Недавно обнародованные документы Ватикана раскрывают давнюю тайну: когда началась война, Пий XII использовал нацистского принца для переговоров с Адольфом Гитлером.
В августе 1939 года, когда Адольф Гитлер завершал разработку планов вторжения в Польшу, он также вел переговоры с папой Пием XII, настолько деликатные, что о них не знал даже посол Германии при Святом Престоле. Существование этих переговоров было секретом, который Ватикан стремился сохранить еще долгое время после смерти Пия XII. В 12-томном сборнике документов Святого Престола о Второй мировой войне, завершенном в 1981 году, который на сегодняшний день представляет собой официальный отчет о деятельности Ватикана в этот период, нет никаких упоминаний о переговорах. Данные о них стали известны только сейчас, когда в Ватикане открылись архивы Пия XII.
Примечательно, что в 2000-м году Папа Иоанн Павел II «готовился беатифицировать Пия XII».
В 2019 году Папа Франциск санкционировал открытие архивов Пия XII, которые стали доступны ученым в 2020 году. За прошедшие с тех пор два года ни одна новая находка не была столь драматичной, как открытие того, что вскоре после того, как он стал папой, Пий XII вошел в в тайные переговоры с Гитлером...
В качестве своего тайного посредника с папой Гитлер выбрал 36-летнего принца Филиппа фон Гессена, зятя итальянского короля Виктора Эммануила III. Немногие немецкие аристократы имели более блестящую родословную, чем фон Гессен, чьим дедом был германский император Фридрих III, а прабабушкой была британская королева Виктория. Он был одним из первых членов СА, штурмовых отрядов нацистской партии, и носил форму коричневых рубашек...
Папа впервые встретился с посланником Гитлера 11 мая 1939 года. Чтобы обеспечить секретность, папа предпринял весьма необычный шаг, проведя встречу в квартире кардинала Луиджи Мальоне, своего государственного секретаря.
На этой первой встрече... он сказал принцу, что очень хочет прийти к соглашению с Гитлером и готов пойти на компромисс, насколько позволит его совесть... Я уверен, что если мир между Церковью и государством будет восстановлен, все будут довольны. Немецкий народ един в любви к Отечеству. Когда у нас будет мир, католики будут лояльны больше, чем кто-либо другой"".
После этого фон Гессен отправился в Германию, а через три недели Папа Римский получил ответ: «Фюрер, — начиналось сообщение, — «был очень доволен секретной беседой принца с Его Святейшеством вечером 11 мая 1939 года...»
Одна из последующих встреч фон Гессена с Папой состоялась за неделю до вторжения Гитлера в Польшу. Как отмечается в документах, фон Гессен передал Папе слова Гитлера, в которых указывалось, что было бы хорошо, если бы Папа Римский продолжал политику молчания в отношении «расовых вопросов» — т.е. политики Гитлера по истреблению евреев.
В ответ папа сначала выразил Гитлеру благодарность за теплое приветствие. Он тоже, по его словам, хотел бы, чтобы церковь достигла почетного соглашения, которое обеспечило бы религиозный мир в рейхе. Что касается опасений Гитлера по поводу политической активности немецкого духовенства, то здесь не должно быть оснований для беспокойства, поскольку у церкви не было причин заниматься партийной политикой. В беседах с фон Гессеном папа ни разу не выразил обеспокоенности антиеврейской кампанией нацистов.
Следующая встреча состоялась 24 октября 1939 года. После того как жестокое завоевание Польши было завершено, Гитлер дал понять папе, что готов возобновить тайные переговоры. Квазистенограмма разговора на немецком языке между папой и Филиппом фон Гессеном ясно показывает, что даже после вторжения и начала большой войны папа стремился достичь взаимопонимания с Гитлером.
По материалам иностранных СМИ