До сих пор правительству Януковича Азарова реформы, мягко говоря, не удавались. К примеру, реформа налогообложения, реализовавшаяся путем принятия Налогового Кодекса, привела лишь к ухудшению условий ведения бизнеса и понижению позиций страны в рейтингах экономической свободы и конкурентоспособности.
А реформы отдельных отраслей к их концентрации в руках отдельных олигархов (так, титановая отрасль «досталась» Фирташу, а реформы в энергетике привели к переходу ряда предприятий под контроль Ахметова). Ни к каким заметным результатам не привела пока реформа ЖКХ. Теперь же политики и чиновники взялись еще за один лакомый кусок государственного пирога грузовые перевозки, осуществляемые «Укрзализныцей» (УЗ). Лакомство обосновано, прежде всего, годовым доходом около 38 млрд. грн. и практически монопольным положением на рынке грузовых ЖД-перевозок нашей транзитной страны.
Перемен, мы ЖДем перемен!
Необходимость реформы, прежде всего, обусловлена незавидной судьбой украинских вагонов в странах ближнего зарубежья. Образно говоря, над попавшими, к примеру, на территорию Российской Федерации грузовыми вагонами, УЗ теряет всякий контроль. Ведь в соответствии с Соглашением о совместном использовании вагонов инвентарного парка, принятом странами СНГ и Балтии еще в 1993 году, «национальные» вагоны, пребывая на территории подписавших соглашение стран, используются «соседскими» железными дорогами практически без ограничений. При этом сами соседи давно вывели свои грузовые вагоны с баланса своих «железок» в пользу подконтрольных им операторов. Как результат, в
С 1 января 2012 года ситуация коренным образом изменилась. Вагонный парк УЗ переведен на баланс пяти подконтрольных ей предприятий: ДП «ДВРЗ», ДП «Укрспецвагон», ДП УДЦЗРП «Укррефтранс», ДП УДЦТС «Лиски» и ДП «СВРЗ». А для оптимизации использования грузовых перевозок создан «Украинский транспортный логистический центр», основная функция которого учет использования вагонного парка. Результат, казалось бы, налицо находящиеся на балансах указанных предприятий грузовые вагоны теперь не могут бесконтрольно использоваться в странах СНГ и Балтии.
Сама же «Укрзализныця» сменит свой статус Государственной администрации железных дорог на акционерное общество, 100% акций которого принадлежит государству. Равно как и балансодержателей вагонного парка. Всячески подчеркивается, что все стратегическое имущество предприятий, в т. ч. и грузовые вагоны, приватизации не подлежат.
Возможности для крутого виража
Казалось бы, все логично и даже не слишком радикально. Однако на поверхность начинают всплывать интересные и непрописанные в законодательстве факты. Так, в СМИ появилась информация о том, что практически монопольными агентами УЗ по грузоперевозкам стали доселе никому не известные общества с ограниченной ответственностью: «Рейл Карго Транс», «Юниверсал Карго Транс», «Юнион Ком Транс», «Юнион Транс Сервис», «Карготранс» и «Транс Систем Лоджистик». Всем остальным логистическим компаниям предлагается заключать договоры уже с ними, при этом первые теряют статус логистической компании, переходя в разряд клиентов. Однако продолжают нести ответственность перед заказчиком за сроки перевозки, подачу вагонов и т.д.
Обращает на себя внимание и тот факт, что директорами двух компаний, распоряжающихся грузовыми вагонами, назначены люди, тесно связанные с владельцем группы СКМ Ринатом Ахметовым. Сергей Сонин до назначения гендиректором ДП «ДВРЗ» руководил подконтрольным Ахметову ООО «Укртрансмаш». А Геннадий Бурцев пребывал у руля «Керченского стрелочного завода» и «Межрегионального промышленного союза», также входящих в бизнес-империю Рината Леонидовича.
Интерес Ахметова к ЖД-грузоперевозкам известен давно. Так, по данным СМИ, он владеет 20% ООО «Лемтранс» крупнейшей в Украине частной транспортно-логистической компании. «Лемтранс» в свое время «прославился» тем, что на его баланс странным образом попали более 10 тыс. «не подлежащих приватизации» вагонов. Которые до этого были собственностью УЗ. Заинтересованным в контроле над грузоперевозками лицом Ахметов является и с точки зрения специфики своего основного бизнеса металлургического и сырьевого. И потому, если не создавать транспортную монополию, то хотя бы держать под контролем отрасль и не зависеть от вагонно-транспортных проблем, ему было бы крайне интересно.
С точки зрения анализа рисков реформы, показателен российский опыт реформирования грузовых ЖД-перевозок. Особенно учитывая тот факт, что наши реформы часто идут в фарватере аналогичных российских. Так вот, по мнению президента РФ Медведева, реформа Российских железных дорог не только не оправдала надежд, но и создала дополнительные проблемы. А участники конференции «Грузоперевозки для малого среднего и крупного бизнеса: решение проблем» считают, что данная реформа привела Россию к транспортному коллапсу. Окажутся ли наши чиновники в большей степени профессионалами, чем их российские коллеги? Хотелось бы...
To be continued...
Итак, реформа стартовала, ее действия (шаги) кажутся логичными и назревшими достаточно давно. В то же время на рынке посредничества в ЖД-перевозках наблюдаются непонятные, непрописанные ни в одном из законов и подзаконных актах инсинуации. Причем есть все основания полагать, что их цель передать под контроль непонятным (пока) коммерческим структурам контроль над экспедиторской деятельностью на железных дорогах Украины.
Хватит ли политической воли у руководства страны сделать реформу полезной для общества, а не для тесной группы из шести ООО с не самой прозрачной историей? Учитывая особенности принятия решений в Украине, ответ на вопрос может быть, скорее негативным.
Хотя с другой-то стороны: что мешает ООО «Рейл Карго Транс», «Юниверсал Карго Транс», «Юнион Ком Транс», «Юнион Транс Сервис», «Карготранс» и «Транс Систем Лоджистик» раскрыть структуру их собственности, а УЗ публично объяснить причины, по которым именно эти предприятия стали агентами железнодорожного монополиста? Тогда и досужие домыслы, и журналистские предположения и просто сомнения отпадут сами собой.
P.S. Информация, приведенная в данной статье, была официально опровергнута пресс-службой СКМ.