Sculp времени

Недавно в столичном Доме художников состоялось Всеукраинское триеннале скульптуры 2014. Оно продолжило масштабный проект Национального союза художников Украины, в рамках которого в течение более чем 20 лет проводятся триеннале ведущих видов изобразительного искусства: станковой графики, живописи и скульптуры.

Несмотря на свою уникальность и качество представленных скульптур, экспозиция осталась в тени. Не в тени других художественных событий, ведь сопоставимых по масштабу акций и выставок в то время не проходило. А в тени самого сознания рядового обывателя, который с лёгкостью обошел вниманием эту выставку.

Это не Скульптурный и не Антикварный салоны, которые в последние годы собирали очереди перед «Мистецьким Арсеналом». Это не выставки копий произведений Леонардо да Винчи или ксерокопированной живописи Никаса Сфронова, рекламой о которых был увешан весь общественный транспорт. И не сомнительные по своим творческим меседжам выставки и акции Pinchuk Art Centre... Ведь в массовом сознании именно эти события, прежде всего, ассоциируются с художественной жизнью. Однако назвать последние отражением нашей реальности, в большинстве своем, — кощунство. Зато оказавшись на триеннале скульптуры в Доме художников — первое, что хочется сказать: «Да, это всё про нас...»

По традиции жюри триеннале выбрало среди всех представленных работ, а их было более сотни, тройку лучших. Первое место было присуждено произведениям киевского скульптора Константина Синицкого. Он работает в сложной технике сварки маленьких металлических фрагментов, из которых в результате складываются человеческие фигуры.


«Головоноги» и «В здоровом теле здоровый дух», Константин Синицкий

Работы Синицкого сформированы в триптих, две скульптуры из которого изображают мужчин, держащих в руках собственные головы. Несколько циничным юмором пропитано название центральной работы триптиха — «В здоровом теле здоровый дух». Это женщина-тачка — своеобразная реплика на положение современной представительницы слабого пола. Столетие назад женские фигуры ассоциировали с образами птиц, ангелов и мифических творений, подчеркивая материнскую преданность или девичью хрупкость. Сегодня же представительницу слабого пола все чаще увидишь с тележкой супермаркета. Ее вышеупомянутые архаичные качества отошли в прошлое, оставив место тупой функциональности кормилицы. Мотивы этого и прочитываются в скульптуре Синицкого.

Вторую премию получил харьковский художник Валерий Пирогов, который презентовал свою широко известную в узких кругах скульптурную композицию «Жизнь прожить — не поле перейти».


«Жизнь прожить — не поле перейти», Валерий Пирогов

Скульптура уже неоднократно выставлялась в Киеве, среди прочего — на прошлогоднем Скульптурном салоне. Среди произведений современного агрессивно-дизайнерского искусства, которыми был переполнен упомянутый Салон, произведение Пирогова заметно выделялось своей взвешенной простотой. Ну, а среди работ, представленных на этом триеннале, «Жизнь прожить ...» выглядела гармонично.

Несколько театрализованная композиция скульптуры, на первый взгляд, подкупает лирическим настроением одиночества. Под внешне простым стилем этой работы чувствуется искусный отбор деталей. Поэтому данная работа, оставаясь понятной рядовым зрителям, интересна и опытным ценителям искусства.

«Бронзу» завоевали работы киевлянина Александра Михайлицкого «Надежда» и «Колебания». Они созданы словно с прицелом на монументальные проекты. Пластическая обобщенность и открытый символизм этих скульптур прекрасно смотрелись бы в формате памятника. Поражает ювелирность работы художника, который вырезал все элементы этой скульптуры из дерева, которое впоследствии затонировал.


«Колебания», Александр Михайлицкий

В целом же на триеннале было крайне мало проектов, которые созданы, как и «Колебания», словно в качестве эскиза к будущему монументу. Конечно, этому напрашивается простое объяснение: отсутствие финансирования монументальной скульптуры. Возвести памятник сегодня могут позволить себе считанные компании или госучреждения.

При этом, однако, востребованость памятников в последнее время только растет. Ведь все острее становится вопрос о том, чем заполнять постаменты, на которых еще недавно стояли вожди, пока не начался всеукраинский «ленинопад».

В целом ряде работ чувствовалось то, что их авторы вынуждены подстраиваться под вкусы и тренды европейского арт-рынка. Это заставляет художника несколько раз варьировать однажды найденный им мотив, и каждый раз придавать ему всё более эффектную форму.

На выставке поразил диапазон представленных скульптур. Салонная пластика здесь стояла рядом с авангардными работами, а дизайнерские произведения смешивались с традиционными и соцреалистическими. Еще более широкой была палитра настроений выставленных скульптур. От вечных ценностей родительской любви и христианства — к мгновенным эмоциональным всплескам споров и обиды. Но сколь бы долгим ни был список тем, которые были отражены на выставке, среди них не нашлось места искусственным идеалам.


«Генезис», Владимир Филатов

Во многих работах чувствуется стремление художников к философским обобщениям. Однако не всегда такие направления подкрепляются культурой пластического мышления. Поэтому многие художники тяготели к разным проявлениям салонности или заигрывались с чисто дизайнерскими приемами. Отдельные же скульпторы вообще решились на создание собственной мифологии или концептуально-знаковой системы. Так что выставка впечатлила своими свободными вариациями на религиозные, мифологичные и культурные мотивы.

Кроме произведений, созданных профессиональными скульпторами, на экспозиции также была и пластика живописцев, мастеров декоративно-прикладного искусства. Широко разбегается и возрастной диапазон авторов — от престарелых корифеев до студентов художественных вузов. Отчасти именно это и обусловило разнообразие творческих направлений. В скульптурах читались самые разнообразные и пластические, и чисто технические приемы, и психологические установки, и ментальные ориентиры.


«Рассвет» Никита Зигура

Весь комплекс проблем этой триеннале можно сгруппировать в двух координатах. Символико-мифологические работы — вертикальная ось пластики на выставке. К этой группе относятся работы, в которых прослеживается духовно насыщенная форма выражения. С ними пересекается концептуальная — горизонтальная ось работ, в которых отражаются эмоции и рефлексии художников на конкретные жизненные коллизии и ситуации.

«Скульптура — это язык молчания и недвижимости», — говорил отечественный скульптор Н. Степанов. Именно этих двух вещей не хватает сегодняшнему дню, чрезвычайно переполненному движением, переменами, а также громкими и пестрыми событиями, которые держат человека в перманентном информационном тонусе.

А может, просто сейчас не время для скульптуры как для искусства, которое основано на постоянстве и неизменности? Пришло время перемен, когда даже те опоры, которые казались самыми надежными, — рухнули. Или, наоборот, — дело не в самой скульптуре, которая стала сейчас как бы лишней, а в самом сегодняшнем дне, который не может ее принять...


«Встреча», Валерий Пирогов

На этой же выставке ощущение молчания и недвижимости дополнялось чрезвычайно невысокой посещаемостью. В любое время, кроме дня открытия, посетитель экспозиции мог почувствовать себя в одиночестве, что давало возможность лучше сосредоточиться. И это, наверняка, единственный плюс того, что эта выставка осталась в тени.

В первой половине 90-х годов, когда только начинали проводить подобные триеннале, искусствоведы обнаруживали рождение новых на то время скульптурных центров в Днепропетровске, Львове, Одессе, Харькове, Тернополе и Николаеве. Ведь до тех пор все лучшие скульптурные силы перетягивал на себя Киев. Прошло более 20 лет, и после этого триеннале можно констатировать, что скульптурных центров в нашей стране стало ещё больше. Произведения, свезённые на эту триеннале с разных концов Украины, существенно отличаются по своему стилю и мышлению. По количеству работ на выставке Киев оставался лидером. Однако если определить условный круг лучших произведений, то в нем столица занимала место, равноценное позициям других городов.


«Тайная вечеря», Вячеслав Гутыря

Словом, пришло время для определения новой цели для украинской скульптуры — вход в европейский контекст. Ведь свой микромир пластики у нас уже сформировался. Поэтому, будем надеяться, следующие триеннале скульптуры будут уже международными.

На таком же триеннале в 1999 году было представлено 244 произведения. В этом году — чуть больше сотни. С одной стороны, это свидетельствует о том, что уровень экспозиции вырос, и осталось меньше авторов, которые могут до него дотянуться. С другой — стоит отметить и то, что скульпторов в Украине стало меньше. Словом, на любой оптимистический аргумент, исходящий из этой статистики, найдется несколько пессимистических.

Переходя из зала в зал, пытаешься сформулировать для себя: эта выставка — итог того, как мы жили раньше, или предчувствие перемен, на границе которых сегодня очутилась наша страна? Ответ пришлось услышать в умиленном шепоте одного случайного посетителя, замершего перед скульптурой: «Это вне времени».


«Две девочки, птичка и весёлый морячок», Юрий Храновский, Анна Немчина


«Украинская фантазия», Святослав Саратовский


«Путь в вечность», Гарния Хачатрян


«Агуша», Алексей Сова


«Неизбежность», Борис Быстров, Герман Миготин


«Карма», Анатолий Кущ


«Девушка с обручем», Виктор Коновал

Тэги: скульптура

Комментарии

Выбор редакции
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
fraza.com
Все новости
Главное
Популярное
В российском Омске пылает склад нефтепродуктов
В российском Омске пылает склад нефтепродуктов
В российском Омске пылает склад нефтепродуктов
В российском Омске пылает склад нефтепродуктов
Зеленский заявил, что Россия собирается сорвать Саммит мира
Зеленский заявил, что Россия собирается сорвать Саммит мира
В Смоленской области вспыхнула нефтебаза
В Смоленской области вспыхнула нефтебаза
На Киевщине произошел перелив воды через дамбу
На Киевщине произошел перелив воды через дамбу
Появилось видео, как в Малайзии столкнулись два военных вертолета
Появилось видео, как в Малайзии столкнулись два военных вертолета
Бойцы РДК назвали главную цель своих рейдов в Белгородскую область и дали интересное обещание
Бойцы РДК назвали главную цель своих рейдов в Белгородскую область и дали интересное обещание
Заленский приехал к военным в Донецкую область
Заленский приехал к военным в Донецкую область
В ГУР рассказали, как удалось сбить бомбардировщик Ту-22
В ГУР рассказали, как удалось сбить бомбардировщик Ту-22
В Стрые жестоко избили школьницу и сняли все на видео
В Стрые жестоко избили школьницу и сняли все на видео
Единорог Тельма (2024): трейлер и дата выхода нового мультика от Netflix
Единорог Тельма (2024): трейлер и дата выхода нового мультика от Netflix
fraza.com

Опрос

Чего вы ждете от 2024 года?