Правда оказалась горькой, когда на смену мифическому пришел настоящий Запад. Первыми ностальгировать по эпохе социализма принялись восточные немцы, югославы. Волна сожалений докатилась и до бывшего СССР.
«…С 1991 года латышам усиленно внушали, что все советское — плохое. Сравнивая с наследием советской Латвии, я увидел, что наши современные лингвисты, фольклористы, культурологи близко не могут подойти к тому, что делали их коллеги в СССР. А ведь это великая ценность. Так я понял, на каком высоком уровне в Союзе была латышская культура, ее уважали, давали свободу развития. Сегодня нашей культуры нет, ее заменили на евро-американскую... Люди покидают Латвию: дома для них нет, нет работы и веры в будущее. Для нашего маленького народа это трагедия. Когда-то мы летали в космос и пели песни на Лиго. Теперь мы моем посуду в Лондоне и думаем, сможем ли прокормить хотя бы одного ребенка. Мне почти 40, я довольно известный музыкант и по опыту прожитых лет хочу сказать, что плохо — нет, очень плохо, — что Советского Союза больше нет. Ценить потерянное начинаешь со временем и опытом, собственными глазами замечая всю полноту утраты».
Эти слова приписывают не какому-нибудь ветхому советскому функционеру, а Ренарсу Кауперсу, 1974 года рождения, солисту латвийской Brainstorm, которому вряд ли приходится особенно жаловаться на судьбу. Впоследствии Кауперс заявил, что ничего подобного не говорил, а на латышских форумах произошел настоящий взрыв. Одни обвинили Кауперса, неоднократно говорившего в интервью русскоязычным изданиям о своих симпатиях к СССР, в откровенной трусости. Другие прокомментировали это так: неважно, кто говорил, важно, что это чистая правда, а признание достоинств СССР даже спустя столько лет после его гибели чревато неприятными последствиями — «съедят националисты». Скандал возник из-за того, что до сих пор многие советские латыши отваживаются признаться в ностальгии по СССР, как и в том, что Латвия поторопилась с Евросоюзом, только на форумах и в соцсетях. Поэтому «высказывание» Кауперса растащили на цитаты и сделали скандальным, не замечая других его интервью, в которых симпатий к СССР и прочей «крамолы» не меньше.
Все началось с того, что советские прибалты сказали себе: мы и сами прокормимся. Советские русские сказали то же самое. Советским украинцам дали газету, в которой было написано, что украинцы производят все необходимое, и в Европе не пропадут. А остальные пусть катятся. Потом украинцам сказали: вам не становится лучше, потому что все очень запущено. Но лучше не становилось. Потом сказали: во всем виноваты коммуняки, москали и жиды, надо их презирать и ходить по улицам с плакатами «Геть!».
А потом им всем сказали: да вы, бывшие совки, и сами здесь, здесь и здесь — чужие.
Теперь бывшие советские прибалтийские школьники ностальгируют и сожалеют. Им вторят бывшие ГДР-овские школьники, в чьи задачи тоже должно было входить строительство социализма. Что такое «строительство социализма» было непонятно тогда, и очень понятно теперь. Об этом фильм «Гудбай, Ленин!» и вся восточно-немецкая «остальжи»: восторженная влюбленность в Запад давно прошла в странах бывшего социалистического лагеря. Понадобилось разрушить весь прежний жизненный уклад, чтобы убедиться — в советских фильмах о Западе, в которых снимался Леонид Филатов, не врали, даже приукрашивали. Они не были «пропагандой». Просто скромной попыткой заставить глаза раскрыться. Теперь мы знаем, что с открытостью на Западе хуже, чем было в перестроечном Союзе, с благосостоянием и научно-техническим прогрессом — хуже, чем в хрущевском Союзе. Социалистический общий дом был не так уж плох в своей сущности.
Заманивающая привлекательность достижений капитализма просачивалась через продуманный маркетинг западной культуры. Советским парням нравился Хендрикс, а отсутствие в СССР пластинок «Битлз» считалось святотатством и главным признаком глупости, непонятливости советской бюрократической машины. Пластинок «Битлз» было почти не найти в магазинах, и это было для советских парней, к счастью, самой большой проблемой на Земле. Что они выберут сейчас, если им предложат на выбор возможность покупать любые пластинки и бесплатную квартиру в осмысленном социальном и социалистическом государстве? Смешной вопрос, потому что это разные категории — «хендрикс» и родина. Тогда мы не понимали, чем может закончиться выбор между «хендриксами» и основой жизни. Но сделали его. А теперь понимаем, чего лишились в обмен на иллюзии в пластинках лохматых, совершенно нам чужих парней из совершенно чужой нам жизни. Чужой, потому что мы не жили ею и составили только поверхностное представление о том, как было там, на Западе, в 60-70-е.
Главное откровение. Западное поверхностное социальное равенство строится на глубинном имущественном неравенстве.
Соцстраны поняли это, когда ринулись на Запад. В странах социализма жаловались на уравниловку, но на Западе они нашли еще большую уравниловку. В странах социализма жаловались на маленькие зарплаты, но после падения берлинской стены подсчитали семейный бюджет немецких миниджобберов и ужаснулись. В странах социализма жаловались, что квартиры дают не сразу, но поняли, что на Западе их вообще не дают.
Людям из СССР и стран социализма было с чем сравнивать, им гарантировалось: бесплатное среднее, высшее образование, работа по специальности, бесплатные квартиры молодым специалистам, беззаботная коммуналка, детсады, медицина, правильная этика-эстетика детских и взрослых фильмов, книжек, ТВ-передач. Средства производства принадлежали государству, работников не выбрасывали на улицу.
Это же фундамент нормального цивилизованного государства. Мы считаем Запад цивилизованным, но там почти ничего этого нет.
У советского социализма была трудная, иногда стыдная, но великая история. В перестройку она открыто критиковалась, обсуждалась, пересматривалась, но это не могло стать поводом к разрушению СССР как государства. Ведь в сотканной из разных земель Германии было похуже — некоторое время там всеми делами заправлял Гитлер. Но Германию сохранили и воссоединили. А мы, советские, читали только исторические саморазоблачения в «Огоньке», иронизировали на тему стояния в очередях и были рады куда-то разбежаться.
Сейчас к голосам потерянного советского поколения примешивается недовольный гул более молодых поколений Европы, которая не входила в социалистический лагерь и вроде не должна бы плакаться на уровень жизни и отсутствие возможностей для осуществления «американской мечты». Но и ей нехорошо.
«… У меня две степени бакалавра и одна степень магистра. И я чищу туалеты. Нет, это не шутка. Мне приходится это делать, чтобы оплачивать аренду комнаты в Лондоне. Я работаю в известном сетевом кафе в Великобритании с мая. И сегодня впервые, спустя 5 месяцев работы здесь, я понял, что теперь вижу ситуацию достаточно ясно. Я чищу туалеты. У меня были такие мысли: «Я с отличием окончил два высших учебных учреждения, и я убираю туалеты в стране, которая даже не является моей родиной». Я делаю не только это, конечно. Еще я готовлю кофе, вытираю столы и мою чашки. И мне не стыдно. Уборка — это весьма приличная работа. Единственное, что меня смущает, так это то, что мне приходится это делать, потому что в Испании у меня не было шанса найти работу. Таких же испанцев, как я, очень много в Лондоне. «Вы, как чума», — сказали мне однажды. И давайте не будем смотреть на это по-детски. Мы не подростки в поисках приключений, желающие выучить язык и получить интересный опыт. Мы — иммигранты… я должен выдавливать из себя улыбку ради клиентов, которые смотрят на меня свысока, поскольку я просто бариста (так это здесь называется). Некоторые настолько возмутительно ведут себя, что мне хочется достать мои дипломы и сунуть их им в лицо. Но это ничего не изменит. Такое ощущение, что эти бумажки можно использовать, только чтобы убрать в туалете. Обидно. Я думал, что заслуживаю большего, после того, как приложил столько усилий во время учебы. Кажется, я ошибся».
Это говорит Бехамин Серра Бош, хорошо образованный 25-летний испанец, уехавший в Великобританию, чтобы чистить туалеты, и изливающий недовольство социальной несправедливостью на своей странице в Facebook. Одна из британских газет даже назвала Бехамина голосом потерянного поколения Испании.
Задумывался ли Запад, спровоцировавший «холодную войну» и развал СССР, о том, скольких таких же советских парней и девчонок обрек на потерянность?
Горечь обмана вынуждает многих граждан бывшей мировой социалистической системы, еще не лишенных нужных рецепторов, ностальгировать, страдать, ощущать неприкаянность — и в собственном постсоциалистическом упадке, и в жестком западном мире, для которого эмпатия равна пустому звуку.
На YouTube популярен фрагмент видеосюжета с Путиным, рассуждающим о разнице между американцами и бывшими советскими. Те — индивидуалисты, а мы тяготеем к коллективному сознанию. У них — вся жизнь до сих пор обустроена по принципу Дикого Запада, а нам — давай справедливость да равенство. То есть, между нами пропасть, говорит Путин. Он знает, на какие эрогенные зоны недобитых советских людей нажимать, рассуждая о наших характерных чертах, воспоминаниях, представлениях. Но объединитель Русского мира забыл сказать, что и при нем в сущности ничего не изменилось и не меняется. Это на западе Дикий Запад переживает серьезные экономические и идеологические проблемы, но в России он по-прежнему процветает, в самой своей недоразвитой фазе. Путин считает развал СССР трагедией, но российская власть в компании с попами и Михалковым до сих пор не в состоянии предложить бывшим советским ничего более вразумительного, чем идею лубочной патриархальности с хоругвями.
Лучше других это видят и понимают советские и постсоветские эмигранты, повидавшие мир и наблюдающие за странами бывшего СССР издалека. Многие готовы вернуться, потому что остро осознали: с потерей Союза навсегда потеряли единственную родину. Не березки-туманы, а единственное в мире государство, говорившее с ними на понятном языке, жившее по понятным и справедливым правилам, защищавшее, не заставлявшее человека приносить свою жизнь в жертву кредитам. Но возвращаться и некуда. СССР нет, а бывшие советские республики изуродованы до неузнаваемости. Даже «правонаследница» Союза, Россия, не вызывает чрезмерных симпатий. Бывшие советские, давно эмигрировавшие в США, ругают Америку на чем свет стоит. Америка — ком в горле. Но возвращаться в Россию не хотят. Боятся. «Москва в СССР была культурным центром, а сейчас стала Москвабадом». Симптоматично.
Продолжение на следующей странице
Разочарование в западном образе жизни и капитализме вообще достигает предела. Чем все это окончится?
В сети, как грибов после дождя, расплодилось сайтов, форумов, статей, в которых все еще многочисленные, но уже немного едущие мозгами на почве социального мора бывшие советские интеллектуалы строчат о том, что такой ужас более невозможен, и именно в силу такой невозможности он обязан прекратиться. Это еще тогда-то предсказывали такие-то, впоследствии таинственно исчезнувшие. И народ снова восстанет. И сбросит ярмо. Будет создано новое справедливое государство на обломках СССР, но теперь с центром в Сибири. Верховное божество вернет бандитов в тюрьмы, дичь в леса, рыбу в реки, заводы рабочим, колхозы крестьянам. И будет нам всем счастье.
Недавно появилось «фейк-сообщение», попросту фальшивка, о том, что Беловежское соглашение будет аннулировано, а СССР — автоматически восстановлен. И об этом сделают совместное заявление президенты России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Армении, Киргизии, Таджикистана.
«…В связи с нарушением Соединенными Штатами, Европой, НАТО своих обязательств по гарантированию целостности и независимости государств, вышедших из состава Советского Союза; в связи с неприкрытым давлением и вмешательством во внутренние дела Украины и других государств, организацией, финансированием и непосредственным участием в попытке государственного переворота, постановляем:
Денонсировать и признать незаконными и потерявшими силу соглашения и заявления, сделанные _____1991 г. президентами России, Украины и Белоруссии по результатам переговоров в Беловежской пуще.
Довести текст данного заявление до всех государств — участников ООН.
Довести текст данного сообщения до заинтересованных международных организаций.
Восстановить в полном объёме общегосударственные управленческие органы и функции.
Принять общей конституцией Конституцию Союза ССР, действовавшую на момент заявления о прекращении существования государства.
Назначить президента России Владимира Владимировича Путина временно исполняющим обязанности главы государства.
Назначить выборы главы Союзного Государства на второе воскресение апреля 2014 г.»
На фоне попыток реанимировать СССР Папа Римский Франциск пошел даже дальше и осмелился реанимировать марксизм и разгромить в пух и прах культ денег, антигуманность свободного предпринимательства, эксплуатацию бедняков и слабых, зависимость и продажность прессы, нерегулируемую экономическую систему капитализма, имущественное неравенство. И вообще заявить, что всю мировую экономическую систему нужно перестраивать, пока социальная несправедливость не привела к новой социалистической революции.
«Некоторые люди продолжают защищать теории просачивания благосостояния сверху вниз, согласно которым экономический рост при поддержке свободного рынка неизбежно добьется успеха в достижении большей справедливости и включенности в мир. Подобное мнение, которое еще никогда не было подтверждено с помощью фактов, выражает грубую и наивную веру в божественность тех, кто владеет экономической властью, а также в сакрализованные возможности господствующей экономической системы».
В Швейцарии уже пытаются предпринимать первые реальные шаги по спасению себя и капитализма — переходить хотя бы к частичному социализму. Обсуждают закон «О безусловном основном доходе», который гарантировал бы каждому работающему и неработающему гражданину страны безвозмездное содержание (2 тыс. евро) за счет государственного бюджета. Вряд ли они поняли, что большинству людей нужно от жизни только спокойное самопогружение, размеренность, занятость только тем, чем хочется заниматься. Тем более вряд ли осознали, что нормальный человек не должен проживать единственную жизнь только ради того, чтобы без конца обогащать работодателя, брать и выплачивать кредиты, потреблять навязанное представлениями о «правильном» образе жизни. Инициаторы законопроекта заинтересованы в росте продуктивности труда и уверены, что она только вырастет, так как каждый человек с гарантированным доходом сможет заниматься не тем, что скучно, но приносит большие деньги, а тем, что интересно. Значит, тупой механический труд превратится в творчество. Кстати, общая сумма выплат будет примерно соотноситься с общей суммой теперешних социальных выплат и зарплат чиновников социальных ведомств.
Европа думает, как бы ей безболезненно отказаться от капитализма, пока не пришел конец самой Европе. Рассуждают о том, что к планируемому «швейцарскому коммунизму» было бы неплохо добавить еще и какую-нибудь общественную идеологию, чтобы превратить людей из разрозненных индивидуумов в подобие сплоченной дружной коммуны, эффективно решающей собственные проблемы.
На такие размышления способны люди, чье индивидуальное самосознание очень отличается от украинского. Наша проблема коренится в отсутствии интеллектуальных элит и, как следствие, в слепом, пассивном подражании тому, что только кажется лучшим. Такое отношение к жизни всегда будет гарантировать отставание и деградацию. Именно поэтому Украина из всех 22 лет своей независимости смогла извлечь единственную истину: она может существовать только с Европой или только с Россией. В Европе уже мечтают о социализме, а мы, облепленные со всех сторон ярлыками времен «холодной войны», до сих пор боимся вспомнить, что у нас он практически был.
Боимся подумать о том, что сейчас мы могли бы опередить Европу, а не плестись в ее хвосте. Запад переживает жесточайший и повсеместный кризис капитализма, который может привести к очередному мировому коллапсу. Попытки социальных преобразований наталкиваются на недовольство монополий, на которые, собственно, классический Запад и опирался до сих пор. Там предстоит жестокая бойня. Все знают, с какой кровью рождался СССР, и как бывших хозяев жизни вместе с другим «балластом» приходилось усмирять и даже изгонять из новой страны. Подобная чистка ждет Запад, и ему будет совсем не до Украины. Украина со всем этим могла бы справиться значительно быстрее. Известно, кому и как попали в руки ресурсы и ценности нашего государства. Неважно, каким образом люди, усевшиеся на этих ресурсах и ценностях, попытаются их сохранить и передать по наследству. Они заигрывают с Европой, с Россией и всеми, кто готов гарантировать сохранность их «собственности». Имея бесценный советский опыт, мы сможем избавиться от них гораздо быстрее, чем Запад — от своих.
Сделать это должно «потерянное поколение», которое еще помнит, что такое нормальное государство, которое не «дает», а справедливо «возвращает». Помнит, что такое «общее», но не успело понять, что же такое — «свое» и как его отстаивать. Последние советские даже в либеральную перестройку не сумели защитить свои свободы и расширить их в рамках собственной страны, еще не разрушенной и единой. Им не хватало и до сих пор не хватает критического мышления, социальной самодостаточности, здорового потребительского скепсиса и здравомыслия на выборах, да и просто интереса к глобальным изменениям в окружающей жизни. А на смену этому потерянному поколению идет другое — электронно-бытовое поколение потерявшихся. Они появились в мутные 90-е, не видели ничего, кроме распутицы, ожесточения и потребления, приспособились к этому и ничего другого не знают. С ними все сгинет окончательно, и надеяться будет уже не на что.
Жить нужно сейчас, не надеясь на Россию и Европу. Прямой и самый короткий путь к этому — разумные общественные протесты с целью изменения социально-экономической модели государства. До сих пор украинцы не стремились изменить свою жизнь, ограничиваясь возведением на престол. Но престолонаследникам после восхождения всегда было не до них. Сейчас украинцы повторяют старую ошибку, усугубляя ее навязанным шовинизмом и угрозой окончательного раскола страны. Украинцы, не любите Тимошенко, Януковича, Путина, Тягныбока, Меркель, Обаму. Полюбите себя.
Требуйте социализм.