Украинский кинопрокат никак не вылечится от своих «подростковых болезней». Подавляющее большинство фильмов, которые выходят на отечественные экраны, рассчитаны на подростков. Другие же категории кинолент получают прописку в репертуарах наших кинообителей по остаточному принципу.
В 2012 году на украинские экраны вышло около 250 фильмов. Приблизительно три четверти из них ориентированы на вкус банального обывателя. Символический портрет среднестатистического украинского посетителя кинотеатров можно встретить на снимке французского фотографа Эммануэля Корриа.
При этом лишь менее 10% лент отечественного проката придётся по душе зрителям, для которых кино является искусством.
Всего 250 прокатных фильмов за целый год для страны, население которой переваливает за 40 млн, крайне мало. Этого числа достаточно, чтобы показывать исключительно лучшие ленты. Но, несмотря на скромные объёмы украинского кинопроката, в нём находится место для всякой ерунды.
Например, «Карлосон» с Михаилом Галустяном в главной роли. Или австралийская мелодрама «Венеция и секс», авторы которой попытались замаскировать под названием «артхаус» откровенно слабый фильм. Картины, которые, несмотря на свой унылый художественный уровень, попали в отечественный прокат, можно перечислять достаточно долго.
Из пропагандистских трибун, каковыми наши кинотеатры были в советское время, сегодня они превратились в кричащие аттракционы или ярмарки китча. И лишь отдельные кинообители всё ещё отваживаются показывать фильмы, рассчитанные не на деградировавшего люмпена. Из почти 400 киноэкранов нашей страны действительно стоящее кино показывается приблизительно на
В связи с этим среди украинских ценителей истинного кинематографа началась массовая киберэмиграция. Услышав восторженные отзывы о том или ином выдающемся фильме, опытный отечественный киноман не роется в анонсах украинского кинопроката, а напрямик заходит на торренты. Ведь уже давно у таких зрителей выработалась привычка, что в украинских «кинопритонах» достойное кино не встретишь. Эта категория зрителей ходит в кинотеатры лишь во время фестивалей или специальных киноклубных показов.
За последний год набралось несколько десятков киношедевров (или же фильмов, максимально приближающихся к этой категории), которые так и не попали на украинские экраны.
Так что хочу обратить ваше внимание на фильмы, которые непростительно пропустить ни одному интеллигенту, интеллектуалу, киноману, искусствоведу, эрудиту, художнику, эстету или просто разумному человеку.
«Пьета», очередной шедевр одного из самых мощных дальневосточных режиссёров Ким Ки Дука («Весна, лето, осень, зима и снова весна»), получил в прошлом году главную награду Венецианского кинофестиваля. Рассказывает он о до боли знакомой многим украинцам теме выбивания долгов путём рекета. Высочайший художественный уровень фильма заставлял кинокритиков смотреть эту картину, затаив дыхание. Ну, а украинские прокатчики побоялись пускать этот фильм в наши кинотеатры, очевидно по той причине, что наш зритель не воспринимает на экране азиатские лица.
По той же причине до наших экранов не дошла и прекрасная военная драма «Цветы войны» от живого классика Чжана Имоу («Герой», «Дом летающих кинжалов»).
Лёгкая форма кинематографического расизма свойственна среднестатистическому украинцу и в отношении к чернокожим главным героям. Сколь бы дистрибьюторы не пиарили «Экипаж» с Дэнзелом Вашингтоном в главной роли или последнее на сегодняшний день творение Тарантино «Джанго Освобождённый» украинские сборы этих картин оставляют желать лучшего. Причина этого очень проста: «Там негр в главной роли», неоднократно приходилось мне слышать из обсуждения этих фильмов рядовыми зрителями.
Этим картинам, можно сказать, повезло они были показаны на нескольких десятках экранов Украины. Однако же огромное количество менее популярных, но не менее примечательных фильмов с «неграми в главной роли» остаются за бортом отечественного кинопроката. Среди них: «Гавр» (приз ФИПРЕССИ Каннского кинофестиваля), «Ведьма Войны» (номинация на «Оскара» и «Серебрянного медведя» Берлинале) и т. д.
Таким образом, ленты, которым рукоплескали престижнейшие кинофорумы мира, не попадают в Украину из-за полуварварской нелюбви наших соотечественников к иным расам.
Приблизительно по тем же причинам типичный украинец не допускает, чтобы главным героем фильма был человек с увечьями или серьёзными болезнями. Словно сознание нашего среднестатистического соотечественника, на которое и ориентируются дистрибьюторы, отбирая фильмы для проката, застыло где-то в Средневековье. В той эре, когда не существовало историй, главный герой в которых был бы больным или отрицательным персонажем. Протагонист в те времена изображался исключительно непобедимым, положительным, смелым...
Вот и получается, что такие оригинальные фильмы, как «Кафе де Флор» и «Антон тут рядом», главные герои которых аутисты, уступают место в отечественном прокате трафаретным «мувикам» про супергероев. И не важно, что лента «Кафе де Флор» выделялась на фоне программы одного из самых масштабных кинофорумов в Торонто, а малобюджетная российская документалка «Антон тут рядом» спровоцировала целые дискуссии на прошлогоднем Венецианском кинофоруме.
Словно над отечественным кинопрокатом висит транспарант с лозунгом: «Нет места даунам в наших кинотеатрах!». Что ж, нечто подобное декларировали в своё время и нацисты, отправляя людей с подобным заболеванием в концлагеря, а то и вовсе на расстрел.
Приблизительно по той же причине до проката не добралась лента «Ржавчина и кость». Как только упоминаешь тот факт, что героиня Марион Котийяр в этой ленте без ног, как большинство собеседников морщатся и спешат поменять тему разговора.
Упрямое желание украинцев видеть на широких экранах здоровых героев свидетельствует о том, что как раз этого самого здоровья нашим зрителям и не хватает. Киноиллюзия, в которую человек стремится поверить, должна компенсировать то, в чём он испытывает недостаток в реальности. Поэтому-то упомянутые «Кафе де Флор» и «Ржавчина и кость» обретают своего зрителя лишь в тех странах, где диагноз «аутизм» или словосочетание «потеря ног» не звучат для человека настолько фатально, как в Украине, с её бессильной медициной.
Залогом попадания фильма в украинский прокат не является и тот факт, что главные роли в нём исполняют известнейшие звёзды Голливуда, которые появляются в образе не то что здоровых, но даже приторно-победоносных персонажей.
Например, фильмы «Операция Арго» и «Дж. Эдгар», которые были по достоинству оценены критиками и зрителями практически во всех крупных кинопрокатных странах. Об успехе «Операции Арго» красноречиво говорят три «Оскара» вместе со статуэткой «за лучший фильм», а также целый ряд других престижных наград. О популярности «Дж. Эдгара» огромный, как для политического байопика, бокс-офис. Ключевые роли в первом исполнили Бен Афлек и Джон Гудман, а во втором Леонардо ДиКаприо, Джуди Денч, Наоми Уоттс и многие другие звёзды Голливуда. И это далеко не все достоинства картин. Но раздутое самомнение отечественных прокатчиков позволило им закрыть глаза на все эти аргументы.
Очевидно, дистрибьюторы заблокировали выход этим фильмам на широкие экраны из-за того, что их сюжет завязан на политической тематике. А это лишний раз доказывает, что кинотеатры в нашей стране ориентированы главным образом на подростков, которые априори не интересуются политикой. Но неужели прокатчики не верят в то, что за политическим контекстом украинский зритель способен рассмотреть высокий художественный уровень фильма?..
О других фильмах, которые, увы, не попали в украинский прокат, читайте во второй части.