В Палате представителей Конгресса США приняты дополнительные санкции в отношении Северной Кореи, руководство которой не реагирует на призывы отказаться от разработки ядерного оружия и баллистических ракет. Большинство конгрессменов проголосовали за законопроект H.R. 1644 своего коллеги — республиканца Эда Ройса.
Если законопроект поддержат в Сенате (верхняя палата Конгресса США) и подпишет президент Дональд Трамп, то новые санкции должны нанести удар по внешней торговле Северной Кореи. Вопреки идеологии «чучхе» и стремлению достичь автаркии (полное самообеспечение) экономика КНДР выживает за счёт производства контрафактной продукции и её реализации на чёрном рынке в обход санкций. Основой северокорейского экспорта является уголь (34%), на втором месте — продукция текстильной промышленности (24,5%). В 2015 г. экспорт принёс в бюджет КНДР 2,83 млрд. долл. Казну также пополняют от 50 до 100 тыс. северокорейских работников, которых Пхеньян принудительно направил за рубеж на работы в сфере горнодобывающей, текстильной промышленности и строительства. По данным Guardian, в 2015 г. северокорейские граждане заработали за границей 2,3 млрд. долл. Условия труда этих людей приближены к рабству. Зависима северокорейская экономика от поставок горючего, продовольствия и медикаментов из-за рубежа.
Законопроект требует от финансовых учреждений США пресекать использование корреспондентских счетов американских и зарубежных банков для обслуживания Северной Кореи. Страны, которые закупают или продают Северной Корее оружие и оборонные технологии, лишаются возможности сотрудничать со США в военно-технической сфере. Санкции запрещают американским портам и аэропортам принимать грузы из Северной Кореи, осуществлять их транзит. Запрещается отгружать морским транспортом в КНДР различные грузы, за исключением лекарств и гуманитарной помощи.
Иностранным судам, которые заходят в северокорейские порты, запрещается заходить в американские порты. Каждый год в течение 5 лет президент обязан направлять в Сенат США специальный доклад о ситуации в портах, которые нарушают санкции. Особый контроль должен осуществляться за отдельными морскими портами Китая, России и её ближневосточных партнёров — Ирана и Сирии на предмет приёмки или транзита грузов из Северной Кореи. Санкции запрещают использовать труд северокорейских работников. В противном случае работодателю запрещается ввозить своё имущество на территорию Америки. США отказываются предоставлять помощь тем странам, которые нарушают санкции против КНДР.
Законопроект преподносится как дополнение к действующим санкциям ООН. Китай, РФ, Иран и Сирия сотрудничают с Северной Кореей вопреки действующим международным санкциям.
Китай создаёт видимость участия в международных санкциях против Северной Кореи, продолжая торгово-экономические отношения с данным государством. По данным ресурса 38 North, объемы угля, которые Северная Корея обычно экспортирует в Китай (в среднем 1,4–1,2 млн т в месяц), вписываются в ограничения, установленные резолюцией № 2321 Совбеза ООН. Китай не перекрыл поставки энергоресурсов и продовольствия в Северную Корею. По данным CNN, несмотря на существующие запреты, в конце апреля в китайский порт Таншань зашли 6 северокорейских судов, гружённых антрацитом. Основным транспортным узлом между Китаем и Северной Кореей является китайский город Даньдун на реке Ялу. Даньдун соединён с северокорейским берегом шоссейно-железнодорожным мостом, через который проходит две трети внешнеторгового оборота КНДР. Баржи, гружённые северокорейским углём, нелегально пересекают китайско-корейскую границу по реке Ялу. Даньдунская ассоциация торговли морепродуктами закупает у Северной Кореи рыбу и моллюски. В Даньдуне на предприятиях текстильной, швейной и рыбоперерабатывающей промышленности работают 15-20 тыс. северокорейских работников. По информации портала Free Korea, китайские банки обслуживают корреспондентские счета северокорейского банка Daedong Credit Bank. С помощью новых санкций США рассчитывают разорвать экономические связи КНДР с Китаем, за счёт которых выживает местная экономика. На Китай приходится около 90% торгового оборота КНДР.
Далеко от Китая не ушла Россия. Со времен СССР Москва поддерживает связи с Пхеньяном. Бывший «великий руководитель» КНДР Ким Чен Ын неоднократно посещал Россию на своем бронепоезде. РФ является основным реципиентом рабочей силы из Северной Кореи. По данным Федеральной миграционной службы, в РФ проживают 30 тыс. граждан КНДР, в основном на Дальнем Востоке, в Санкт-Петербурге и Москве. В основном они работают на стройках под присмотром северокорейских спецслужб. Северокорейцы зарабатывают около 15 тыс. рублей в месяц, и 70% данных денег уходит в казну КНДР. Россия практикует морскую торговлю с КНДР. В 2016 г. товарооборот между РФ и Северной Кореей составил 76,8 млн. долл. РФ поставляет в КНДР топливо и минеральные продукты (84,8% экспорта), продовольствие и сельхозпродукцию, машины и оборудование, древесину. Несмотря на международные санкции, в апреле РФ разрешила северокорейскому парому «Мангёнбон» регулярные рейсы в порт Владивосток, чтобы наладить связи со свободной экономической зоной Расон и поставлять в Северную Корею запасные части для сельхозмашин и горнодобывающих комбайнов. На пароме также планируется доставлять северокорейских работников на Дальний Восток. Ранее Япония запретила данному парому заходить в свои порты. США могут использовать коммерческие связи российской и северокорейской сторон как повод для ужесточения санкций в отношении РФ, которая не прекращает агрессию в Украине.
Не случайно в законопроекте конгрессмена Эда Ройса упоминаются порты Ирана и Сирии. Используя санкции, США могут прервать морское сообщение КНДР с данными странами, чтобы отрезать северокорейских оружейников от рынка вооружений Ближнего Востока. Иран и Северная Корея используют морской транспорт для сотрудничества в сфере производства баллистических ракет. В 1992 г. северокорейское судно доставило баллистические ракеты в иранский порт Бандар-Аббас. По данным Конгресса США, КНДР ежегодно зарабатывает 1,5 млрд. долл. от продаж баллистических ракет за рубеж. В 2010 г. Иран приобрёл 19 баллистических ракет северокорейского производства. Иранская баллистическая ракета «Шахаб-3» была разработана на основе северокорейской ракеты «Нодон». Связи Ирана с Северной Кореей в сфере разработки баллистических ракет могут быть использованы США для введения санкций в отношении Ирана.
Для КНДР современный вооружённый конфликт в Сирии — это «золотая жила». Северная Корея поставляет оружие в Сирию, осуществляет подготовку сирийских военных и оказывает техническое содействие с 60-х гг. Пхеньян посодействовал Дамаску в разработке химического оружия. Вопреки международным санкциям в отношении режима Башара Асада КНДР в 2012 г. поставляла в Сирию комплектующие для артиллерии. Тогда же южнокорейские власти задержали зарегистрированное в Китае судно, которое доставляло в Сирию комплектующие к баллистическим ракетам. В 2013 г. Турция задержала ливийское судно, направляющееся к сирийским берегам, на борту которого были оружие, экипировка и противогазы производства КНДР. Законопроект H.R. 1644 даёт Белому дому дополнительные основания для давления на режим Башара Асада, который сотрудничает с КНДР.
С помощью новых санкций США рассчитывают не только склонить КНДР к отказу от ядерной и ракетной программы, но и дать понять Китаю, России, а также президенту Башару Асаду в Сирии и Ирану, что любые действия, которые расходятся с интересами США, будут пресекаться и караться санкциями.