Нет, отнюдь не исключено, что в Египте разразится полномасштабная война между светскими республиканцами и «братьями-мусульманами», что сирийские повстанцы всё же доберутся до горла Башара Асада, что изнутри взорвётся одолеваемый экономическими неурядицами Иран, а «волна» всё же проникнет сквозь Турцию и Иран в Азербайджан, а сквозь Афганистан в Среднюю Азию... Но импульс начал терять энергию.
Причина слишком большое количество переменных и мозаичность арабского мира в целом. Политики, журналисты и комментаторы любят обобщать и выстраивать кажущиеся логичными линии так проще. О сектах конспирологов и говорить нечего. А в этом многострадальном мусульманском мире обобщать опасно.
Итак, что же произошло и что продолжает происходить?
Во-первых, революции в Тунисе и Египте, вполне европеизированных странах, носили характер антикоррупционных и поколенческих. В Ливии лишь отчасти. Тут чувствовалось влияние антикаддафистской эмиграции в Британии, джихадистов и выпадения Муаммара из реальности он просто устарел. Пойдя на агрессию, он вынудил действовать Запад. Победители передрались, и Западу приходится, судя по всему, управлять Ливией в ручном режиме. Сирия движется к распаду, Асад держится на поддержке Москвы. К сожалению, он более адекватен, чем его противники.
Иными словами, арабская весна лишь внешне выглядит целостным явлением. И выглядит таковой лишь... в глазах «исламистского интернационала». Именно для Аль-Каиды, условно говоря, это вариант «полумесячного похода» против «правителей-лицемеров», выхолащивающих ислам.
Во-вторых, события на Ближнем Востоке и Севере Африки усугубили и без того непростые обстоятельства Израиля. Ранее существовавшая система безопасности региона рухнула она основывалась на маленьких уступках и маскараде. Руководство всех окружающих стран, с заметным исключением Ирана и частичным Сирии, было вестернизировано и перепалки с Израилем носили всё более ритуальный характер. Теперь же кое-где джихадисты пролезли в политическую элиту.
Ранее вызывал беспокойство лишь Ахмадинеджад (уже экс-президент Ирана), в бытность мэром Тегерана построивший в пустыне дорогу в никуда, на которую... должен был с небес спуститься пророк. Сегодня Израилю и Турции, которых Вашингтону с трудом удается мирить, приходится иметь дело с дюжиной маленьких ахмадинеджадов, каждый из которых мечтает «бомбануть» по Святой земле.
В-третьих, бурление в регионе мешает бизнесу и это в условиях, когда ближневосточная нефть потеряла своё значение для США. В мире рецессия, переходящая в спад. Надо работать но джихадисты не дают. Результаты их правления известны на примерах Афганистана и Сомали. Конечно, чем больше развалят буйные, тем большие контракты на реконструкцию получат западные компании это мы проходили в Ираке.
Руководство переживших революцию государств: Туниса, Ливии, Египта уже понимает: прежде чем продолжить строить демократию, необходимо ликвидировать джихадизм. Но это означает обрубить корни традиции. Это юго-восточная Азия со своими эстетичными, декоративными культами смогла быстро встроиться в западный мир, где религия давно перестала играть существенную государственную роль. А в этих юных несмотря на столетия истории государствах пока с трудом решаются на подобные шаги.
Хотя другого пути нет, и никогда не будет Аллах не обедает в «МакДональдсе», даже если там подают МакЛаваш. Точка. Или или.
В-четвёртых, в регион необходимо вкладывать деньги и защищать светскость как когда-то афроамериканские дети пошли в школы Юга под защитой национальных гвардейцев. Но денег на обеспечение внешнеполитической деятельности у США немного, а ЕС ведёт себя «экономно». А это значит, что, несмотря на светский переворот в Египте, влияние радикалов ещё вырастет: Саудовская Аравия и Катар не скупятся. И хотя в Иране победил условный реформатор, сменилось и руководство Катара, определённые круги, подпитывающие ваххабизм, не угомонятся, они чувствуют, что настал их золотой час, деньги и оружие продолжают течь на север и запад региона. Демократы же оказались слабаками.
Для внешних игроков всё запуталось.
Продолжение войны с Асадом усиливает джихадистов, и улучшает имидж России, которая выглядит конструктивной силой, призывая к переговорам и не давая проигнорировать свои интересы в Сирии. Заметно, что Вашингтон и Брюссель устали от ответственности за эти развалины Британской и Французской империй, перетёртые в жерновах холодной войны. Но ведут себя как собака на сене саммит «восьмёрки» в Северной Ирландии показал полную беспомощность «мировых лидеров».
Прежде чем проводить выборы, необходимо подавить мракобесие в провинции, как Ленин ликвидировал массовую неграмотность. Сначала просвещение, потом демократия. Погружённые в мистику сердца не могут требовать перемен они могут требовать лишь расправы с «шайтанами», что и произошло. Поэтому «великим державам» следует взять ситуацию в регионе под максимальный внешний контроль до тех пор, пока ислам не сведётся к праздникам и туристическим достопримечательностям. Но чтобы это сделать, старое недоверие между Вашингтоном и Москвой, и новое, после PRISM-гейта между Вашингтоном и Брюсселем необходимо преодолеть. Пока же оно нарастает, а значит, на Ближнем Востоке продолжит литься кровь и многоточие после арабской весны пишется красной пастой...