Сегодняшняя ситуация на Донбассе, который всегда отличался спокойной и мирной жизнью, является еще одним подтверждением того, что серьезные социальные катаклизмы могут прийти на любые территории и в любое время. Но у всего, разумеется, есть свои причины. Любые общественные явления — как негативные, так и позитивные — отражают ключевые общественные тенденции: экономические, правовые, политические, культурные, но, прежде всего, духовные, которые проявляются во всех остальных.
Обращаясь к фундаментальным историческим примерам, можно вспомнить Древний Египет, где на рубеже 3 и 2 тысячелетий до Р. Х. поколебленная вера в спасительную роль земного царя привела впоследствии страну к гражданской войне, падению монархии, а также к глубокому религиозному кризису, который во 2 веке после Р. Х. завершился для египтян массовым принятием христианства. В контексте нынешних украинских испытаний эта древнегипетская иллюстрация имеет особую символичность.
Особенно сегодня, 28 июля, в день памяти равноапостольного князя Владимира, при котором произошло Крещение Киевской Руси. О причинах этого судьбоносного исторического акта продолжают вестись споры, но зачастую историки все сводят к тем самым внешним причинам — экономическим, правовым, политическим, культурным и т. д., игнорируя возможность того, что решающим образом к принятию христианства Владимира могло подтолкнуть нечто, выходящее за пределы рационального понимания...
«Теперь я узрел Бога Истинного!»
Князь Владимир воспитывался в языческих традициях. Править Киевом он стал в результате победы, одержанной над своим братом Ярополком. У князя было пять жен и многочисленные наложницы. На Киевских горах им были воздвигнуты идолы, которым люди приносили жертвы...
Однако тогда погибли христианские мученики Иоанн и Феодор, и обстоятельства их смерти произвели на Владимира сильное впечатление, заставив правителя основательно усомниться в истинности язычества. Став на путь религиозного поиска, князь начал приглашать в Киев проповедников разных религий, но больше всех его поразил один православный священник из Греции. Решив креститься, Владимир убрал всех идолов и создал условия для активной миссионерской работы христианских проповедников среди народа Руси.
Церковное же наименование Равноапостольный, присвоенное Владимиру, означает принадлежность к святым, которые особо прославились в распространении христианства по миру. В Православной церкви наименование Равноапостольных прилагается к Марии Магдалине как общнице апостолов, первомученице и ученице апостола Павла Фекле, святому царю Константину, его матери Елене и другим...
Но историкам, как уже было отмечено выше, в церковном выборе Владимира не свойственно ставить во главу угла чисто религиозные нравственно-мистические мотивации. Даже в тех случаях, когда исследователи говорят о церковных причинах христианизации Руси, обычно предполагаются какие-то поверхностные культурно-психологические элементы. Среди версий того, почему Владимир сделал выбор в пользу христианства, стандартными можно считать следующие:
1. С объединением славян под властью Киева, укреплением власти князя потребовался главный Бог. Как князь являлся единственным властителем на земле, так и верховный Абсолют должен был быть единственным властителем на небе. Это делало необходимой замену разрозненных языческих культов единой государственной религией;
2. Чтобы определить самую подходящую веру, Владимир послал своих представителей во все регионы, с которыми Киевская Русь имела тесные контакты. Это — иудейский Хазарский Каганат, исламский мир, католическая Западная Европа и православная Византия. Вернувшись, послы однозначно отдали предпочтение православию из-за красоты его храмов и того душевного подъема, который они в них испытали;
3. Основополагающую роль сыграли политические, экономические и культурные связи Киевской Руси с Византией. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение от императора. Это соответствовало политическим устремлениям князя Владимира. Немаловажными были и династические соображения. Принятие православия открывало дорогу для брака Владимира с сестрой византийского императора Анной...
Но когда царевна прибыла с духовенством в Херсонес, князь Владимир внезапно ослеп. Анна предложила князю немедленно креститься с надеждой на исцеление. Во время крещения Владимир прозрел. В духовном восторге он воскликнул: «Теперь я узрел Бога Истинного!». Некоторые из дружинников князя, пораженные этим чудом, также крестились...
Языческое прошлое, принятие и дальнейшее распространение христианства среди язычников, ослепление и прозрение, — все эти определяющие духовно-мистические элементы сближают историю князя Владимира с историей апостола Павла, который до прихода к христианской вере был гонителем последователей Христа, а в итоге стал автором значительной части Нового Завета и претерпел мученическую смерть за свои христианские убеждения...
Место для чуда
Исследователи отмечают, что «Повесть временных лет» — отнюдь это не единственный, а главное — не самый древний из источников, рассказывающий о Крещении Руси. Говорят еще, как минимум, о таких двух памятниках, как «Слово о законе и благодати» Киевского митрополита Илариона и «Память и похвала князю русскому Владимиру» монаха Иакова.
Иларион считает, что ключевой причиной христианского выбора Владимира стало именно внутреннее озарение, непостижимая тайна, которую нельзя понять рационально. Вот что пишет митрополит: «Посетил его (князя Владимира — авт.) посещением Своим Всевышний, призрело на него всемилостивое око преблагого Бога. И воссиял в сердце его <свет> ведения, чтобы познать ему суету идольского прельщения и взыскать единого Бога, сотворившего все видимое и невидимое»...
А вот что пишет монах Иаков: «И разгорелось Святым Духом сердце его (князя Владимира — авт.), желая святого крещения. Видя желание сердца его, Бог, зная о доброте его, снизошел с небес на князя Владимира милостью своею и щедротами. И Бог Отец, и Сын, и Святой Дух в Троице славимый, „проникающий в сердце и существо“ Бог праведный, все предвидящий, просветил сердце князю Русской земли Владимиру, чтобы принял он святое крещение»...
Разумеется, что критики могут поставить под сомнение как факт внезапного ослепления и чудесного прозрения князя Владимира вместе с тем духовным смыслом, который вытекает из них, так и вышеприведенные тезисы митрополита Илариона и монаха Иакова, назвав это все выдумками и лирикой. С учетом вероятности такого восприятия следует выделить несколько моментов.
Во-первых, стремление видеть действительность исключительно в рационально-материалистических красках еще не означает, что она ограничивается только этими красками. Во-вторых, тенденциозные попытки свести любые возвышенные мотивации к «земным» больше говорят не о том, что анализируется, а о том, кто анализирует. И, в-третьих, даже когда все указывает на суровые расчетливые реалии, стоит помнить, что в жизни всегда есть место для чуда...
К тому же, наверное, у каждого в жизни найдется случай, когда все думали, что вы совершили что-то положительное по каким-то меркантильным соображениям, а на самом деле вами руководило нечто более благородное, продиктованное чем-то «не от мира сего»...