Баба Галя вот так называют милую улыбчивую старушку на трассе Киев-Одесса. Проезжающие мимо машины не упускают возможности купить у нее домашние арбузы и дыни (сладкие, как мед, и без консервантов, по ее же словам). Бабе Гале уже 89 лет... Но возраст не препятствие для женщины. Она выращивает овощи, фрукты не только для семьи, но и для продажи.
Себя баба Галя скромно называет бизнесвумен и гордится тем, что в семье больше всех зарабатывает она: «Кто же, как не я! Вся родня на мне. Дети, внуки всем помогаю. Молодежь ленивая, работать не хочет. А я хочу работать, поэтому и зарабатываю!»
Бабушек с таким энтузиазмом хватает и в переходах киевского метрополитена. Ранним утром, поздней ночью они есть всегда! Глаз радуется: как же проворно бабушки торгуют семечками, петрушкой, яблоками, яйцами и...сигаретами (поштучно и никак иначе). А на вопрос: «Почему нашли себя именно в этом на старости лет?», отвечают: «А мы больше не пригодны стране. Куда идти? Заводов нет...»
Пенсионерам в нашей стране живется не сладко. Государство выплачивает пенсию, которую едва ли хватает на то, чтобы сводить концы с концами. А поиски работы, как правило, ни к чему не приводят. Вот и остается нашим бабушкам заниматься тем, к чему душа лежит.
Возраст не помеха
Заводы есть. Но пенсионерам там не рады. Нынешнему работодателю подавай свежую кровь, с перспективой на «светлое будущее». Да что там говорить, гибкие лианообразные руки безработицы не щадят даже молодежь, куда уж в бой рваться тем, кому уже «за»? Вот так думает большинство, как говорится, и млад и стар...
«А вот у них там не так!», разводят руки наши пенсионеры. И оказываются правы. У «них там», действительно, не так. В одной лишь Германии 60% людей в возрасте
Проведем аналогию с Германией одной из самых развитых и экономически богатых стран Западной Европы. В последнее время в СМИ все чаще говорят о том, что здесь с каждым годом растет количество работающих пожилых людей. А государство лишь активно их поддерживает в этом.
Ведущий научный сотрудник Института демографии и социальных исследований имени М.В. Птухи НАН Украины Лидия Григорьевна Ткаченко объясняет это так: «У нас наиболее низкий пенсионный возраст и, кроме того, множество досрочных пенсий. Хотя, после выхода на пенсию можно продолжать работать, получая одновременно пенсию и зарплату. Многие пенсионеры работают, поэтому говорить про их полную невостребованность в экономике нельзя. Что касается участия в общественной жизни, все зависит, прежде всего, от конкретного человека, личной активности и отношения к жизни вообще».
А то, что в европейских странах работодатели смело идут навстречу тем, кому за 60, исследователь аргументирует тем, что в странах Запада пенсионный возраст гораздо выше, чем в Украине: «Например, в Германии пенсионный возраст 65 лет (вскоре будет повышен до 67 лет). И это совсем не преклонный возраст, общая продолжительность жизни людей, доживающих до 65 лет, у мужчин составляет 83 года, у женщин 86 лет.
В некоторых странах Европы уровень занятости людей в возрасте
В целом по ЕС в течение
В отличие от большинства стран Европы, в Украине этот показатель не демонстрирует тенденции к росту и стабильно составляет около 40%, а если исключить занятость в личном селянском хозяйстве не более 30%».
Хорошо, где нас нет
Пенсионная реформа прошлого года вызвала немало противоречивых домыслов и недоразумений. Хотя государство, казалось бы, ничего худого и не предполагало, мол: дорогие пенсионеры, раз хотите работать, так мы вам пойдем навстречу! Дадим возможность трудиться еще 5 лет. Но возникает вопрос: а готовы ли работодатели с такими же распростертыми объятиями встречать и желательно долго не провожать наших пенсионеров?
Например, немецкие фирмы больше ценят пожилых сотрудников. Ведь эпоха досрочных пенсий в Германии подходит к концу, а старение и сокращение населения заставляют компании уделять повышенное внимание пожизненному обучению персонала и профориентации тех, кому уже за 45.
К примеру, в государственной железнодорожной компании Deutsche Bahn в настоящее время трудятся свыше 190 тысяч человек. Почти половина из них старше 50 лет. Это означает, что уже в обозримом будущем предприятие столкнется с массовым выходом своих работников на пенсию. В такой ситуации одной из ключевых задач компании в области кадровой политики становится целенаправленная работа с костяком опытных сотрудников. Кадровики сходятся на том, что работники должны как можно дольше сохранять не только свою физическую работоспособность, но и профессиональную квалификацию.
Железнодорожный гигант далеко не единственная крупная немецкая компания, готовая активно заниматься повышением квалификации работников старшего возраста. Как выяснилось, в Германии немало предприятий весьма высокого мнения о своих работниках старшего возраста и об их производительности труда. Так, лишь 8% опрошенных кадровиков согласились с утверждением, что такие сотрудники работают с меньшим желанием и, соответственно, менее эффективно.
Пожизненное обучение стало частью корпоративной культуры в Германии. Автостроительная компания Daimler, на которую в Германии работают почти 170 тысяч человек, делает ставку и на оздоровительные мероприятия, и на эргономику рабочего места, и на пожизненное обучение. Еще с 2008 года они занимаются переквалификацией работников старшего возраста, занятых непосредственно на сборке автомобилей. Им предлагают освоить специальность техника-смотрителя, что открывает новые профессиональные перспективы и одновременно снижает физическую нагрузку.
Как видим, пожилые люди в Германии без дела не сидят. Их поддерживает как государство, так и частные работодатели. Поэтому и не стоит удивляться, почему их жизнь ярче и активнее. Средств хватает и на жизнь, и на досуг. Анна Сергеевна часто бывает в Германии. Она одна из немногих работающих пенсионеров нашей страны, которая может себе позволить путешествия. О жизни немецких пенсинеров говорит мечтательно, но убедительно.
Анна Сергеевна Верхогляд фармацевт в компании «Лакифарм», пенсионер: «Я несколько раз была в Германии и была впечатлена тем, какой же активный образ жизни ведут там люди преклонного возраста! Они очень живые, жизнерадостные. Позволяют себе то, что у нас в стране было бы роскошью. Много путешествуют, активно отдыхают, посещают разные мероприятия, начиная с премьер кинофильмов, заканчивая дискотеками для пожилых. Им хватает средств для этого всего. Поэтому и восприятие жизни у них не такое, как у наших пенсионеров. Я же не представляю, как бы сводила концы с концами с моей пенсией, если бы не работала. Что уж говорить о путешествиях!»
У ее же коллеги из Украины Наталии Ивановны дела обстоят иначе. Женщине 69 лет. Она всю жизнь трудилась фармацевтом в одной компании. Но уже 6 лет как не работает. Говорит: попросили уйти. Живет скромно, охотно жалуется на жизнь.
Наталия Ивановна Кравчук пенсионер, 69 лет: «Я инвалид второй группы, получаю 1430 гривен. Как вы думаете, этого достаточно, чтобы не голодать и платить за коммунальные услуги?! А еще у меня есть внук. Как я могу обделить его подарком или же не купить чего-то вкусненького? Какая же я буду бабушка после этого?! Конечно, я бы хотела работать. Но кто меня возьмет в таком возрасте? Да что там говорить! Сейчас даже молодежь не может устроиться на работу, а вы тут про пенсионеров говорите! Никому мы не нужны. Только нашей смерти все и ждут! Но и место-то для упокоения души удовольствие не из дешевых!»
«Стареющие» страны тоже плачут
Как известно, Украина далеко не единственная страна, в которой происходит такое явление, как старение нации и сокращение рождаемости. Этим болеют почти все страны Западной Европы. Но там оперативнее предпринимаются меры на уровне государства. У нас же многое в перспективе.
Например, в Западной Европе университеты третьего возраста такое же распространенное явление, как и обычные вузы. В Украине же эти заведения существуют уже пять лет, но о них мало, кто знает. Зачастую пожилые люди не находят в своей стране способов продлить социальную и физическую жизнь, и Украина превращается в одно из наиболее стремительно вымирающих государств. Ее население сокращается на 200 тыс. человек в год.
Эксперты сходятся на том, что страну необходимо адаптировать к такому числу пожилых людей, и пенсионная реформа уже делает первые шаги к этому. По мнению исследователей, стоит учитывать следующее: границы пенсионного возраста должны определяться на основе демографических показателей, поскольку они наиболее объективны и прогнозируемы; демографическая ситуация в Украине не только позволяет, но и требует повышения пенсионного возраста.
Куда пойти, куда податься?
Какая же средняя пенсия у нас в стране? Лидия Ткаченко называет такие цифры: «В Украине сейчас (с 1 апреля по 30 сентября) минимальная пенсия составляет 764 грн., с 1 октября будет 784. Средняя пенсия на 1 июля 1421,6 грн., для сравнения средняя заработная плата в июле была 3151 грн., то есть пенсия составляет 45,1% размера зарплаты (соотношение этих показателей называется коэффициентом замещения). Учитывая, что на одного плательщика взносов приходится один пенсионер, с точки зрения нагрузки на публичные финансы это много. Следует также учесть, что с пенсии не нужно платить никаких налогов либо сборов, и есть различные льготы для подавляющего большинства пенсионеров (бесплатный проезд в транспорте, субсидии, льготы на оплату жилья и т.п.)».
С такой пенсией не будешь, как у Бога за пазухой, поэтому наши пенсионеры всегда в активных поисках работы. Несмотря на трудности и преграды, они все же её находят. Например, по данным Государственной службы статистики Украины, число занятых в возрасте старше трудоспособного составляет 1,8 млн. чел. Чаще всего они работают в низкооплачиваемых отраслях социальной сферы образование, здравоохранение, культура, а также в перерабатывающей промышленности. При этом Государственная служба занятости лишь помогает находить работу, материальная помощь по законодательству пенсионерам не предусмотрена.
Анна Манасерян, юрист, магистр КНЭУ им. Вадима Гетьмана: «Государственная служба занятости не ставит на учет пенсионеров. Поскольку в соответствии с Законом Украины О занятости населения, лица, которые достигли установленного законом пенсионного возраста, а также имеющие право на пенсию на льготных условиях или за выслугу лет, не могут быть признаны безработными. Согласно Постановлению КМУ Об утверждении порядка регистрации, перерегистрации и ведения учета граждан, которые ищут работу, и безработных граждане, зарегистрированные как ищущие работу и безработные, снимаются с учета в связи с назначением пенсии по возрасту, в том числе на льготных условиях или пенсии за выслугу лет».
...Баба Галя нашла себя в выращивании овощей и бахчевых, киевские «бабушки подземелья» в поштучной продаже сигарет. Для них нет безвыходных ситуаций. Надеются ли они на государство? Увы, нет, только на себя. Собирается ли государство перенять опыт той же Германии? Вопрос остается открытым для украинских избирателей.