Продолжу тему, начатую в предыдущем тексте на карантинную тему. Зе и Ко с тупым упорством идут по стопам Порошенко, а потому устроили такой себе бесславный «керченский поход», но только в виде карантина. С остановкой транспорта, закрытием метро, междугородного и пригородного сообщения. Все это вкупе с закрытием целого ряда предприятий типа общепита, ТРЦ и прочего обрекает подавляющее большинство граждан на то, что вскоре они окажутся без средств к существованию из-за утраты рабочих мест. Особенно на фоне массового бегства заробитчан из охваченной эпидемией Европы, что еще сильнее увеличивает безработицу в стране.
За всем этим, кроме вроде бы заботы о жизни и здоровье нации, стояло желание протащить зависший в Верховной Раде законопроект о рынке земли сельхозназначения, который власть все никак не может и не решается принять из-за сопротивления как оппозиции, так и — что еще важнее — общества.
Об этой истинной цели или одной из истинных целей внеочередного заседания парламента буквально с 8 утра 17 марта накануне проговорился сам Зеленский. Несмотря на вводимый в стране карантин, на введение указанных выше ограничений, он призвал депутатов на карантин Раду не закрывать, а плодотворно трудиться до 3 апреля в чрезвычайном режиме.
При этом Зеленский крайне цинично высказался в том смысле, что в число архиважных вопросов, которые Раде следует решать в свете эпидемии коронавируса входят: принятие закона о купле-продаже земли, а также принятие некоего нового трудового закона, дабы заменить им бренные останки советского КЗоТ.
Необходимость принятия закона о рынке земли в очередной раз мотивировалась требованиями МВФ, хотя очевидно, что прямой связи с антиэпидемической борьбой здесь нет. Вопрос разве только в получении финансирования под низкий процент в условиях кризиса. И еще хорошо просматриваются интересы тех, кто хотел бы сейчас за копейки прибрать к рукам более 10 млн гектаров земли, находящейся формально в государственной собственности.
Такая ситуация имела место до глубокой ночи с 16 на 17 марта. Но уже ранним утром появились данные, что внеочередное заседание Рады состоится, но вопрос о рынке земли выноситься на него не будет. Что и произошло.
Утрату интереса к земельному вопросу, на котором буквально накануне делал акцент Зе, различные СМИ со ссылкой на неназываемые источники пояснили тем, что к утру 17 марта от МВФ поступил сигнал, что никаких денег фонд выделять Украине пока не собирается. Это резко изменило картину и течение событий. Социально токсичный вопрос о продаже земли сразу же был снят с повестки дня, чтобы, как говорится, не дразнить гусей. А то ведь сколько ни блокируй страну с целью воспрепятствовать протестам против продажи земли, но, как писали в «Пикнике на обочине» Стругацкие, «квашню в горшке не удержишь».
Кстати, по поводу денег МВФ, которых фонд так и не дал.
По одной версии, власть якобы с какого-то перепугу надеялась получить от фонда некую сумму на безвозмездной основе в рамках помощи в борьбе с эпидемией. А чтобы как-то задобрить акул капитализма, якобы и собирались открыть продажу земли.
Хотя не совсем понятно, зачем для получения безвозмездной гуманитарной помощи в борьбе с вирусом нужно что-то продавать, если речь идет именно о помощи? Возможно, здесь просто назревала некая афера, но фонд «показал кукиш», и тема «сдулась».
Есть и вторая версия, согласно которой речь шла о кредитной программе сроком на 2 года на сумму 5 млрд долларов, о которой предварительно Минфин и МВФ договорились, но затем дело застопорилось якобы по причине непринятия закона о рынке земли и закона о запрете возврата национализированных банков бывшим собственникам (речь идет о "Приватбанка" и так называемом «антиколомойском законе»).
В любом случае, повторим, вопрос о рынке земли в очередной раз был снят с повестки дня, причем не только Зе-властью, но якобы и МВФ.
Но оставшееся в этом случае условие фонда, касающееся «антиколомойского закона», никуда не делось и продолжает тормозить решение вопроса о кредитовании. Коломойский имеет в Раде достаточно сильное лобби, которое блокирует принятие закона. В результате шансы на получение дешевого кредита без токсичных требований по рынку земли сводятся к нулю в угоду шкурным интересам олигархата.
Не говоря уже о том, что в свете надвигающегося глобального кризиса, вызванного, в том числе, пандемией, ситуация дает более чем убедительные основания для реструктуризации или даже списания хотя бы части внешнего долга Украины, прежде всего перед МВФ. Но пока отсутствует информация о том, что Зе-власть эти вопросы хотя бы поднимает. В то же время уже слышатся голоса в пользу объявления дефолта, что, правда, выглядит весьма рискованной затеей. Но это отдельная тема.
В свете сказанного заговорили о дальнейшем расколе во фракции «слуг народа», а также о том, что Зеленский боится поставить на место Коломойского. Эта боязнь подогревается все более нестабильной ситуацией в стране в связи с эпидемией.
Складывается подозрение, что именно быстрое прогрессирование нестабильности, а не только опасность эпидемии является главным побудительным мотивом того, что Зе-власть предпринимает попытки «закрутить гайки», мотивируя, конечно, необходимостью борьбы с вирусом.
Как бы там ни было, депутаты Зеленского послушались и решили пока никуда не разбегаться, тем более что бежать некуда. Границы закрыты, на планете идет волна пандемии, и на Сейшелы особо не поедешь.
Но «упорная работа без карантина» продолжалась недолго. Рада собралась на заседание в 8 часов утра 17 марта, а уже в 10.45 пленарное заседание было закрыто с такой формулировкой: далее Рада будет работать в формате комитетов, что в переводе на общепонятный язык значит, что работы не будет. Правда, прозвучала информация, что Рада может собраться в любой момент, поскольку готовится решение о введении чрезвычайного положения в связи с тем, что эпидемическая ситуация все более обостряется. В любом случае непонятно, к чему были пламенные призывы Зеленского «поработать без карантина во имя здоровья граждан».
Часть вчерашнего стремительного заседания к борьбе с вирусом не имела никакого отношения, а носила сугубо кадровый характер. В ходе внеочередного заседания парламента на должность Генпрокурора была утверждена Ирина Венедиктова, а на должность министра экономики — Игорь Петрашко, бывший топ-менеджер одного из агрохолдингов, что вызывает вопросы. Впрочем, это тоже отельная тема.
Также были рассмотрены законопроекты, направленные на борьбу с эпидемией.
Прежде всего был принят антикоронавирусный законопроект, который содержит следующие нормы:
• оперативную закупку товаров, работ и услуг, необходимых для ликвидации и недопущения эпидемии, через переговорную процедуру, сокращенную до 1 дня;
• обеспечение возможности 100% предоплаты за товары и услуги для предотвращения и борьбы с эпидемией коронавируса;
• освобождение от уплаты ввозной пошлины и НДС лекарственных средств и изделий медназначения, закупаемых для борьбы с коронавирусом;
• предоставление возможности населению работать дистанционно или уйти в отпуск;
• запрет на проведение мероприятий госнадзора и контроля;
• отнесение введения карантина к форс-мажорным обстоятельствам;
• административную ответственность за нарушение обсервации и уголовную ответственность за умышленное заражение людей.
За нарушение правил карантина граждане должны будут оплатить штраф в размере от 17 000 до 34 000 грн, а для должностных лиц сумма составит 34 000 — 170 000 грн. Нарушение санитарных норм и правил по предотвращению инфекционных заболеваний повлечет штрафы в размере 17 000 — 51 000 грн или арест на срок до 6 месяцев/ ограничение свободы на срок до 3 лет/ лишение свободы на срок до 3 лет. В случае, если нарушение санитарных норм и правил повлечет за собой смерть человека или тяжелые последствия, то виновный может получить от 5 до 8 лет тюрьмы.
(Подобные строгости вводятся на фоне практически полного отсутствия тестов на короновирус, неспособности государства вернуть в Украину граждан, застрявших в других странах из-за перекрытия границ, полной импотенции власти в отношении олигархата, наживающегося на беде, что ярко демонстрирует ситуация с многократным подорожанием билетов Международных авиалиний Украины, и так далее).
• дополнительные надбавки для медперсонала и работников, работающих над ликвидацией эпидемии коронавируса;
• изменение статей Трудового кодекса в части, где могут предоставлять оплачиваемый отпуск.
Документ также включает в себя нормы, касающиеся дистанционной работы на время карантина.
Парламент также поддержал за основу и 359 голосами в целом законопроект № 3220 о поддержке налогоплательщиков на период осуществления мер, направленных на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной болезни.
Документ вносит ряд изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно поддержки налогоплательщиков на период осуществления мер, направленных на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19).
Вводятся налоговые и неналоговые льготы, связанные со сроком уплаты налогов, начислением заработной платы за дни вынужденного простоя, сроками подачи налоговых деклараций, сроками проведения проверок, начислениями штрафных санкций и пени, и тому подобное. Документ направлен на защиту как малого, так и крупного бизнеса от негативных последствий в связи с неиспользованием экономического потенциала.
Вносит следующие изменения в Налоговый кодекс Украины:
— не применяются штрафные санкции за нарушение налогового законодательства, совершенное в период с 1 марта по 30 апреля 2020 года;
— установлен мораторий на проведение документальных и фактических проверок с 18 марта по 18 мая 2020 года;
— продлен до 1 июля 2020 года срок подачи годовой декларации об имущественном состоянии и доходах;
— не начисляется и не уплачивается в период с 1 марта по 30 апреля 2020 года плата за землю;
— объекты нежилой недвижимости, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не являются объектом налогообложения на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, с 1 марта по 30 апреля 2020 года.
Этот норматив требует отдельного рассмотрения. Отметим лишь, что его уже раскритиковали в органах местного самоуправления, поскольку в результате введения указанных мер местные бюджеты недосчитаются, по разным оценкам, до 16 млрд гривен.
Кроме того, 17-18 марта в Украине был введен еще целый ряд ограничений.
Предварительно до 3 апреля закрывается метрополитен в Киеве, Харькове, Днепропетровске. Хотя уже 16-17 марта в Киеве метро было почти пустым и смысла закрывать его вообще нет, если говорить об эпидемии, а не чьих-то сомнительных интересах. Городской транспорт будет работать в штатном режиме, но с ограничениями — до десяти пассажиров в маршрутах и до двадцати — в трамваях и троллейбусах, что есть полный бред. С полудня 18 марта отменяются все ж/д- и авиаперевозки внутри страны, а также междугородное сообщение автобусов и маршруток, включая пригородное сообщение.
Остановка транспорта в сочетании с закрытием огромного количества рабочих мест чревата тяжелейшими социальными последствиями уже в ближайшее время из-за утраты сотнями тысяч, даже миллионами граждан средств к существованию. Правда, звучат обещания не начислять пеню за просрочку уплаты ЖКХ и запрет выселения за коммунальные долги, но это ничего не решает и выглядит сомнительно. К тому же из-за отсутствия транспортного сообщения будет парализована деятельность важных предприятий и организаций, в которых часто работают иногородние, включая медицину, коммунальные службы и так далее.
Но самое главное заключается в том, что все эти маневры власть совершает с прицелом на скорое введение чрезвычайного положения по всей стране, что является крайне сомнительной и рискованной мерой, оправданность которой вызывает множество вопросов.
Прежде всего, возможность введения чрезвычайного положения не исключил сам Зеленский во время своего выступления в эфире «Свободы слова».
Наличие таких планов, по данным СМИ, подтверждают депутаты из числа «слуг народа».
Рассматривать в деталях особенности режима чрезвычайного положения, который следует отличать от военного положения, пока не будем, поскольку это займет много места и времени. Но на некоторых нюансах остановимся для лучшего понимания.
Итак, режим ЧП предусматривает среди прочего:
— тотальное ограничение перемещения всех и вся, вплоть до спецразрешений и комендантского часа;
— раздачу продуктов питания по карточкам;
— полный запрет на любые собрания и демонстрации;
— режим особого использования связи;
— запрет на забастовки и так далее,
вплоть до закрытия СМИ, включая Интернет.
Возникает вопрос, во-первых, о выполнимости подобных мер для нынешней власти, а во-вторых, об адекватности этих мер в самом прямом психиатрическом смысле, поскольку, говоря о возможности введения ЧП, власть не конкретизирует подробности, а вариаций по соответствующему закону о ЧП может быть очень много.
Например, нормирование потребления продуктов питания и товаров первой необходимости, включая медикаменты, то есть то, что называется карточной системой. Это при нашей-то коррупции, спекуляции и при отсутствии у государства хотя бы минимальных запасов необходимого. А ведь в обстановке паники и прогрессирующего дефицита всего необходимого, да с учетом нарастающей спекуляции этот вопрос может встать серьезно.
Относительно тотального ограничения перемещений в условиях указанного отсутствия средств к существованию и работы вообще тоже возникают вопросы по поводу адекватности тех, кто подобное планирует или может планировать. Социальные бунты могут стать реальностью очень и очень скоро.
Наконец, что касается ограничения гражданских свобод, включая свободу слова и информации. Это любимая забава всех властей. Этой проблемой был озабочен режим Януковича, затем Порошенко, теперь соответствующие поползновения наблюдаются при Зеленском.
Действия Зе и Ко все более выглядят непрофессиональными, хаотичными и такими, за которыми просматриваются не интересы граждан, а шкурные вожделения тех или иных центров влияния. Возня вокруг рынка земли, совершенно несвоевременная в нынешнее критическое время, является ярчайшим тому подтверждением.
Соответственно, критика действий Зе-власти будет только нарастать, а у Зе и Ко все более будет искушение заткнуть всем рот. Тем более что в этом объективно заинтересованы многие из указанных групп влияния. Основание для затыкания ртов имеется в виде эпидемии.
Все более складывается впечатление, что Зеленский под предлогом эпидемии и карантина намеревается пойти «керченским путем» Порошенко. Но это чревато социальным обострением и нарастанием хаоса в стране. Понимает ли это президент и его окружение?