помощи ВЧК отловил бы всю эту бегающую по американским улицам без дела и очень часто мародерствующую публику, организовал бы из нее трудовые армии и направил бы на строительство социализма.
Все это к тому, что социализм в нормальном его понимании — это не «отобрать и поделить», это даже не социальные гарантии, а это прежде всего напряженный, даже самоотверженный труд — физический, умственный, творческий, любой, но именно труд, через который человек реализует самое себя именно как человек, как форма и способ его существования и самореализации, как сознательная, целенаправленная и созидательная деятельность, наконец, как способ реализации предназначения человека в познании и разумном преобразовании мира. И только труд может и должен стать источником любых социальных гарантий, ибо больше этим гарантиям взяться неоткуда.
Честно говоря, подобные «экзистенции» слабо понятны были даже советскому поколению, которое всему этому учили и, кстати, учили совершенно правильно.
Понимают ли все это американские приверженцы социализма в любой их форме? Честно говоря, очень и очень сомнительно, если судить по тамошним событиям, хотя, возможно, за океаном и существуют индивиды из разряда «понимающих», но только в подавляющем меньшинстве.
Словом, если следовать модному нынче выражению, социализм в Америке — это другое...
Но тот факт, что после долгих лет остракизма, которому социализм поддавался в Америке, к нему наконец там проснулся массовый интерес, не может не радовать.
Рано или поздно это должно было произойти, ибо, как говорится, бог не фраер...