После нескольких лет жизни рядом с природой окружающий мир невольно начинаешь воспринимать несколько иначе. Например, лично я перестала мыть ягоды из сада, а помидор или огурец могу сорвать в огороде, обтереть об одежду и тут же отправить в рот. Грязь? Откуда она на своем огороде? Но все же некоторые вещи меня так и не перестают удивлять.
Большинство сельских мужчин курят. Причем дымят по большей части «самосадом». Принято здесь использовать на самокрутки газетную бумагу. Кто относится к более состоятельным селянам, те курят сигареты с фильтром. Но все без исключения бросают окурки под ноги. Не важно, где они находятся — на остановке, в своем дворе или чужом. Допустим, у меня перед домом пока растет трава. Но если бы была уложена керамическая плитка (к примеру, купленная здесь https://plitka4you.com.ua/), то я выдавала бы сразу таким посетителям метлу.
Наблюдаются у сельских также сложности с уличной обувью, то есть, заходя в чужой дом, практически никто не считает нужным разуться. Лично я понимаю, когда муж заносит дрова в комнату, минуя кухню, то у него просто нет возможности снимать уличную обувь. А это постоянно пыль и песок.
Так что веник у нас поселился теперь рядом с «грубой».
А вот гости могут протопать прямо по коврам в грязных сапогах. Лично в нашей кухне уложен линолеум и застелена дорожка. Гости не разуваются в кухне, несмотря на дорожку. И так происходит во всех домах, где имеется проходная кухня. Зато в комнатах, как правило, у всех застелены ковры. И по коврам ходят босиком. К слову, я пыталась ввести систему, по которой надо оставлять обувь в коридоре, а в кухню уже заходить босиком. Не работает! Во всяком случае, пока...
Зимой в таких проходных кухнях есть свой нюанс. Обычно в старых хатах коридор не отапливается. В моем случае он граничит одной стеной с санузлом и в коридоре есть отдельная «грубка», только каждый день топить ее не получается из-за большого расхода дров. И вот зимой, как и у многих селян, кухня одновременно служит еще и раздевалкой. Чтобы одежда и обувь не были холодными, приходится это все оставлять в той самой многострадальной кухне.
Если уже я заговорила о зиме, то надо сказать и об окнах. Далеко не у всех есть возможность установить металлопластиковые окна. А старые окошки очень хорошо продуваются. И селяне их затягивают обычной прозрачной пленкой. Многие, кстати, весной не утруждают себя снятием пленки с окон.
Должна заметить, что на селе хватает людей, привыкших поколениями заниматься личной гигиеной с помощью таза или балии (столитровая жестяная емкость в форме ванны). И такие селяне не то что не стремятся к появлению удобств, а даже не думают об этом. Не жили они в квартирах с удобствами, им привычен их образ жизни. Да и даже при наличии своей скважины, насосной станции и бойлера устанавливать унитаз в селе не принято. Первое время после переезда в мой дом муж панически боялся унитаза. Хоть днем, хоть ночью он упорно бегал в уличный сортир. Пока не ударили первые морозы... Страх его резко рассеялся. Сейчас он потихоньку изучает азы водоснабжения, чтобы своими силами произвести необходимые ремонтные работы в случае чего. А вот его дядя Михаил не знал, с какой стороны подойти к смесителю в ванной. Пришлось ему объяснять, как включить холодную и горячую воду, как переключить душ. Не жил он никогда с удобствами — дико это для него. Впрочем, рассказывали мне про одного селянина, приехавшего в гости в Чернигов. Хозяева квартиры заметили, что по утрам он куда-то убегает. Заподозрили что-то неладное. Оказалось, он убегает по нужде в ближайшую лесополосу. «Как же можно запачкать унитаз! — удивился тот селянин. — Он же белый».
Не знают особо селяне разницы между индукционной плитой и обычной электроплиткой, между тефлоновыми сковородками, кастрюлями и обычными старыми чугунными и алюминиевыми. Не раз наблюдала, как на открытый огонь ставится «тефлон». Понятно, что долго он не живет. Мне самой пришлось приучать мужа использовать деревянные лопатки и ложки с тефлоновой посудой (их, к слову, можно купить, заглянув в интернет-магазин посуды). Свекровь по поводу такой посуды выразилась просто: «Придумали непонятно что! Всю жизнь пользовались обычными сковородами и кастрюлями и нормально жили». Не покупают здесь какую-то специальную посуду, а старинные чугунные сковородки передаются как наследство от матери к дочери.
Кстати, присутствует здесь своя «заморочка» с вечерними хлопотами. В городе я привыкла к тому, что на ночь грязную посуду не оставляю. Здесь же на ночь ничего не делается — даже посуда не моется. Объяснений этому я пока не нашла, зато выяснила, что «на ночь» означает время примерно с 20.00. Время в селе также иначе измеряется: три часа в городе означают те же три часа, но уже утра в селе.
И еще раз о питании. Активно на селе идет в ход подножный корм. Пришла весна, и мы с мужем стали употреблять в пищу салат из крапивы.
Показали мне, что такое «веточковый» чай. В дело идут ветки любых фруктовых деревьев и кустов. Такой чай не заваривается, а варится. По цвету он темный. Если преобладает вишня, то чай приобретает почти бордовый цвет. Аромат ягодный. А по вкусу похож на фруктовый чай, только без стандартной терпкости. Муж рассказывал, что в голодные 90-е его матери в колхозе не платили зарплату. Денег на обычную заварку не было. Они длительное время варили веточки.
В отличие от меня муж пробовал лягушачьи лапки. Нет, не в элитном французском ресторане, а в собственном исполнении. Наловил речных лягушек, разделал, как показывали в каком-то кулинарном шоу. И вуаля. Если в городе принято самостоятельно мариновать сельдь, лосося либо другую рыбу более высокого класса, то на селе в дело идет все: плотва, верховодка, карась, щука, окунь, белый амур. Рецепт прост: соль, сахар, уксус, растительное масло, лук по желанию. Угощали меня как-то раз такой рыбкой, но я банально испугалась ее употреблять.
На селе действительно не принято мыть, например, лесные ягоды. Если работаешь в городе и захотелось сорвать клубнику, то споласкивать ее никто не бежит. Даже дети. К примеру, никто из взрослых не употребляет кипяченое молоко и болезней не боится. Кипятят его только для детей.
Найденное в курятнике яйцо мыть не будут. Если сильно запачкано пометом, оботрут, и сразу в употребление.
Кстати, момент, который до сих пор меня шокирует. После забоя свиньи уши и хвост обжигаются газовой лампой и тут же в пищу. Мне нравятся свиные уши, но только копченые. А у селян эти субпродукты получаются фактически сырыми. Также в еду идут свиные и бычьи яйца. Вроде бы, деликатес, но пробовать я пока не рискнула. Готовят тут и говяжий рубец, и вымя, и даже говяжьи кишки. А я в свое время этой требухой кормила собак...
Много на селе своих странностей и особенностей. Но для себя я поняла одно: случись какой-то катаклизм, то большинство селян выживет, а из горожан далеко не многие. Вот и разница между селом и городом.
Справка. Дарина Сож — бывшая киевская журналистка, которая несколько лет назад переехала на постоянное место жительства в украинское село.