«Минск-2» стал игнорироваться Россией и боевиками еще оперативнее, чем сентябрьские попытки добиться перемирия в зоне конфликта. Не прекращаемая россиянами и боевиками ни до переговоров в Минске, ни во время подписания мирных договоренностей, ни после «Минска-2» операция «Дебальцево» стала очередной явной демонстрацией того, что для Путина документы о мире имеют ценность, сравнимую с ценностью бумаги, на которой они написаны. Даже если на этой бумаге стоят подписи лидеров Евросоюза Меркель и Олланда.
И снова, как и в случае с прошлогодним «Минском-1», оказалось, что ни у Киева, ни у Европы нет альтернативного «плана Б», который необходимо сразу приводить в действие, если Москва и сепаратисты на Донбассе откажутся выполнять Минские договорённости второго, февральского, издания.
Как будто и не было месяцев игнорирования Москвой и боевиками «Минска-1»: Киев снова во имя демонстрации нацеленности Украины на выполнение мирных договорённостей ограничивает наших военных в использовании тяжелого вооружения против атакующих боевиков. Европейцы же опять выражают всё более «глубокую обеспокоенность явными нарушениями условий Минских договоренностей». И опять заявляют, что в случае продолжения такой линии агрессоры могут столкнуться с новыми санкциями...
Президент Порошенко, после начала штурма Дебальцево обещавший продемонстрировать подготовленный Киевом ответ на эскалацию, в качестве такого ответа на прошлой неделе предложил направить в зону конфликта миротворческий контингент. В продолжение линии на сотрудничество в «нормандском» формате оптимальными миротворцами были названы полицейские из Евросоюза.
Попытка Порошенко помочь сберечь лицо двум другим ВИП-подписантам новых Минских соглашений — канцлеру Меркель и президенту Олланду — не может быть признана ни удачной, ни реалистичной. Поскольку, во-первых, Меркель и Олланд поставили свои подписи именно под комплексом конкретных шагов по достижению мира на Донбассе. И именно эти конкретные шаги не соблюдаются Москвой и ее подопечными из «ДНР»-«ЛНР».
А, во-вторых, направление миротворческого контингента в зону «горячего» конфликта с участием российской армии в ЕС априори не будут рассматривать в прикладном плане. О чём тактично Киеву намекнули несколько официальных чиновников ЕС.
Максимум, на что готов идти Евросоюз и на что он уже пошел — секторальные экономические санкции против РФ. Рисковать жизнью своих военных в зоне ожесточенных боев европейцы не будут.
Так же предметно не приходится говорить и о возможности прибытия в обозримой перспективе на Донбасс «голубых касок» ООН. И из-за большой длительности процедуры принятия решений (минимум полгода с момента официального обращения). И из-за того же продолжения «горячей фазы» вооруженного конфликта в регионе. И, наконец, еще и потому, что решение о направлении миротворческой миссии на Донбасс будет принимать Совет безопасности ООН, постоянный член которого — Россия, как она это уже неоднократно показала на протяжении украинского конфликта,— обязательно воспользуется своим правом вето для блокирования не устраивающих ее решений.
Есть лишь одна сторона, которая готова ввести своих «миротворцев» на Донбасс. Это Москва, которая с первых дней конфликта настаивает на своей способности и готовности добиться мира в регионе. И эти войска «миротворческими» можно назвать именно только так, в кавычках. Потому что таким образом страна-агрессор в очередной раз готова формализовать аннексию очередной территории на постсоветском пространстве. Как это уже было в Приднестровье, Абхазии и Южной Осетии.
Именно поэтому против миртворчества.ru обоснованно и категорически возражает Киев. Запад на данном этапе эту позицию поддерживает и не готов соглашаться с отдачей в копилку аннексий по-российски в придачу к Крыму еще и значительной части Донбасса.
Так что миротворческую инициативу Порошенко, поддержанную СНБО, можно расценить как боковую и в данных условиях тупиковую ветвь эволюции мирного процесса на Донбассе.
В результате можно прогнозировать, что разговоры о направлении миротворцев на Донбасс в ближайшем будущем сойдут на нет. Из-за отсутствия прикладных механизмов для их реализации в существующих условиях.
Что само по себе не повлияет существенно на процесс достижения деэскалации в регионе. Поскольку есть новый, серьезный и очень обширный прикладной фронт работы в этом направлении — реализация договоренностей «Минска-2».
Со всеми своими недоработками и «узкими местами» новая версия Минских соглашений — всё же более реалистичный для достижения мира в регионе план. И большой шаг вперед по сравнению с сентябрьским изданием «Дорожной карты умиротворения на Донбассе». Он более рационален и потенциально эффективен, потому что не будет отвлекать силы и ресурсы на заведомо не осуществимые проекты типа «Миротворцы из ЕС на Донбассе». Тем более, что свою основную функцию — продемонстрировать неготовность Киева, Берлина и Парижа к «сносу с хода» минских договоренностей Москвой — эти призывы уже выполнили. Теперь Киеву и его западным союзникам нужно сосредоточить всю работу на том, как всё-таки добиться от Москвы выполнения подписанных президентом Путиным обязательств по деэскалации ситуации на Донбассе.