Без сомнения, самым востребованным транспортным самолетом во всех авиационных составляющих наших силовых ведомств является небольшой Ан-26. И большую роль здесь сыграло то, что машина разработана в ОКБ Антонова, двигатели производятся тоже в Украине и ныне у нас есть все возможности для проведения как среднего, так и капитального ремонта парка АНов.
Однако в самом начале пути ничто не предвещало такого успеха. Самолет появился в 1966 году как вариант транспортного Ан-24Т исключительно под нужды и требования военных.
Первый Ан-26 был готов 20 декабря 1968 года, а первая серийная машина была выпущена через год в Киеве. В 1970 году Ан-26 стал поступать на вооружение в советские военно-воздушные силы.
Самолет сразу полюбился летчикам. Машина оказалась простой в управлении, надежной, неприхотливой в обслуживании, мог взлетать с любой площадки. Ан-26 прощал даже грубые ошибки в пилотировании. И при том, что машина имела достаточно высокие летно-технические характеристики, ею мог управлять летчик не самой высокой квалификации. В случае отказа в полете одного двигателя машина спокойно совершала посадку на другом. Серийный выпуск Ан-26 продолжался вплоть до 1986 года.
После распада СССР в марте 1992 года в составе ВВС Украины имелось более 35 машин Ан-26 разных модификаций. Понятно, что к началу 2014 года в строю их осталось совсем немного, поскольку сократившимся вооруженным силам такой парк «транспортников» был явно не нужен.
Тем не менее эти машины стали критически важными в ходе боевых действий на Донбассе. Особенно когда в июле 2014 года противнику удалось расчленить и фактически изолировать нашу группировку, состоящую из частей ВСУ, Погранслужбы и Нацгвардии на приграничной территории. Для снабжения военных сначала пытались задействовать вертолеты, однако потребности были настолько велики, что в ход пошли самолеты военно-транспортной авиации, которые сбрасывали грузы с парашютами.
В Чугуеве собрали все немногочисленные Ан-26, а также группу специалистов. Полковник десантной службы Петр Потехин вспоминал: «Мы собрали в Чугуеве под Харьковом около 15 офицеров и прапорщиков со всех десантных частей — специалистов, которые могли укладывать парашютные системы, швартовать их. Они получали приказ, грузы и швартовали. Никто не знал, куда будут лететь эти грузы, даже летчики узнавали о точке назначения в самый последний момент. Делалось это для предотвращения утечки информации, чтобы противник не смог устроить засаду, сбить самолет».
К тому времени россияне фактически ввели «бесполетную зону», введя на оккупированные территории Донецкой и Луганской областей большое количество средств войсковой ПВО в виде ЗРК «Стрела-10», «Бук-М1», а также передав незаконным вооруженным формированиям ПЗРК.
Поэтому командованием Воздушных Сил была разработана тактика сброса грузовых контейнеров с высот 5-6 км. На Житомирском полигоне прошла апробацию целая программа.
В ответ россияне стали привлекать для патрулирования воздушного пространства истребители МиГ-29 с ближайшей авиабазы ВВС РФ Миллерово. В итоге 14 июля пока неизвестным российским летчиком на высоте 6500 метров был сбит транспортный Ан-26 из состава 456-й бригады транспортной авиации, который доставлял продукты и продовольствие парашютным способом группировке под Червонопартизанском.
В итоге самолет после взрыва в воздухе частями упал на землю и полностью сгорел в районе хутора Кружиловка. Экипаж состоял из восьми человек. Двое погибли — лётчик 1-го класса майор Дмитрий Майборода (Герой Украины посмертно) и второй лётчик 3-го класса майор Дмитрий Шкарбун, остальные шесть человек сумели покинуть борт с парашютами, из них двое попали в плен к боевикам (позже обменяны).
Место падения Ан-26
Именно «отголоском» вот этой «охоты на транспортников» стала и трагедия с «Боингом-777» «Малазийских авиалиний», выполнявшего рейс МН17 по маршруту Амстердам — Куала-Лумпур 17 июля 2014 года.
Параллельно с привлечением к боевым вылетам экипажей транспортной авиации начались попытки поставить в строй дополнительные «борта». В этом плане показательна история одного самолета, который получил собственное имя «Рятунчик».
В октябре 2014 года волонтерский фонд «Крылья Феникса» выступил с предложением к волонтерам на собственные деньги восстановить и переоборудовать в санитарно-транспортный самолёт с хранения. За короткое время было собрано около 1 млн. гривен.
Военные пошли навстречу и передали для переоборудования Ан-26 1978 года выпуска, находившийся свыше 12 лет на хранении. Ранее самолёт использовался в качестве донора деталей для других Ан-26 и потому к началу работ был частично разукомплектован и находился в неудовлетворительном техническом состоянии.
В ноябре 2014 года в аэропорту «Борисполь» начались работы по ремонту и переоборудованию самолёта. Диагностику состояния самолёта и работы по продолжению ресурса планера бесплатно выполнили специалисты ГП «Антонов» (в связи с коррозией была проведена замена части обшивки, киля и стрингеров), работы по продолжению ресурса двигателей также бесплатно выполнили специалисты ЗМКБ «Прогресс», комплект покрышек купил за границей и доставил профсоюз пилотов МАУ.
Кроме того, инженерно-технический персонал 15-й бригады транспортной авиации и волонтёры заменили на самолёте топливные шланги, электропроводку и стекло в кабине пилотов, провели капитальный ремонт стартеров-генераторов, обновили шасси, отремонтировали радиоэлектронное оборудование и гидравлическую систему, а также заново окрасили самолёт в «пиксельный» камуфляж.
Первоначально самолёт планировалось превратить в аналог медицинского варианта Ан-26 «Vita», однако в дальнейшем от оборудования операционной было решено отказаться в пользу увеличения количества перевозимых на борту раненых. В результате самолёт способен штатно осуществлять транспортировку 24 тяжелобольных или раненых в положении «лёжа». В салоне установлены санитарные стойки, носилки, устойчивые раскладные стулья для врачей и кондиционер.
Всё медико-санитарное оборудование выполнено быстросъёмным и может быть демонтировано в течение часа, после чего самолёт может использоваться в качестве военно-транспортного.
К 21 мая 2015 года восстановление самолёта было завершено, и на следующий день Ан-26 получил бортовой номер «08» и был включён в состав 15-й бригады военно-транспортной авиации Воздушных Сил Украины.
Параллельно ГП «Завод 410 ГА» за 2015-2019 гг. вышел на предельные мощности и выдавал по нескольку отремонтированных и модернизированных машин в год. Так, только за пять месяцев 2019 года военным уже передано два модернизированных Ан-26.
Освоено также переоборудование других вариантов (например, штурманского) в военно-транспортный.
В ходе модернизации на самолете проводится полный комплекс работ по восстановлению всех его систем, устанавливается новое радиоэлектронное оборудование украинских и европейских производителей, в частности системы связи, навигации, приборной и другой бортовой аппаратуры. Такое обновление позволяет Ан-26 совершать полеты на международных воздушных трассах и участвовать в совместных действиях с силами НАТО.
Кроме того, по мере возможности заменяются детали и агрегаты российского производства — так, новые машины комплектуются бортовыми аккумуляторами индийского производства, а носовые шасси — китайского.
Таким образом, самолеты Ан-26 по-прежнему остаются основой парка военно-транспортной авиации Украины. И замены им пока не видно.