ОНа момент написания этого опуса в СМИ продолжалась истерика по поводу отстранения от должности и.о. министра здравоохранения Ульяны Супрун. Дескать, без нее медицина в стране окончательно издохнет. Рискнем предположить, что для рядового обывателя отсутствие на боевом посту этой гражданки иностранного государства (даже неважно, какого), совершенно незаконно занимающей должность, ничего не изменит, поскольку хуже уже некуда, повторим, для обычного-«пересічного».
Что-то потеряют кормящиеся вокруг Минздрава чиновники, грантоеды и разного рода «супруно-боты» в Интернете? Но это их проблемы. И похоже, проблемы у них большие, если судить по тому визгу, который они создают в медиа.
Продолжить начатую в предыдущем материале тему заставили не столько Супрун и «кипеш» вокруг нее, сколько попытка систематизировать то, до чего довели здравоохранение в стране, что оно, собственно, собой представляет для рядового гражданина.
Определенная база для сравнения у автора имеется, к сожалению или к счастью – это уж как посмотреть. База эта имеет тридцати и более летнюю советскую давность. Это уже к вопросу об обвинениях в так называемом «совке» со стороны разного рода хорошо устроившихся в нынешнем ублюдочном общественном политическом строе уродов или просто идиотов, полезных для указанного ублюдочного строя. Несмотря на имевшие в свое время огромные проблемы с разного рода партийно-комсомольскими – пардон – проститутками, сравнение это будет категорически в пользу того самого «совка». Кстати, нынешние «интернет-боты» различной принадлежности и ориентации очень похожи на ту комсомольскую шушеру, с которой приходилось воевать лет этак 35 тому назад. Лозунги другие, а гнусная «сучность» та же.
Итак, в далеких 1980-х годах сначала мама, затем отец имели несчастье получить, соответственно, инфаркт и инсульт. Проклятая советская власть их вылечила совершенно бесплатно и даже, в качестве закрепления, направила в специализированные санатории. Это уже не говоря об оплачиваемом больничном в течение нескольких месяцев. После этого они прожили еще по тридцать с лишним лет.
Автор также имел неосторожность порвать связки на голеностопе, плюс перелом. Все это вылечили совершенно бесплатно. В финале по направлению из районной поликлиники имела место совершенно бесплатная консультация в институте ортопедии у «целого» доктора медицинских наук, который нашел, что лечение в районном травмпункте и в поликлинике было проведено правильно, и выздоровление наступило полное. Интересная деталь: сей доктор наук – дай бой ему всяческих благ, если он еще жив – лично проследовал в рентгенкабинет, дабы лично выставить автору, тогдашнему простому советскому студенту, именно ту проекцию снимка, которая была нужна.
Кстати, сейчас того травмпункта, в котором, по мнению медицинского профессора, тамошний дежурный врач-травматолог, между прочим, молодой еще парень лет тридцати, успешно сложил ногу… так вот, нет уже того травмпункта, давно закрыли на хер (пардон!) на очередном этапе ублюдочных реформ.
После этого, когда слышишь или читаешь, пардон, «высеры» разного рода «ботов» на тему «совка», следует брать старый советский же армейский кирзовый сапог – и по роже, по прикормленной у разных «супрунов» роже.
Возможно, не всем так повезло в те далекие уже времена, но личный опыт – он и есть личный опыт, что бы там ни «трындел» какой-нибудь новоявленный «экспёрд» из числа клерков и/или грантоедов. Несмотря на многочисленные издержки и проблемы, советская система имени народного комиссара Семашко в свое время считалась лучшей в мире по максимальному охвату и доступности медпомощи. За без малого тридцать лет ее развалили, а на ее месте вырос нынешний коррупционный беспредел, помноженный на полнейшую моральную деградацию. Справедливости ради отметим, что этот беспредел и деграданс являются заслугой далеко не только Супрун и нынешней околомедицинской компании, ибо за указанные без малого 30 лет руку к ним приложили очень многие, но никто ответственности не понес.
* * *
А теперь от эмоций перейдем к сути вопроса. А именно, попытаемся разложить на составляющие то, к чему пришло нынешнее здравоохранение в Украине. На всеобъемлющую системность не претендуем, но попытка – не пытка, как говорил «торавищ» Берия.
Начать следует с того, что Супрун ставят в заслугу. Это борьба с некоей медицинской мафией. Кто, с кем и за что борется, рядовому обывателю неведомо, но последствий этой борьбы обнаружить не удалось, разве только в худшую сторону.
Во всяком случае, лекарства в аптеках не подешевели. Наоборот, они неуклонно дорожают, будучи преимущественно импортными или на основе импортного сырья, хотя в последнее время даже доллар подешевел.
Широко разрекламированная программа «доступные лекарства», вокруг которой якобы идет борьба с таинственной мафией, а точнее мафия борется сама с собой во главе с Супрун или кем-то там еще, катастрофически недофинансируется. Согласно этой программе, поясним, должна компенсироваться стоимость лекарств для больных бронхиальной астмой, сердечнососудистыми заболеваниями, сахарным диабетом. В год выделяется около 1 млрд гривен, а потребность во много раз выше. К тому же аптеки отказываются участвовать в программе и выдавать больным бесплатно лекарства, поскольку компенсацию им приходится ждать долго, часто безуспешно.
Госзакупки лекарств по импорту, переданные в свое время иностранным организациям, в частности ЮНИСЕФ, с благородной целью борьбы с пресловутой мафией, задерживаются на годы, а лекарства поступают с истекающим сроком годности. Поскольку утилизация медпрепаратов стоит дорого, международные «доброхоты» отправляют их в Украину, как в какое-то Зимбабве. В результате бесплатные лекарства в больницах отсутствуют, что хорошо известно обывателям, которые покупают все за свои кровные, а потому вся эта «борьба с мафией», если таковая имеет место, рядовому гражданину, что называется, «до фонаря».
Под вопли о «борьбе мафии с мафией» происходит развал остатков медицинской помощи, которая еще хоть как-то работала.
Прежде всего окончательно уничтожена сельская система фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП), что оставило сельское население без медпомощи вообще. Проходимцы из Минздрава объявили ФАПы «пережитком советского прошлого» и сняли их с госфинансирования, под одобрительное «вякание» Гройсманов и прочих Порошенок!!! Местные бюджеты содержать ФАПы не могут, а часто и не хотят.
Вместо них планировали построить сельские амбулатории, выделив на их создание 5 млрд гривен. Но дело не пошло, амбулаторий построено мало, а сельская медицина окончательно уничтожена.
Хотелось бы задать простой профанский вопрос: зачем разрушать ФАПы, чтобы затем строить амбулатории, если ФАПы суть те же амбулатории или около того же?! Смените вывески, расширьте и/или уточните функционал, если так уж руки чешутся пореформировать! Зачем же вы ломаете то, что хоть как-то действует, если построить вы ничего не способны по определению?! Чтобы «накалдырить бабла» на всех этих реформациях, ибо еще Никола Васильевич Гоголь сказывал, что если хочешь украсть много денег, нужно затеять большую стройку?
Кроме сугубо медицинского, здесь налицо и социальный аспект. Ведь фактически окончательно добивается то самое украинское село, по которому льют крокодиловы слезы наши хуторянские патриоты, в неимоверном количестве осевшие на киевском асфальте! Очевидно, что без школы и медицины село как социальный феномен исчезнет окончательно. Очевидно также, что налицо зачистка украинской земли от лишнего народонаселения в интересах крупного отечественного и иностранного капитала, которому нужны наши черноземы, но на фиг не нужны «лишние людишки».
Если селян оставили без ФАПов, то горожане остаются прежде всего без скорой медицинской помощи, которая теперь все реже выезжает по вызовам, особенно если речь идет о высоком давлении и температуре. Вместо этого последовали публичные советы Супрун, которая в присущей ей юродивой манере порекомендовала не звонить в скорую «по мелочам», а сбить температуру и/или давление и идти в поликлинику. Очевидно, что высокая температура может быть симптомом, например, воспаления легких, и указанная «метода лечения» может окончиться весьма плачевно, даже летально. Первая медицинская помощь очень часто является решающей для спасения жизни, и в такой помощи гражданам теперь отказывают.
Тем самым обывателя загоняют в руки платной медицины. Ведь те, кто имеет средства, в ургентных случаях вызовут частную скорую или врача. Но что делать тем, кто денег на это не имеет, а таких у нас очень много.
Налицо вопиющее нарушение прав человека, и непонятно, почему до сих пор отсутствует реакция Уполномоченного по правам — Денисовой.
То же самое происходит с вызовами врачей на дом, на которые они теперь в большинстве случаев приходить отказываются, даже если больной лежачий или не в состоянии дойти из-за высокой температуры. Дескать, сбивайте температуру и приходите за больничным – именно такие идиотские советы дают американская санитарка Супрун и компания! А разбитого параличом инсультника надо и вовсе на носилках нести, чтобы больничный продлить?!
С выбором так называемого семейного врача тоже все окончилось ожидаемой вакханалией. Врачам разрешили набирать до 2000 пациентов и даже больше. Некоторые на радостях и набрались, чтобы поиметь побольше денег. За каждого пациента, точнее за каждую подписанную с пациентом бумажку под громким названием «декларация», Национальная служба здоровья, распорядитель бюджетных средств, платит врачу 370 гривен в год плюс повышающие коэффициенты в зависимости от детского или пенсионного возраста, например, за детей платят до 1400 гривен. Многие из этих врачей-«многостаночников» такое количество больных принять просто не в силах, не говоря уже о выходах на дом, тем более о качественном лечении. При этом, по разным оценкам, 10-14 млн человек деклараций с врачами не подписали по целому ряду причин, вплоть до опасения разглашения персональных данных, поскольку никто ни за что не отвечает в этой стране. Многие врачи перебирают пациентами, отказывая «сложным» или «малоденежным». С другой стороны, норматив количества больных на одного врача особо снизить нельзя, поскольку врачей на всех не хватит.
Обещанные высокие зарплаты врачей в большинстве случаев оказались фикцией. Кое-кто получает относительно неплохую зарплату — по данным Минздрава, до 20 тысяч гривен, что не так уж и много. Остальные довольствуются тем мизером официальной зарплаты, что был ранее, или даже меньше, а нагрузка часто возросла. Очевидно, что остальное добирают неофициальными поборами с пациентов – вот и вся «реформа» и «борьба с мафией».
Результатом всего этого бедлама стало то, что, повторим, при 10-14 млн граждан, не охваченных декларированием, в стране прогрессирует нехватка медицинского персонала, поскольку многие уходят из отрасли. Даже в столице нехватка медиков, особенно медсестер, доходит до 30%.
Дальнейшие перспективы такой «рехвормы» вызывают возрастающую тревогу. Вслед за первичной медпомощью горе-реформаторы нацелились на вторичную, то есть за узкую медицинскую специализацию, стационары и диагностику. Озвученные расценки, по которым Нацслужба здоровья готова оплачивать услуги, по мнению многих специалистов, являются крайне низкими. Частные медучреждения в таких программах участвовать отказываются, а государственные просто будут, как и сейчас, брать деньги с пациентов официально и неофициально.
Плюс к этому с 1 июля нынешнего года окончательно отменяется дотационное финансирование стоматологии, то есть доступная стоматологическая помощь для малообеспеченных категорий населения будет окончательно упразднена.
Плюс к этому вынашиваются разного рода идиотские «инновации», например, на тему лечения туберкулеза на дому. Кстати, туберкулез – это вообще отдельная вопиющая тема. Советская власть эту крайне опасную болезнь фактически победила, в том числе путем создания специализированной сети закрытых лечебных учреждений. Теперь же, по прошествии 30 лет после развала СССР, в Украине, по ряду мнений, имеет место эпидемия туберкулеза. Эпидемия это или нет, пусть разбираются специалисты, если у нас вообще еще остались честные специалисты, но в позднесоветское время заболеваемость туберкулезом была действительно минимальной, в стране существовала сеть специальных тубдиспансеров и туберкулезники не разгуливали, как сейчас, везде и всюду, заражая всех вокруг.
Отсюда следуют два вывода: во-первых, средств на всю эту реформу явно не хватает; во-вторых, в большинстве случаев эта реформа ничего для рядового обывателя не меняет, а во многом ухудшает даже нынешнюю отвратительную ситуацию.
Этот материал уже дописывался, суд еще не принял решение по Супрун, то есть она оставалась формально отстраненной от незаконно исполняемых обязанностей и. о. министра. В то же время Кабмин своим решением дал иностранной гражданке Супрун право и далее подписывать нормативные и финансовые документы в нарушение закона, вместо того, чтобы предложить на должность министра нормальную кандидатуру гражданина Украины (а таковых найти можно!), а затем в установленном порядке утвердить эту кандидатуру в парламенте в качестве руководителя сферы здравоохранения. Что, собственно, следовало сделать давно, а не играться «в Супрун» с целью получить перед выборами хоть какую-то поддержку за океаном.
«Вишенкой на тортике» во всей этой вакханалии можно считать юродивые советы Супрун отдавать предпочтение не черной икре, а красной…