...Об этом альбоме ирландской супергруппы все отзываются, в основном, осторожно, с вежливым недоумением, дескать, зато они верны своему звучанию, да и параллель с одноименным сборником стихотворений Уильяма Блейка, опять-таки — эти самые «Songs of Experience» U2. О том, что их четырнадцатый альбом даже отдаленно не напоминает знаменитые программные пластинки вроде ранней «War» (1983) , юбилейной нынче «Joshua Tree» (1987) и «Как нам реорганизовать Рабкрин», то есть, пардон, «Как разминировать проклятую фашистскую бомбу» (2004), почему-то не говорят. А ведь если сравнивать с классикой жанра, то была, помнится, у Леонида Федорова песенка, где ныне уже покойный Анри Волхонский стишок читал: «Дребезжать не дребезжит», и о том же нынешняя скорбь — фирменного звона гитар совсем мало на новом диске «U2», а с нынешним стадионным звучанием в их песнях-рассказах о мире не особо пожужжишь.
Нет, «The Little Things That Give You Away», конечно, напоминает о славных временах и местах, «где улицы не имеют названий» из того же «жестяного» периода группы, но в целом... Вот помните, у них был сборник «B-Sides» из разной неучтенной дребедени? «Spanish Eyes», «A Room At The Heartbreak Hotel», «Lady With The Spinning Head» — деревянный тембр, насморочный вокал, затухающий звук. Так вот, это и были на самом деле настоящие «U2», если хотите знать, да только все их проглядели, поскольку пластинка студийных раритетов — это разве хиты? Вот и на новом диске ирландцев то же самое, аутентичное, и даже дребезжат они иногда по-прежнему («The Little Things That Give You Away»), и впечатление такое, что песни возникают из ниоткуда и обрываются на полуслове, и названия соответствующие, как, например, «Unchained Melody». А на самом-то деле, даже не учитывая заявленный «эксперимент» пластинки, — это как раз тот момент, когда можно, наконец, позволить себе и морализаторство, и спич о судьбе Америки, а еще, знаете, что? Ну, вот как Боно себе позволяет — вызвать на сцену симпатичную девушку, спеть с ней что-нибудь такое, знакомое, повыть на луну, отдать сердце, микрофон, цветы с рояля, потянуть вниз, прилечь вместе на сцену, переглядываясь с испуганной счастливицей, продолжать уже лежа (в смысле, петь), думать о вечном, кончить (песню), отпустить с миром и снова дребезжать, дребезжать, дребезжать...
Следующим бесом рок-музыки (собственно, ее модным в то время направлением шок-рок), если помните, детей пугали — щепки летели, когда струю звука пускал, а теперь снег не тает... Он и раньше не особо с реальностью дружил — крахмальные женские рубахи, боа, в смысле, живой удав на шее — а теперь и вовсе альбом «Paranormal» Alice Cooper заявлен. И пускай автор уверяет, что ничего потустороннего на диске нет, просто все это отличается от того, что раньше вытворял наш маэстро, но мы позволим себе не поверить. Поскольку на первом же треке не совсем понятно, то ли это Сюзи Кватро решила стариной тряхнуть, то ли группа «Europe» на Евровидение собралась.
И пускай один из первых блюз-роковых треков называется «Dead Flies», но это по-прежнему заводная музыка, и никакие «мертвые мухи» здесь не летают. Недаром басист Роджер Гловер из «Deep Purple» помогает, и все смахивает на старую добрую молотилку времен «Burn», вы не поверите.
Как подтверждающий намек — трек «Fireball» (по названию пёпловского альбома 1971-го), а далее и Билли Гиббонс из «ZZ Top» подпрягается, и даже барабанщик тех же «U2», которого можно узнать по неизменно выключенным струнам на бочке, как на альбоме «Achtung Baby», но это другое. А именно то, что свидетельствует о неподдельном уважении, которым великий музыкант и шоумен пользуется среди коллег.
Шесть лет не баловал нас новыми работами король упомянутого шок-рока, уже и его ярый последователь Мэрилин Мэнсон не особо радует-пугает, как вдруг такая «неожиданность». Впрочем, драйв даже старую музыку способен вытянуть, а старинную дружбу тем более никто не отменял — все упомянутые коллеги постарались добавить чуточку себя, отдать все, чем владеют — громом, скрипом, тенью имен и названий. Порой даже не отличаешь из-за слез благодарности, кому передается привет в какой-нибудь «The Sound of A» — то ли «Пинк Флойд», то ли «Джетро Талл» («А», 1980).
Кроме дорожной тематики, навеянной вышеупомянутым бородатым техасцем из «ZZ Top» («Dynamite Road»), привычной борьбы с чертями («Rats») и преисподним мраком («Holy Water»), у ветерана сцены есть и «современное». В «Genuine American Girl» он поет, например, о транссексуале, который не побоялся открыться всему миру. Хотя, какая же это новая тема, спросите вы, и будете правы, поскольку и парни давно уже не те, и речь, начиная с этого трека, идет о бонусах, которых на диске чуть ли не половина. Это то, что можно петь и с друзьями, и лежа с девушкой на сцене — все равно в какие-нибудь ноты попадете и не ошибетесь на ощупь. Не гремящие, как их предтечи, но не менее забойные семидесятые — «Billion Dollar Babies», «School’s Out», «Only Women Bleed».
Относительно следующего исполнителя нашего обзора можно сказать, что на своем третьем альбоме «Who Built The Moon?» Noel Gallagher’s High Flying Birds бывший гитарист культовой брит-поп группы «Oasis» ни задается вопросом, откуда Гоголь знал об устройстве светил, сделанных, подскажем, из сыра, ни обращается за «маленькой помощью своих друзей», словно исправно копируемые им битлы. А вот классику автор любит, хоть альбом его наполнен экспериментальным звучанием, привычную акустическую гитару почти не слышно, а вокал звучит, будто из глубины той самой «резиновой души» 1965 года. Из классики здесь не только «разъясняющий» трек «The Man Who Built the Moon», кивающий на зеркальную композицию Дэвида Боуи «The Man Who Sold the World», но и знакомое братское сердце, заключающееся в вечном соревновании с единоутробным родственником.
Итак, не прошло и пары месяцев, как следом за братцем Лиамом братец Ноэль выпустил свой очередной экспериментальный сольник, на котором, впрочем, особо не отходит от традиций рок-музыки. Иногда это похоже на сорвавшегося с цепи после встречи с Йоко повзрослевшего Леннона («Holy Mountain»), иногда — на притопы с прихлопами, как у «Jamiroquai» (а если точнее, то у «Grand Funk Railroad»), и почти всегда — на вездесущих «U2» («Its A Beautiful World»). Словом, вполне танцевальный получился рок-релиз, и последний из упомянутых треков — легкий, опять-таки, дребезжащий, мелодичный — лучшее тому доказательство.
Упомянутая любовь к цитатам здесь повсюду, и даже более чем заметна на треке «Be Careful What You Wish For», чьи рифы не отличить от битловской «Come Together», а «Dead in the Water» навязчиво отсылает к их же «Fixing a Hole». В целом отличная командная работа (пускай даже с помощью духов, но и с духовыми соло), один из лучших релизов уходящего года, так и не ознаменовавшегося воссоединением культовых братьев.