Локальные конфликты конца ХХ — начала ХХI веков характеризуются широким применением таких форм войны, которые в прошлые годы назвали бы партизанскими. При этом символами практически любой войны вне цивилизованного мира стали автоматы Калашникова, гранатометы РПГ-7 и, конечно же, вооруженные пикапы, которые во всем мире называют «техничками».
Происхождение этого термина идет из 1990-х, когда самые разные международные благотворительные фонды и ООН пытались помочь жителям охваченного войной Сомали. Но действовать в условиях, когда у каждого в руках автомат, а в стране фактически отсутствует власть, было непросто, и поэтому европейцы были вынуждены нанимать для своей защиты таких же местных бандитов на этих самых вооруженных пикапах. А поскольку в финансовой отчётности нет такой статьи расходов, то финансисты были вынуждены списывать деньги на «оплату технического содействия».
Очень скоро эта графа ужалась до «технички», а дальше этот термин стал обозначать пикапы с вооруженной охраной.
Сама идея поставить на легкую мобильную платформу пулемет далеко не нова. Еще отчаянный анархист гражданской войны, которая развернулась на территории бывшей Российской империи, Нестор Махно с охотой применял тачанки. Именно с их помощью его отряды совершали огромные переходы за невероятно короткое время.
«Классический» для Донбасса Nissan 300 и «Утес»
Затем была Вторая мировая война и знаменитые британские спецназовцы, которые передвигались на машинах в тылах Африканского корпуса Роммеля.
Однако настоящее признание к вооруженным пикапам пришло в конце 1980-х годов, когда чадские боевики на переданных французами пикапах Toyota с установленными ПТРК MILAN налетали на неповоротливые ливийские танковые колонны в Сахаре и буквально «вырезали их под корень». С легкой руки западных журналистов эта война получила название «Война Тойот».
Сегодня вооруженные пикапы можно встретить в любой горячей точке, а особенно на Ближнем Востоке и в Африке. Тут их используют все — от боевиков ИГИЛ до американских частных контракторов.
Казалось бы, гражданские пикапы с кустарно установленным вооружением не представляют особой проблемы для регулярной армии с бронетехникой и боевой авиацией. Однако опыт локальных войн последнего времени показывает, что это совсем не так. Для многих военных аналитиков шоком стали события 2014 года в Ираке, когда боевики ИГИЛ только на «техничках» фактически разгромили регулярную иракскую армию, которой не помогли ни боевые вертолёты, ни «Абрамсы». А в декабре 2016 года эти же «черные» полностью разгромили сирийских военных, которых поддерживал российский корпус под Пальмирой.
Учитывая первоначальный характер войны на Донбассе начала лета 2014 года, когда линии фронта фактически не было, а с одной и другой стороны действовали группы добровольцев (с нашей стороны, с той стороны их принято на европейский манер называть «ополченцами»), то именно на тот период приходится расцвет наших отечественных «техничек». Причем, кроме чисто добровольческих батальонов, такие импровизированные «тачанки» охотно применяли «аэромобильники» из 79-й бригады, «спецы» из 3-го полка спецназа да и много кто еще.
Казалось бы, пулемет чисто теоретически можно поставить на любой реквизированный пикап и поехать воевать. Однако практика свидетельствует о том, что отдельные марки пикапов становились боевыми машинами чаще всего.
Mitsubishi L200 с 12,7-мм пулеметом ДШКМ в составе БМСН «Свитязь»
И если в Чаде это были машины от Toyota Motor Corporation, то на горящем Донбассе образца лета 2014 года — от Mitsubishi и Nissan. А если быть точным, то две модели от этих известных производителей стали настоящими «хитами» — Nissan NP300 и Mitsubishi L200. Последние, можно сказать, официально состоят на вооружении ВСУ — как минимум пять машин были куплены на деньги волонтеров для вооружения «аэромобильников» 79-й николаевской бригады.
Гораздо реже встречались другие модели от Nissan — Patrol III K160, Pickup, Patrol, Navara. И совсем уж редкими были Dodge Ram или Ford Ranger.
Происхождение этих машин прежде всего европейское: начиная с марта 2014 года волонтеры разными правдами и неправдами скупали по всей Европе подобные пикапы на вторичном рынке и без растаможки передавали в армейские и добровольческие подразделения. При этом, собственно говоря, такие «оборудки» были на грани законодательства. Рассказывали о таких случаях, когда арестованные таможенниками машины бойцы добробатов забирали прямо на таможне.
Своеобразными лидерами по количеству таких боевых машин стали самые известные добровольческие батальоны — «Донбасс» и «Айдар».
Стоит немного остановиться и на вооружении «техничек».
Пулеметы винтовочного калибра. Такой вариант с установкой снятого с бронетехники ПКТ (а лучше сразу трех) отрабатывали только в «Айдаре», отмечен один случай установки крайне устаревшего 7,62-мм пулемёта Горюнова СГ-43 на машину «Донбасса». В принципе, в малом количестве таких машин нет ничего удивительного — если уж вооружать пикап, то лучше чем-нибудь серьезным.
«Айдар» и его эксперименты сразу с 3(!) 7,62-мм ПКТ
Крупнокалиберные винтовки. Без сомнения, основное вооружение «техничек». Львиная дола таких машин на Донбассе была вооружена «старым добрыми» 12,7-мм пулеметами ДШКМ. При этом у боевиков такого оружия почти не было: у них чаще ставили относительно новый советский — российский НСВ «Утес». Кстати, у нас тоже было вооружено несколько «тачанок» этим пулеметом, прежде всего речь идет о Mitsubishi L200 79-й аэромобильной бригады. За все время войны на фото и видео попадался только один вариант вооружения пикапа 14,5-мм пулеметом КПВТ — у добровольцев «Правого сектора» на все том же Nissan NP300.
БМСН «Чернигов» и его Nissan 300 с ДШКМ
Автоматические гранатометы. Не так часто, как ДШК, но достаточно много ставили автоматических гранатометов АГС-17. Список базы для них достаточно стандартный — Mercedes-Benz G-Wagen (в батальоне «Донбасс»), Nissan Patrol (в 25-й парашютно-десантной бригаде времен освобождения Славянска), Nissan Pickup, Opel Frontera, Toyota Hilux Surf.
Безоткатные пушки. Очень популярные в Ираке и Ливии у нас они не получили особого распространения. Хотя случаи установки 73-мм станкового гранатомета СПГ-9 «Копье» были — прежде всего у батальона «Айдар».
Форд «Скорпио» и установленный СПГ-9
Противотанковые ракетные комплексы. Встречались очень ограниченно: опять-таки это Mitsubishi L200 79-й аэромобильной и Nissan NP300 Double Cab батальона «Донбасс».
В ходе мобильной фазы войны на Донбассе вообще не зафиксировано ни одного случая установки на пикап миномета, хотя, казалось бы, такое решение напрашивалось само собой. При том, что боевики часто и охотно устанавливали минометы на «таблетках».
79-я аэромобильная бригада и ее Mitsubishi L200 с ПТРК
Стоит отметить, что количество вооруженных пикапов у боевиков было гораздо меньше, что связано прежде всего с недостатком пулеметов как таковых в начале конфликта. А потом, когда пошли массовые поставки оружия, время «тачанок» безвозвратно ушло. Среди машин у боевиков «светились» на фото и видео все те же Nissan — правда, в основном моделей Pickup и Mitsubishi L200.