Отложите статью о причинах мирового финансового кризиса. Не читайте о том, что скоро человечество начнет страдать из-за нехватки продуктов питания. Признайте, что в этот момент вашу голову первым делом посещают самые низменные эгоистические мысли («гм, отлично, что я не уволился, хотя мой шеф г...но»).
Известные и неизвестные психологи в один голос утверждают, что нас интересуют только две категории новостей: ужасные новости о примелькавшихся лицах и собственно ужасные новости. С первыми все ясно высоко взлетают, скоро с треском рухнут вниз. Новости о вторых подбадривают, не вызывая искреннего сострадания. Всегда приятно осознавать, что кому-то еще хуже. ...Рецензии на свежий фильм по мотивам пелевинской книги «Generation П» не вписываются ни там, ни сям. Пелевин модный писатель, но титул «самого влиятельного интеллектуала России-2009» навевает широкой публике почтительное уважение и зевоту. И потом, ведь книгу опубликовали в
Чтобы отмести все сомнения в необходимости покупки билетов, рекламный плакат фильма рассчитан на самых юных, но уже получающих свои стипендии и финансовую помощь «извне». Все оформлено броско, бескомпромиссно красно-черно, в че-гевара-стилистике. Пелевин большими буквами, а за ними явственно толпятся суровые «критики», «которые в один голос...», «о его книгах, которые снискали широкое...» и «отразили взгляды поколения...». И вставьте куда-нибудь загадочный «интеллектуальный шарм...». И тогда парни и девчонки откладывают в сторонку свои айподы, запасаются пивом и отправляются «интеллектуально тусить» в кинотеатр. В фильме есть все, что нужно: сюжет и действие, много деревянного юмора и очень много мата. Но и «умняка» завались. Символы, легенды, переклички с зороастрийской и шумерской мифологией, вавилонская башня не дадут скучать, равно как и сам главный герой с непривычным именем Вавилен Татарский и непривычной для
Парни и девчонки, соблазненные афишей и именем Пелевина, идут на ржачное развлечение, но выходят из кинотеатров одуревшими. Что это? Содержательные претензии на российскую версию «Матрицы»? Но подробности телевизионного и прочего манипулирования в фильме слишком очевидны и пыльно декоративны, чтобы считать их настоящей основой хорошего фильма. В то же время, анекдот о жизненных перипетиях Вавилена то и дело спотыкается о рассуждаловки, а это мешает пить пиво и получать полное удовольствие от просмотра смешного фильма в обнимку с девчонкой. В чем тут дело? Вроде, не такой дурак Пелевин, чтобы впихивать в книгу кучу ненужных символов и подробностей. Ведь была же какая-то идея, на которую все это должно работать? Но мозг не включается, а при попытке насильного осмысления зависает. И остается ощущение недопонятости, недосказанности.
А дело в том, что смеяться над фильмом Generation П все равно, что смеяться над землетрясением в Японии или голодающими в Африке, думая, что до нас не докатится. Докатится, и кое-что похуже. Уже, в общем-то, докатилось. Мы тонем. Тонем уже очень давно, и именно об этом книга и фильм Generation П., которые вряд ли устарели за прошедшие 12 лет. Более того, год выхода экранизации очень символичен.
Экономический кризис только сорвал покрывала относительной стабильности и благополучия, обнажив главную проблему: безверие. Именно сейчас мы переживаем очередную переоценку ценностей, в очередной раз осознав, что жили не в настоящем, а параллельном мире. Нам не повезло мы живем в условиях мирового финансового кризиса. Нам повезло, ведь финансовый кризис это возможность создания новых социальных идей, поскольку старые больше не работают. Такой идеей отчасти был СССР, но он развалился, что символизирует в фильме вавилонская башня. Тоска Пелевина по прошлому не идеологическая, а рациональная. Был взгляд в перспективу и какая-то система ценностей. Теперь в будущее глядеть не хочется, потому что слишком уж пугающее это занятие. А в настоящее противно. «Само пространство, куда были направлены эти прежние взгляды (взгляд ведь всегда куда-то направлен), стало сворачиваться и исчезать, пока от него не осталось только микроскопическое пятнышко на ветровом стекле ума». Теперь все гораздо хуже, говорит Пелевин, который ностальгирует по СССР не больше, чем Робинзон, выброшенный в открытый океан, тоскует по опаленному солнцем необитаемому острову хоть какая-то опора. «Татарский часто представлял себе Германию сорок шестого года, где доктор Геббельс истерически орет по радио о пропасти, в которую фашизм увлек нацию, бывший комендант Освенцима возглавляет комиссию по отлову нацистских преступников, генералы СС просто и доходчиво говорят о либеральных ценностях, а возглавляет всю лавочку прозревший, наконец, гауляйтер Восточной Пруссии. Татарский, конечно, ненавидел советскую власть в большинстве ее проявлений, но все же ему было непонятно стоило ли менять империю зла на банановую республику зла, которая импортирует бананы из Финляндии».
Теперь опоры нет ни у кого. Только желание все время прятаться от жизни и благополучно топить себя в новых условностях и символах, не успев толком вырваться из прежних. Этим и занимаются все время герои фильма, каждый по-своему. Прячутся за образами. Почему мы так жили? Боялись самих себя, предпочитая верить во что-то, созданное не нами. В богиню Иштар или мифы и образы героев советской эпохи. Почему мы так живем? Боимся самих себя, предпочитая верить во что-то, созданное не нами. В бренды и тренды, социальные сети и современных идолов вроде Ренаты Литвиновой, которая эпизодически появляется в фильме в непропорционально рената-мифу маленькой роли как будто именно с иллюстративной целью. Наша жизнь напичкана символами не меньше, чем в эпоху СССР. Просто теперь их стало больше, и стоят они дороже. Я потребляю, значит, я существую. Идолы все еще нужны мы так устроены, что испытываем в них потребность и не можем освободиться. Чтобы почувствовать себя живыми, нам нужна власть, нужно стать земными мужьями богини Иштар, обладать особыми вспомогательными символами и знаками, которые кем-то придумываются и всегда неправильно трактуются. Так даже удобнее. Главный герой тоже обзаводится ими. Вавилен верит в смятую пачку от сигарет «Парламент», значок с Че Геварой и еще что-то. Его приятель верит в силу грибов-мухоморов. Его работодатели в силу манипуляций и созданные ими образы. Дошло до того, что герой Михаила Ефремова верит не в себя самого, а в свое
Эта вечная погоня за искусственно созданными образами приводит к искусственному стилю всей жизни, который просто надевается по утрам, как костюм. Мы ищем правды о себе где угодно, только не в себе самих. Поэтому герою Пелевина рассказывают легенду о Семурге: Была такая поэма у аль-Газзави. «Парламент птиц». Это о том, как тридцать птиц полетели искать птицу по имени Семург короля всех птиц и великого мастера. А зачем они полетели искать короля, если у них был парламент? Это ты у них спроси. И потом, Семург был не просто королем, а еще и источником великого знания. А о парламенте так не скажешь. И чем все кончилось? спросил Татарский. Когда они прошли тридцать испытаний, они узнали, что слово «Семург» означает «тридцать птиц». От кого? Им это сказал божественный голос. Кто такие эти люди, выбравшие пепси? «Поколение П» имеет отношение не только к
...И немногие, как Вавилен, в итоге осознают, что для них высшим счастьем было бы стать каким-нибудь персонажем из рекламы пива, который просто шагает вперед по своей дороге жизни. Захочет, отдохнет, захочет, идет дальше. Чтобы быть по-настоящему счастливым, не нужны ни символы, ни идолы.