Споры о том, где легче выжить — в городе или селе, продолжаются весьма давно. Оба мнения имеют право на существование, хотя бы потому, что городская жизнь комфортнее, а сельская — сытнее. Я же могу оценивать и сельскую, и городскую жизнь.
Все части «Истории одного переселения» читайте здесь.
Я приехала в Киев, вынужденно прервав свой дауншифтинг. Мне просто необходимо было сменить обстановку после похорон. Я думала, что в Киеве пробуду около года. Подзаработаю денег и с новыми силами вернусь в свой дом. Оставаться навсегда в городе в мои планы не входило. Итак, мне необходимо было найти работу. И я ее нашла. Но сначала хотелось бы сказать о том, что очень сильно изменился рынок труда в сфере СМИ. За более ли менее приличную зарплату работодатель требует от журналиста кучу дополнительных обязанностей. И если все это сложить вместе, то от профессии журналиста практически ничего не остается. Зато это прекрасная работа для «дятла клавиатуры». Причем одни и те же вакансии «крутятся» месяцами. Понятно, что сейчас Киев оккупирован множеством переселенцев с Донбасса и Крыма, что вызвало огромную конкуренцию. Работодателям это на руку. Хотя, судя по ТВ-эфиру и другим СМИ, настоящих профессионалов «понаехало» немного.
Дважды я выходила на работу. И дважды меня хватило ровно на два дня. Я уходила по собственной воле, даже не брав расчет за отработанные дни. Почему? Все очень просто. Человек, привыкший работать на фрилансе в течение пяти лет, уже физически не сможет сидеть в офисе с 9.00 до 18.00. Тем более, когда его приходы-уходы контролируются магнитной карточкой. Теперь о сотрудниках... На меня реально смотрели, как на белую ворону. Сочувственно заглядывали в глаза: «А ты действительно жила в селе? И как же это тебя так угораздило?». С офисной работой я покончила быстро и решительно. А вот поиск толковой «удаленки» нормальных результатов не дал. Во всяком случае, лично меня ничего не устроило.
Время от времени мне приходилось пользоваться общественным транспортом. Я с ужасом разглядывала абсолютно одинаковых девочек «а-ля Барби» — похожие лица с доведенными до совершенства бровями. Оказывается, нынче это модно. А я-то в своей глуши совсем от жизни отстала...
Жила я на Куреневке, в доме из силикатного кирпича, с окнами, выходящими на промзону. Мое пребывание в столице пришлось как раз на самый зной. Днем здание нагревается, как термос, стены полыхают жаром, а за ночь оно просто не успевает остыть. Нечастые походы на озеро «Министерское» ситуацию никак не спасали, хотя бы потому, что за четыре километра пути туда и обратно по жаре успеваешь невероятно устать. Бывало так, что ночами я не могла сомкнуть глаз от духоты и только с рассветом едва удавалось заснуть. А ровно в 5.30 идет первый трамвай с невероятным грохотом и дребезгом. Я не могла спать, я не могла дышать...
Пожалуй, в Киеве по сравнению с селом есть только одно преимущество. Это — сетевые супермаркеты со скидками. Правда, однажды мне довелось наблюдать следующую картину. Стемнело. Я как раз возвращалась домой после прогулки с собакой. Из «АТБ» к мусорным бакам вынесли «просрочку»: гнилой картофель, лук, апельсины, протухшие яйца. И вдруг пространство вокруг мусорника резко ожило — закопошилось, загудело разными голосами: «Это мое! Отдай». Поначалу я подумала, что это бомжи. Но нет, прилично одетые пенсионеры. Говорят, теперь в Киеве такое часто замечают.
Хлеб и мясное я покупала в супермаркетах, отлавливая акции. Кстати, акционные товары «разметают» с полок моментально. Оказывается, за счет этого сейчас живет почти половина населения Киева. Но овощи и «молочку» приобретала исключительно на рынке. Увы, я уже не могу пить промышленное молоко, которое напоминает разведенный в воде мел. И я даже научилась торговаться на рынке!
Деньги в городе и селе воспринимаются совершенно по-разному. Если деньги в городе позволяют иным выжить, а другим даже безбедно существовать, то в селе при отсутствии денег ты просто не можешь позволить себе купить некоторые вещи, без которых, в принципе, можно и обойтись некоторое время. Как правило, все овощи свои — с огорода, а яйца, мясо, молоко, творог также своего производства. Нет хлеба, зато есть мука (а запасы имеются у каждой приличной сельской хозяйки). Хлеб можно испечь в печи. Кстати, с началом войны я все больше и больше наблюдаю тенденцию по приготовлению домашнего хлеба. Я всегда знала, что в Киеве за все надо платить. И то, что в селе я могу взять бесплатно, в городе это стоит в три-четыре раза дороже. Если сравнивать цены на продукты в сетевых маркетах Чернигова и Киева, то они более или менее одинаковы. Но кто же, живя в селе, приобретает, например, овощи в магазине?
Каждый прожитый день в городе я сравнивала с жизнью в селе. Там, в своем доме, мне всегда есть чем заняться. В Киеве же хозяйственные дела занимают лишь несколько часов в день. Остальное время тратится на Интернет. Я маялась от тоски и безделья. Меня не оставляло чувство, что я в тот момент проживала совсем не свою жизнь, что мое место не в Киеве, а как раз в селе. И как же я оказалась права! А совсем недавно мой муж сказал, что больше месяца в Киеве морально не выдерживает и сейчас выбирает маленький, но стабильный заработок в селе, а не большие столичные деньги.
Физически в селе жить сложнее, особенно если есть скотина. Но моральный климат тут гораздо лучше: жизнь течет тихо и размеренно, никто никуда не спешит. А главное — это тишина, которой так не хватает в мегаполисе. Здесь нет коммунальных платежей, нет дворника и мусоровоза. Здесь не гуляют под окнами ночью пьяные компании и не носятся на дорогих авто бешеные «мажоры». Платить надо только за электричество и дрова. Да и последние могут оказаться бесплатными, если привести из леса сухостой.
Я хорошо помню голодные 90-е. На первом курсе нас отправили в колхоз. Обедать садились вместе с одногруппниками — у кого что есть. Мы, городские, выкладывали свои жалкие бутербродики с синюшной вареной колбасой, а сельские — домашние колбасы и буженину. В селе люди жили куда сытнее в то время, хоть колхозы тогда и не выплачивали зарплаты. Сегодня же 90-е вернулись. И выжить сейчас, как и тогда, можно на земле и не бояться работы. А большинство городских, увы, по своей натуре ленивы...