Юрий Ехануров: "...у нас будут большие проблемы осенью. ...нужно будет пересматривать бюджет и сокращать расходы"
Юрий Ехануров – любопытный персонаж украинской политики. Бурят по происхождению, украинец по жизни, ни на кого не обижается. Готов встречаться с Кучмой, служить Ющенко и отвечать на ночные звонки Тимошенко. Ехануров представляет власть Ющенко в регионе Кучмы. Кроме того, это регион Пинчука, Тимошенко, Лазаренко и группы "Приват". Также крупные бизнес–интересы там у Ахметова и "Индустриального союза Донбасса". Концентрация капиталов и политиков в Днепропетровской области такая же, как на Донбассе. Поэтому говорить с губернатором Юрием Ехануровым интересно. О партии и двухметровых портретах Ющенко Юрий Иванович, когда Ющенко приехал в Днепропетровскую область представлять вас на пост губернатора, его встречал двухметровый портрет Ющенко… Не двухметровый, не надо! Я там проводил совещание. Я спросил, почему такого размера? Мне сказали, там такого размера висел портрет Кучмы. Народ долго думал и решил так: если мы повесим меньше, нас не поймут эти люди из Киева. А почему так получилось, что строительство партии Ющенко, человека новой формации, как он себя провозглашает, происходит точно такими же методами, как и происходило раньше? То есть сверху, с участием губернаторов на учредительной конференции – вы же там тоже были. Почему так? Я считаю, что партия строится правильно, то есть с точки зрения ороговика сверху вниз, а как иначе? Состоялся учредительный съезд, члены партии разъехались, и теперь они проводят областные конференции. Дальше проводятся городские и районные. С точки зрения организационной все делается правильно. Я против того, чтобы губернаторы возглавляли областные ячейки партии. По–моему, губернаторы возглавляющие областные структуры партии – связывание рук президенту. Я считаю, что губернатор, если он член партии, должен быть под контролем соответствующей политики партии, а не возглавлять ее. Это моя точка зрения. Была попытка там что–то сказать по этому поводу, но я сказал – нет. Поэтому партийную организацию у нас возглавил директор завода. Кстати, у вас нет последних данных по социологии в области? Как–то ситуация изменилась? Некоторые улучшения есть. Я могу сказать, что, конечно, Янукович в нашем регионе потерял. Я так думаю, сейчасу него уровень сейчас где–то 17–18%. А проголосовали за него 70% во втором туре. А Виктора Андреевича сейчас рейтинг 28% где–то. Вы понимаете, что это за область, чьи портреты висят, и что–то мы тоже кое–что делаем. Юрий Иванович, а Вам не стыдно, как представителю "Нашей Украины", которая заявляет о новых принципах и новой морали, вести себя точно так же, как и старая власть – совмещать посты? (беседа проходила до того, как парламент в четверг принял заявление Еханурова о лишении его депутатского мандата – УП). Не стыдно. Почему? Объясню. С председателя комитета (комитет по вопросам промышленной политики и предпринимательства) я подал в отставку. А что касается статуса народного депутата, то я не складываю полномочий сознательно. Я хочу этим привлечь внимание общественности. Это к тому, что завтра в каком–то районе одной из областей нашей любимой страны гражданин, который условно живет на Волыни или в Херсонской области, скажет, что его права нарушены, потому что глава областной администрации Ехануров в Днепропетровске подписал распоряжение о выделении средств на строительство водопровода до села такого–то… А оказывается, что этот глава администрации неправильно назначен, поскольку нет постановления Кабинета министров о его назначении! То есть, Вы боитесь, что если Вы нелегально назначены, то можете потерять должность? Я не боюсь, меня это мало волнует. Я говорю от имени всех глав облгосадминистраций, чтобы сделали одну бумажку – написали постановление Кабинета министров о том, что все они назначены правильно или дали разъяснение министерства юстиции. Юрий Иванович, а Вы обращали внимание, что все депутаты–совместители от "Нашей Украины" придумывают совершенно разные, извините за выражение, "отмазки"? Вам не кажется, что Вы ничем не отличаетесь? Я написал заявление! Оно лежит у меня. И как только будет соблюдена процедура моего назначения в область, я немедленно его подам… А помните ситуацию – время летних перестановок в штабе Ющенко после прихода Тимошенко. Тогда же произошла ротация в команде Бессмертного, к которой вы относились. Ее отодвинули от реального руководства кампанией, и пришел Зинченко… Какие у вас тогда были чувства? Обида была? Я профессионал, какие обиды? Я помню, когда это случилось, я поехал себе в Донецк, или куда–то там. Я пошел себе работать. Фактически должности, которые там были, они условные... …На Майдане наша команда дежурила каждую ночь, с двух до пяти. Какие должности? Это не имело значения. Я уже это прошел. Я родился в глухой сибирской деревне, поселок Белькачи Учурского района Якутской области, приехал сюда с зеленым чемоданчиком, который мне дала тетка. Я его чем–то там наполнил и приехал. Поселился в общежитии на улице Мельникова. У меня интересная была жизнь и сейчас такая интересная работа. Я никогда не работал губернатором, знаете, насколько это реальный сектор работы, это очень интересная работа. Я не доволен многими вещами, но я не молчу, я работаю. Кучма сейчас по областям ездит… Если он в Днепропетровскую приедет, Вы будете с ним встречаться? Если приедет в Днепропетровскую, то, конечно, встречусь. Это человек, который приедет на свою родину, туда, где он работал. И если он попросит о встрече, то, наверное, я встречусь с ним. Ну а мое отношение – это другое. Другие вашего мнения не разделяют. Это часть нашей истории, это президент нашей страны. Мне может что–то нравиться или не нравиться. У меня, например, все время дискуссии с Кравчуком. Я считаю, что он бездарно сдал ядерное оружие. А какое у Вас отношение? Мне трудно что–либо сказать сегодня, потому что очень много вопросов не решены. Для меня это будет тоже определяющий вопрос. Но слишком много у нас в стране сегодня обвинений в разные стороны, нет решений нигде... А почему в 2001 году Вы ушли из администрации Кучмы? Чтобы готовиться к выборам? Зашел Виктор Андреевич и сказал "Пора идти в штаб работать". В это время во власти был как раз небольшой конфликт по кадровому вопросу. А я отвечал за кадры и ушел к Виктору Андреевичу. А с кем? Ну, был конфликт в администрации. Я не был согласен с назначениями некоторых товарищей. Потому что посмотрел, что положено по закону, и начал возникать... На уровне "центральних органів виконавчої влади". И это не имело отношения к Кабинету министров. Это имело отношение к высоким должностям. А какие последние новости по "Озерке"? Вы уже разобрались в ситуации? Каким было бы, как Вы считаете, самое справедливое решение? На "Озерке" надо было выяснить, справедливо или не справедливо была проведена приватизация. Поскольку приватизация делалась в октябре месяце, то естественно, были вопросы. Насколько мне известно, под большим давлением региональные отделения ФГИ в течение суток продало этот объект Курочкину. Потом Генпрокуратура в феврале месяце возбудила дело по этому поводу – о несправедливой продаже. ФГИ рассмотрел вопросы, я постоянном держал связь с госпожой Семенюк. Я благодарен ФГИ, что они сработали как профессионалы. И было вынесено решение о том, что ФГИ отменяет свое решение о приватизации. Таким образом, эта часть вопроса отпала. ФГИ вынес решение, что в связи с возвратом в государственную собственность, областная госадминистрация должна дать предложение по кандидатуре руководителя от имени государства на этот рынок. Такое предложение я подписал и направил в ФГИ. Я надеюсь, что будет соответственный приказ по ФГИ, и новые руководители начнут работать. Надо отдать прежнему владельцу рынка 50 млн грн. Я так понимаю, что у ФГИ этих денег нет, поскольку они за 5 месяцев 1,3 млрд пока перечислили в бюджет. Очевидно, что через некоторое время будет объявлен новый конкурс. Почему возник этот конфликт? Потому что кое–кому в области показалось, что плохо лежит. И почему не воспользоваться, пока государство разбирается, правильно приватизировано или нет, решили помародерничать немножко. Одно из предприятий, которому, по документам, что я видел, принадлежит туалет на территории этого рынка, решило воспользоваться тем, что у нас суды участливые, понимают людей… 16 районных судов на территории Украины вошли в положение разных структур. И вынесено было 16 решений. Я этот список 16 судов огласил на совещании, которое проводил президент Украины. В принципе, это объект государственной собственности, который пойдет на приватизацию. Неформально мне говорили, что 100 млн гривен предлагали, чтобы участвовать в том конкурсе, который был в октябре. Но победила фирма, которая предложила 50 млн. Следовательно, 100 млн – это может быть стартовая цена для новой приватизации. А дальше кто больше даст. А Курочкин в городе появляется или нет? Какие–то легенды ходят о нем? Мне об этом не известно. По крайней мере, эта фирма заявила, что Курочкин не имеет никакого отношения к этому объекту. Все может быть, но мне об этом ничего не известно. А он сам заявлял, что стал собственником? Я говорю о заявлении представителей этой фирмы. Для меня есть фирма "Регионоптсервис", которая приобрела акции ОАО "Днепропетровский центральный рынок". О новой власти У Тимошенко в Днепропетровске есть какой–то бизнес? Мне об этом не известно. Она интересуется ситуацией в ее родной области? Естественно. Как регулярно? Мы с ней разговаривали по телефону несколько раз. Она общается часто с и.о. первого заместителя. "Приват" лоббирует…? Нет, она не лоббирует. Ее интересовали вопросы, когда была мясная эпопея. Чисто служебные вопросы. Звонила, поздравляла меня с Пасхой. Это человек в плане оперативного управления исключительный. Один раз позвонила в 22 часа, я уже собирался идти с работы… Как Ваше впечатление от работы нынешней власти? Вы ведь были первым вице–премьером и довольно резко высказались по поводу ста дней работы правительства. Наоборот, я сказал, что правительство работало нормально. Вместе с тем, есть три замечания. Вы высказали замечания, а все остальное СМИ как–то не заметили. Да. Кое–кто обиделся. В правительстве... А что бы вы сейчас сказали? Они исправляются немножко? В тот момент, когда было 100 дней, было совершенно очевидно ручное управление. Сейчас правительство делает вид, что они перешли на более либеральные методы… Вы так считаете? С точки зрения оперативного управления, я считаю, что вопросов нет. Надо принимать решение о приватизационных объектах. И я абсолютно не разделяю мнение о том, что нужны какие–то списки, какие–то дооценки и т.д. Думаю, что у нас будут большие проблемы осенью. И об этом надо говорить сегодня открыто. Это связано с повышением заработной платы, в бюджетном секторе по социальным выплатам и т.д. Очень серьезно, все без исключения отрасли, начнут "кашлять" уже в сентябре–октябре. Поэтому пока не чувствуется, чтобы шла какая–то серьезная работа по подготовке. Я думаю, что депутатам за первое полугодие нужно будет пересматривать бюджет и сокращать расходы и все сделать для того, чтобы мы могли осенью выплатить своевременно заработную плату. Хорошо, что исправлена ошибка по малому бизнесу. Думаю, что как–то успокоится эта часть нашего общества. В принципе, оперативное управление есть. И меня волнует проблема бюджета. Я боюсь бюджета 2006 года. Потому что предвыборный угар опять поведет к тому, что страна не будет развиваться, и мы опять будем все съедать. Вам не кажется, что это заложено уже сейчас? Я об этом и говорю. И это у меня как у экономиста вызывает опасения. Это можно допустить на какой–то небольшой отрезок времени, а если это сделать постоянной политикой правительства, то это будут проблемы, связанные с нашим экономическим наращиванием. Поэтому тут есть проблема. Нам надо понимать, что главное – это конъюнктура мировых цен. Одну такую вещь выскажу… надо нам всем внимательно проанализировать ситуацию, которая сложилась в стране, в целом, по проблемам иностранных инвестиций. Насколько я понимаю, то больше половины так называемых иностранных инвестиций приходит с известных островов. Следовательно, это нормальный украинский капитал. И не надо дурить народ и себя в первую очередь, что это есть иностранный капитал. Поэтому надо заканчивать все разговоры. Западные инвесторы этого не приемлют. Они хотят знать, как у нас с частной собственностью в стране. Мы будем этими разборками заниматься еще долго. А поскольку, как известно, выборы впереди, то, наверное, инвесторы подумают, что надо еще подождать. А для них подождать пару лет – это же не проблема. А для нас проблема. И вот этих четких, мощных сигналов о том, что мы закончили беситься внутри страны и начали работать нет. И эти споры между социализмом и либерализмом, которые у нас, к сожалению, не ведутся на теоретическом уровне, а все время на практическом, они приводят к тому, что реально инвестиции к нам сегодня не идут. То есть, мы теряем то, что наработал президент буквально за первый месяц своей работы. И чувствуется: все приходят, разговаривают с тобой и говорят: "Мы подождем", "Вы там разберитесь, а потом мы с вами будем работать". Поэтому я бы сказал так: мало черствого хлеба, много меда и патоки. А нынешний Кабмин профессиональнее того, в котором работали Вы? К сожалению, говорить о профессионализме Кабинета министров всех составов трудно. По простой причине, что очень много новых людей все время приходило. Я вспоминаю заместителя министра экономики, который с ужасом смотрит на новый состав правительства и говорит: "Ну опять полгода надо будет учить этих вице–премьеров". Это сложная ситуация. Но проходит полгода, уже люди начинают ориентироваться. О разном Вы были избраны в руководящие органы партии Ющенко. Вам не жалко оттуда выходить? Я хозяйственник. Я себя нормально чувствую. Я 24 года отработал в системе "ГлавКиевгорстроя". Я 10 лет отпахал на заводе "ЖБИ" – от мастера до директора. В 25 лет стал директором завода. Я директор. Это меня в последнее время сделали человеком на паркете. А я 10 лет был управляющим предприятия. Вот недавно праздновали 10 лет "Киевгорстроя". Это мой учитель – Поляченко. Омельченко был мой начальник все время. И вы должны понимать – мы из этой песочницы все вышли. А то, что у меня вежливые разговоры, это потому, что я уже много лет в университете. А вот сейчас в Днепропетровской области лексикон строительский как–то возвращается. В общем, нормально. Надо говорить о том, что будет делаться. Я так думаю, что у нас есть достаточно высокий уровень выполнения предвыборных обещаний. Особенно по социальным проблемам. Я думаю, что если все остальные будут исправно платить налоги, как сегодня это делает бизнес у нас в области, это есть высшая оценка власти, это высшее достижение всего того, за что мы боролись. И таким образом, они построились, они готовы платить, они успешные менеджеры, и искать кого–то другого – я думаю, это будет неправильно. Кого Вы можете назвать своими друзьями в этом правительстве? В этом правительстве – это все друзья, с которыми мы стояли вместе. Насколько легче работать с людьми, которые еще не забронзовели, с которыми вообще нет проблем. В течение сегодняшнего дня я, например, пообщался с Давидом Жванией. Это связано было с назначениями в области. То есть, это тот самый вопрос, когда ты не думаешь напряженно, как это излагать и т.д. Мы друг друга знаем. Нам нечего скрывать. То же самое Роман Бессмертный, Юра Павленко, Николай Полищук. Вот Томенко приезжал к нам с Шандрой вместе. Но с Шандрой мы работали вообще в комитете вместе, он был моим заместителем. Оксана Билозир приезжала ко мне, она была в Запорожье с визитом. И когда кто–то из них приезжает в область, просто как оттаивает сердце. Когда все время приходится быть в жестком таком режиме работы, и кто–то появляется из членов правительства, это приезжает не столько министр или чиновник, а приезжает товарищ. И это правда. Видите, я и сейчас оживился… Это люди, с которыми мы вместе думали, что–то предполагали. Не все так, как хочешь, получается. Но вот поругаешься, и дальше двигаешься. Вы бы назвали себя богатым, состоятельным человеком? Сколько вы задекларировали в этом году? У меня нет бизнеса. Я задекларировал… не помню сколько. Тем более, что и декларации никто не требовал. Я не помню. Ну, 100 тысяч есть? В прошлом году было... У меня есть те деньги, которые я когда–то выручил от продажи дачи. Я ее решил продать после того как в ФГИ опубликовали фотографию – вот, такие бурьяны растут на даче у Еханурова. Я тогда продал дачу и положил деньги в банк. И с того времени у меня есть деньги в банке. А так, это зарплата председателя комитета Верховной Рады плюс преподавание и несколько статей. Но ведь до этого Вы были руководителем высшего звена, то есть человеком достаточно состоятельным… Да, у меня есть квартира. Да, я целых 450 рублей получал. А что, по–вашему, надо сделать, чтобы министры и губернаторы с зарплатами 3 или 5 тысяч гривен не брали взятки? Я согласен с тем, что зарплаты чиновникам собираются пересматривать. Я думаю, что министр хотя бы 1000 долларов должен получать. Для начала. Почему я сразу поставил вопрос 1500 гривен – средняя зарплата на Днепропетровщине? Мы посчитали, сколько должен человек потратить на то, чтобы купить еду, одежду необходимую, и заплатить взнос за квартиру, если он ее взял в кредит на 20 лет. И мы посчитали, что это должно быть где–то около 1500 гривен. Эту цифру я себе поставил как одну из первых главных задач, которые я должен решить. В нашей области за прошлый месяц до 858 гривен уже средняя зарплата дошла, а до этого была 740. Мне пообещали на одном из крупных предприятий что они дадут 1800 среднюю зарплату. Криворожсталь уже выплатил за апрель 1501 гривну, и мы договаривались, что они будут поднимать дальше. Это значит, что уже сегодня мастер, начальник цеха получает 4,5 – 5 тысяч гривен. Потому что средняя зарплата 1500. Тогда, если начальник цеха на "Криворожстали" будет получать 5 тыс. гривен, министру можно будет дать 10 тысяч. Да, хорошая у вас область…. Какую задачу перед вами поставил президент? Когда пришел и сказал "Юра, я на тебя надеюсь". Что он сказал? Он мне сказал, что область должна работать на державу, и чтобы люди здесь почувствовали новое лицо власти. Чтобы они поняли, что власть бывает другой. И что клановая система должна быть разрушена. Люди должны поверить, что так можно сделать. На самом деле задач было много, и он мне сказал так: "Ты определись с конкретными программами, чтобы были такие программы, чтобы люди понимали, что действительно что–то новое есть". Я думал над этим долго. И принял решение такое: самая сложная проблема в области – вода. Поэтому "вода – людям" – это главная программа, по которой я уже сегодня начинаю отчитываться перед людьми. Вот сегодня выступал в облраде и сказал, сколько километров водопровода мы будем делать. В прошлом году построено было 17 км водопроводов по области. В этом году удалось собрать и сконцентрировать деньги для постройки 31,4 км. Это очень мало. Сейчас город Днепропетровск берет 30 млн евро у ЕБРР для восстановления нормального водоснабжения. Мы подтягивает еще силы. Все ресурсы, которые есть, в первую очередь пойдут на воду. Второй вопрос – жилье. Президент мне говорит: "Ты ж всю жизнь занимался строительством жилья. Ты посмотри, что там творится!". Я смотрю – 348 тысяч квадратных метров вводили жилья в прошлом году. А раньше область вводила миллион девятьсот. Когда я кинулся, я понял – все схвачено. Ни одного участка нет ни в самом городе Днепропетровске, на всех сидят люди, которые пользуясь разными какими–то методами, приобрели эти участки, и не строят ничего. Превратили это в бизнес, просто ведут торговлю участками. И я понимаю, что быстро там нельзя строить. Поэтому мы тут с этой разрешительной системой разберемся. Третья тема – это экология. В коллективных договорах должны буту прописываться очень серьезные требования к новым хозяевам. Еще одно направление – это еда. Главная проблема – мясо. Житель области в среднем потребляет мяса половину от нормы. Следовательно, надо решить вопрос поголовья. Вот сейчас, все делаем для фермеров, чтобы им было интересно это делать. И последнее. У нас в регионе будет самая благоприятная зона для бизнеса. Я знаю, как это сделать. Я 15 лет возглавляю Союз малых, средних и приватизированных предприятий, которому 14 числа исполняется 15 лет. Я просто считаю себя обязанным там сделать такие условия. И я эту власть, которая мне дана президентом, использую на всю катушку для того, чтобы малый бизнес, средний бизнес и крупный бизнес понимал, что если он платит налоги, у него не должно быть проблем с властью. О Днепропетровске Юрий Иванович! Расскажите, как вас приняли в Днепропетровской области? На кого Вы там можете опираться? Как с командой? Приняли нормально и даже можно сказать хорошо. Команду формируем, но процесс идёт туго. К сожалению, еще не полностью удалось сформировать команду заместителей. Область интересная, и естественно, что рекомендации по заместителям главы облгосадминистрации идут настоятельные. Именно поэтому первых заместителей я не могу согласовать с 27 апреля. Администрация президента не согласовывает? Нет, в секретариате президента мне сказали, что готовы согласовать, но Кабинет министров не подал туда документы. Я подал кандидатуры. В кабмине не объясняют почему, но не согласовывают. Может, у кандидата судимость есть какая–то… У человека, которого я подал на своего зама, судимости нет. Он занимал достаточно высокие посты. У него с этим все нормально, "родословная" хорошая. Расскажите, как живет обычный губернатор такой большой области? Какая у Вас зарплата? Зарплату я пока не получаю там, поскольку я еще народный депутат, и не могу получать зарплату в двух местах. Но там нормальная зарплата. Где–то за 3000 гривен. Да зарплата – это ерунда! Идут индивидуальные надбавки – я профессор… Настоящий профессор? Да, настоящий! (Смеется) Мне вручил Кремень диплом, когда я был в оппозиции! Я 17 лет преподаю в университете. Раньше было так – когда губернатор едет в область, ему сразу дают квартиру 100 с чем–то квадратных метров… Квартиры нет, я снимаю частную квартиру в центре города. Но я обратился официально в Кабинет министров, чтобы в соответствии с законодательством выделили средства на приобретение служебной квартиры. И как не странно, устный ответ положительный, но сейчас мы ждем решения. А пока я таким образом живу. То есть, ни дачи пока….? Какие дачи, о чем вы говорите? Режим работы следующий: я очень рано встаю. Ну, может не рано – в 5 утра. На работу прихожу на половину восьмого. А приезжаю с работы таким образом, чтобы в 10 вечера посмотреть СТБ, потому что ровно в 10 СТБ… Почему именно СТБ? Потому что в 10 вечера больше ничего нет. А потом в 11 я смотрю "Эру". И около 12 ложусь спать. Нормальная работа, очень ритмичная. Я люблю планировать жизнь и работу наперед. Как вы думаете, как там, в Днепропетровске, люди относятся к Лазаренко? Очень многие люди к нему относятся с большим уважением. Вообще в области любят волевых людей. Профессионалов и волевых людей. Я думаю, что часть людей относятся к нему с уважением, а другая часть боится его возвращения, потому что там есть вопросы управления собственностью, имуществом и т.д. У Януковича в школе есть класс Януковича, а у Тимошенко в школе что–то повесили? Мне об этом не известно. Считаю, что Днепропетровщина таким человеком может гордиться.

Тэги:

Комментарии

Выбор редакции
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
fraza.com
Все новости
Главное
Популярное
Из Тисы достали тело очередного уклониста в гидрокостюме
Из Тисы достали тело очередного уклониста в гидрокостюме
Из Тисы достали тело очередного уклониста в гидрокостюме
Из Тисы достали тело очередного уклониста в гидрокостюме
На оккупированной территории Донбасса подорвали автомобиль российского депутата
На оккупированной территории Донбасса подорвали автомобиль российского депутата
Мир юрского периода: Теория хаоса (2024): трейлер и дата выхода нового мультфильма
Мир юрского периода: Теория хаоса (2024): трейлер и дата выхода нового мультфильма
Эрик (2024): трейлер и дата выхода сериала про синего монстра
Эрик (2024): трейлер и дата выхода сериала про синего монстра
Гадкий Я 4 (2024): трейлер и дата выхода продолжения популярного мультфильма
Гадкий Я 4 (2024): трейлер и дата выхода продолжения популярного мультфильма
Уэнсдей 2: тизер продолжения популярного сериала
Уэнсдей 2: тизер продолжения популярного сериала
Взрывные котята (2024): трейлер и дата выхода нового мультсериала
Взрывные котята (2024): трейлер и дата выхода нового мультсериала
Украина получила первый тренажер истребителя F-16
Украина получила первый тренажер истребителя F-16
В Калужской области неизвестные дроны атаковали НПЗ, возник пожар
В Калужской области неизвестные дроны атаковали НПЗ, возник пожар
Дроны атаковали НПЗ в российском Башкортостане
Дроны атаковали НПЗ в российском Башкортостане
fraza.com

Опрос

Чего вы ждете от 2024 года?