В середине 1960-х для нужд Военно-морского флота СССР срочно понадобился специализированный противолодочный вертолет. Хотя на тот момент вовсю разрабатывался в ОКБ Н. И. Камова Ка-25, однако еще на этапе проектирования стало понятно, что его весовые характеристики не позволяли разместить на борту весь комплекс противолодочного оборудования, и, кроме того, военные хотели максимальной стандартизации. А так как основным вертолетом был Ми-8, то, по сути, был сделан заказ на его противолодочную модификацию.
Новый проект поисково-ударного комплекса получил обозначение В-8Г (гидро) и должен был состоять из двух вертолётов: поискового и ударного, причём поисковый должен был легко переоборудоваться в ударный и наоборот. Однако в итоге сошлись на едином поисково-ударном варианте.
Ми-14ПС № 34 (75099), прошел ремонт в 2017-18 гг.
Основной загвоздкой стала разработка главного редуктора под более мощный двигатель, чем у Ми-8. Именно из-за его доводки испытания затянулись до декабря 1974 года. Причем, что интересно, все было готово для серийного производства на заводе № 387 в Казани еще за год до этого.
В итоге новый вертолет под названием Ми-14ПЛ был принят на вооружение только в мае 1976 года.
Несмотря на то, что Ми-14 был построен по классической одновинтовой схеме с пятилопастным трёхшарнирным несущим и трёхлопастным рулевым винтами, он имел ряд инноваций. Так, впервые на советском вертолете было использовано убирающееся шасси.
Силовая установка состоит из двух турбовинтовых двигателей ТВ3-117М с редуктором ВР-14. В грузовой кабине оборудовано рабочее место штурмана-оператора и размещены новейшая по тем временам поисково-прицельная система 7071 «Кальмар» (в дальнейшем на Ми-14ПЛМ заменена на «Осьминог»). В передней части кабины установлен теплопеленгатор «Сура». В задней части фюзеляжа находились кассеты с 36 сбрасываемыми гидроакустическими буями «Поплавок» или «Координат», ориентационные бомбы. Снаружи в задней части фюзеляжа установлен опускаемый магнетометр АПМ-60 «Орша». Для обеспечения неподвижного висения вертолёта над точкой в состав оборудования включена система автоматического управления САУ-14.
Вооружение состояло либо из одной торпеды АТ-1 (АТ-2, Т-67 «Стриж», позже УМГТ-1 «Орлан», «Колибри»), либо 12 50-кг противолодочных бомб, либо 8 250-кг бомб, находящихся в герметичном бомбоотсеке.
Производство вертолета продолжалось до 1986 года, всего было построено 273 вертолёта Ми-14 различных модификаций.
Ми-14ПЛ № 35 (78494), прошел ремонт в 2017 г.
А кроме чисто противолодочного варианта Ми-14ПЛ и Ми−14ПЛМ, был также поисково-спасательный Ми-14ПС. Это была машина без противолодочного оборудования и вооружения. В кабине с большими сдвижными дверьми с обоих бортов могут размещаться 10 пострадавших. Над дверью с левого борта установлена спасательная лебедка, способная поднять на тросе с сеткой одновременно трех пострадавших. Кроме того, в носовой части вертолета снизу расположены поисковая РЛС и прожекторы.
Несмотря на то, что вертолет довольно активно экспортировался (известны поставки в Болгарию, Вьетнам, ГДР, КНДР, Кубу, Ливию, Польшу, Сирию и Югославию), после распада Союза такие машины оказались в морской авиации только Российской Федерации и Украины. В России Ми-14ПЛ был снят с вооружения в 1996 году, а Ми-14ПС — в 2004 году.
Украине достался полный штат авиационной эскадрильи, однако по состоянию на 2014 год в строю в составе 10-й бригады морской авиации, которую по месту базирования чаще всего называли неофициально Сакской морской авиационной бригадой, было всего пять «бортов».
Когда началась оккупация Россией Крыма, экипажи бригады приняли решение перегнать технику на материк. Это была очень рискованная операция, так как с 27 февраля аэродром в Новофедоровке частично контролировался российским спецназом.
Летно-технический состав 10-й авиационной морской бригады и волонтеры. Аэродром Кульбакино, 2014 г.
Тем не менее 3 марта 2014 года в 13:00 за 8 минут (в обычных условиях норматив — 20 минут) в воздух поднялись четыре вертолета (из них как минимум один Ми-14ПС и один Ми-14ПЛ), легкий военно-транспортный самолет Ан-26, учебный Ан-2 и амфибия Бе-12.
Было решено идти на предельно низкой высоте, поскольку опасались как перехвата российскими истребителями, так и действий ПВО (причем и вражеской, и своей, так как шли в режиме радиомолчания). Уже потом стало известно, что россияне с Гвардейского все-таки подняли пару Ми-24, но после того как были выставлены активные помехи, их экипажи от попыток перехвата отказались.
Хотя, по идее, их целью должен был стать Херсон, морские летчики выбрали неожиданное направление — Николаев. Тут на аэродроме Кульбакино пришлось практически заново воссоздавать бригаду, так как 70 % летно-технического состава перешло на сторону оккупанта. Дошло до того, что на службу в российскую армию перешла даже часть летчиков, которые осуществили перелет 3 марта — увеличенное денежное довольствие, квартиры и родственники сделали свое дело.
Еще одной проблемой стали продление ресурса и ремонт вертолетов. Так как машина была по части деталей стандартизирована с Ми-8, то уже к концу 2016 года на Конотопском авиаремонтном заводе был освоен капитальный ремонт вертолетов типа Ми-14 для ВМС Украины. Ранее эти работы проходили на мощностях Севастопольского авиаремонтного завода.
Ми-14ПЛ № 36 (78495) в довоенном камуфляже.
Так, 26 декабря 2016 г. на заводском аэродроме были выполнены испытательные полеты восстановленного с хранения противолодочного вертолета Ми-14ПЛ (не поднимался в воздух с 1993 года), с установлением нового ресурса. Вскоре машина была передана в 10-ю бригаду.
Кроме проведения ремонта, в 2019 году «Авиакон» приступил к программе модернизации парка Ми-14. Первым модернизированным бортом стал Ми-14ПЛМ (№ 37), который получил оборудование западного и отечественного производства, в том числе метеолокатор Honeywell RDR 2100, аппаратуру навигации и связи Garmin GTN-750, курсовертикаль Sandel SG102-200, компас NV2C. Одновременно машина была приспособлена для использования экипажами польских авиационных шлемов THL-5NV (отработаны на Ми-8).
Ныне машины довольно-таки активно летают над Черным морем, выполняя учебные задачи. Правда, торпеды АТ-1, которые остались на складах, в последние годы применяют нечасто, так как в Крыму россияне захватили единственный в ВМСУ катер-торпедолов U891 «Херсон», который «ловит» и доставляет на берег учебные торпеды. Единственный известный автору случай учебного торпедометания произошел в ходе международных учений «СиБриз-2017», когда осуществлялся поиск реальной подводной лодки. В роли противника выступала дизельная субмарина S-349 «Батирай» ВМФ Турции.
Модернизированный Ми-14ПЛМ № 37 (78461)
Экипажи Ми-14 активно тренируются, выставляя гидроакустические буи — как советские РГБН-М, так и отечественные «Ятрань».
Ми-14 ПЛ № 53 в музее
Единственный Ми-14ПС отмечен в ходе учений морской пехоты в качестве транспортной машины.
Стоит также сказать, что один Ми-14ПЛ (бортовой номер 53 «желтый») находится в экспозиции Государственного музея авиации в Жулянах.