Дикий поток событий на Евромайдане постепенно выходит из берегов здравого смысла. Для одних это революция, для других — не более чем беспорядки. Пожалуй, никто сегодня не знает, к чему приведут все эти события.
Правда, уже сегодня можно сказать, что по их «мотивам» будет снят какой-то дешёвый фильм. А премьера картины пройдёт с местечковым апломбом, обязательным для убыточных мейнстримных фильмов Украины.
После масштабных социально-политических событий отечественные кинематографисты пытаются примерить на себя звание летописцев эпохи. «Оранжевая» революция отобразилась в низкосортной мелодраме «Оранжевое небо» (2006). А Евро-2012 – в весьма сомнительном по качеству альманахе «Поза Евро» (2012). Ряд этих фильмов стоит едва ли не за гранью «смотрибельности».
Немощь украинского кинопроизводства приводит к тому, что даже самые значимые страницы жизни нашей страны не оставляют след на широких экранах. Что уж говорить о каких-то частных историях, интимных сюжетах или судьбах обычных людей.
Для того, чтобы всё это имело место в большом кино, киноиндустрия страны должна выпускать в несколько раз больше фильмов. Ведь в числе того скудного десятка картин, которыми в этом году разродилась Украина, практически не осталось места для кино об «обычных смертных».
А ведь именно через частные истории и пусть даже краткие зарисовки из отдельных судеб рассказать о масштабных событиях можно намного точнее и ёмче. Яркий тому пример — почти шедевр «Капитан Филлипс», который вышел на украинские экраны 5 декабря. Это, пожалуй, единственная кинопремьера последних двух недель, которая способна отвлечь от своих мыслей даже одержимого жаждой перемен евромайдановского активиста.
Патриотический пафос американских вооружённых сил, и вместе с тем интимность и глубина переживаний отдельного человека показываются в этой ленте одинаково сильно и эффектно.
Сюжет картины основан на реальных событиях. В 2009 году у берегов Сомали на американский контейнеровоз MV Maersk Alabama нападают пираты, — четыре тощих чернокожих оборванца с «калашниковыми» наперевес, которые устраивают переполох на огромном судне.
Гуманитарной помощи, которой гружен контейнеровоз, хватило бы, пожалуй, на всех жителей Сомали. Но ценности в этой стране распределяются приблизительно так же, как и в Украине. Поэтому каждый из пиратов пытается урвать куш побольше. Правда, удержать в руках такой шмат награбленного удаётся далеко не каждому.
Когда капитан судна пытается предложить захватчикам несколько десятков тысяч долларов (всё, что есть у него в сейфе), те отказываются. Их интересует все судно в целом. Или же выкуп за жизнь самого капитана. Ведь и первое, и второе исчисляется миллионами.
О том, что американские фильмы славятся именно своим масштабом, лишний раз говорить не стоит. Авторы многих голливудских фильмов не упускают возможности погордиться своей супердержавой, достоинствами своих технологий или мощью вооруженных сил. Тем более, если речь идёт о фильме, заточенном на международный прокат.
Поэтому-то в «Капитане Филлипсе» подробно показываются приготовления ВМС к освобождению одного-единственного капитана торгового судна. «Мы готовы согнать три военных корабля и переполошить половину Индийского океана ради спасения одного гражданина США», — словно слышится голос из-за кадра во второй половине фильма. Звучит круто. На экране же выглядит ещё круче.
В прошлом году международный имидж «морских котиков» США укрепил фильм «Цель номер один», в котором они ликвидировали Усаму бен Ладена. Ну, а в этом году идеологически оружием Пентагона стал отчасти «Капитан Филлипс».
Очередным «российским ответом Голливуду» станет фильм наших северных соседей «22 минуты» (2014). Выйдет он в мае следующего года и поднимет тему борьбы с сомалийскими пиратами. Он также основан на реальных событиях и также одна из его задач — прославить ВМС своей страны. Правда, уже по одному лишь трейлеру можно сказать, что «22 минуты» переполнен тошным ура-патриотизмом, чего не скажешь о «Капитане Филлипсе».
Сомалийские пираты очень редко становятся героями популярных фильмов. Как для харизматичных антагонистов они достаточно слабы. Как для обозлённых на весь мир плохих парней — достаточно бедны и ограничены. Как для достойных противников для супергероев — слишком плохо вооружены и подготовлены. Ведь в большинстве своём банды сомалийских пиратов — это попросту бывшие рыбаки.
«22 минуты» с чрезмерной и легко распознаваемой натянутостью облекает сомалийских пиратов в образ этаких накачанных командос. А «Капитан Филлипс» показывает их намного более реалистично. Интересно, что во втором случае сомалийские морские разбойники кажутся даже более опасными. Не знающая ограничений, примитивная алчность отчаянных хищников, сбившихся в стаю ради случайной добычи, вкупе с их простоватой хитростью «цепляет» больше, чем физическая сила первых. А выражение коварства во взгляде не блещущего злодейским интеллектом и завидными физическими кондициями пирата из «Капитана Филлипса» впечатляет намного сильнее, чем боевое мастерство морского разбойника из «22 минут».
Впрочем, умение выдержать баланс между зрелищностью и психологическим наполнением картины — свойство, присущее далеко не всем мастерам кино, в том числе и западного. К примеру, датский фильм «Заложники» (2012) был сосредоточен сугубо на психологизме людей, оказавшихся в плену сомалийских пиратов. И его чрезмерная камерность и зацикленность на переживаниях персонажей лишила фильм зрелищности. Получилось типичное творение скандинавского кинематографа, где практически всякая интрига начинается и оканчивается человеческими страданиями, созерцать которые достанет терпения не у всякого зрителя.
В «Капитане Филлипсе» найдена своего рода золотая середина между зрелищностью и психологичностью. Не случайно общие сборы фильма на сегодняшний день достигли уже $190 млн., что более чем в 3,5 раза превышает его бюджет. Сборы весьма достойные, как для фильма, в котором не появляется ни одной голой девушки, супергероя или же гонок крутых тачек (наиболее популярных приправ к кинотеатральному попкорну).
Режиссёр этой ленты Пол Гринграсс уже давно прославился умением смешивать высокое искусство и бульварные эффекты. Широкое признание он получил благодаря своей франшизе о спецагенте Борне. Однако в тени этих высокобюджетных картин в его фильмографии есть и несколько замечательных лент, снятых, что называется, на злобу дня. Ему удавалось мастерски вскрывать политические гнойники на теле современного мира.
Например, его картина «Потерянный рейс» (2006) — на сегодняшний день, пожалуй, единственный достойный киномонумент, возведённый Голливудом в память о трагедии 11 сентября.
В 2001 Гринграсс даже получил высшую награду Берлинале за ленту «Кровавое воскресенье». В ней он хладнокровно показал столкновение британских войск и ирландских активистов, с которого началась долгая 25-летняя война между странами.
Так что если когда-нибудь в Украине отыщется какой-нибудь сумасшедший олигарх, который согласится выложить несколько десятков миллионов долларов на фильм о Евромайдане или другом украинском социально-политическом переполохе, — режиссёром должен быть фильммейкер, максимально похожий по стилю на Гринграсса.
Приятно поразил своей игрой Том Хэнкс. За последние без малого 10 лет Хэнкс не снялся ни в одном выдающемся фильме, который бы заставил его в полной мере раскрыть свой актёрский талант. Так что если кто-нибудь в разговоре вспоминал, «насколько крут Том Хэнкс», то в памяти сразу возникали хрестоматийные фильмы 90-х: «Форест Гамп» (1994), «Зелёная миля» (1999)… ну, или, в крайнем случае, «Терминал» (2004).
Словом, подрастающее поколение киноманов уже не рассматривало Хэнкса, как одного из самых ярких актёров современности.
Экранизации Дэна Брауна «Код Да Винчи» (2006), а также «Ангелы и Демоны» (2009), в которых Хэнкс сыграл главные роли, большинство критиков восприняли как желание стареющего актёра обеспечить себе благополучие на склоне лет. Актёрское мастерство Хэнкса, проявленное в этих фильмах, — лишь бледное подобие его истинного творческого потенциала.
В прошлом году Хэнкс попытался реабилитировать свой имидж в картине «Облачный атлас». Но и сама лента, и его игра в ней оказались унылыми.
И лишь этот год ознаменовал возвращение Хэнкса из забвения. Так, состоялись премьеры сразу двух потенциально сильных фильмов с его участием в качестве исполнителя главной роли. Кроме «Капитана Филлипса», на экраны за рубежом уже вышла лента «Спасти мистера Бэнкса», в которой он сыграл Уолта Диснея. В Украине она появится в начале января. Тогда и станет понятно, насколько оправданы восторги западных критиков, которые они изливают в рецензиях на эту картину.
Пока же достаточно и одного «Капитана Филлипса», чтобы предвещать Хэнксу номинацию на «Оскар».
А мне, как отъявленному киноману, не остаётся ничего, кроме как поблагодарить Хэнкса за то, что он вновь появляется на широких экранах в добром здравии и, главное, в хорошей актёрской форме.