Недавний соцопрос зафиксировал снижение рейтинга первых трех руководителей страны. За месяц отношение украинцев к президенту ухудшилось на 7%, к спикеру Верховной Рады — на 6%, к премьер-министру — на 7%.
Большинство экспертов едины в оценке произошедшего: закономерный результат ввиду отсутствия реальных положительных изменений. Есть много слов красивых и правильных, но не подкрепленных конкретными делами. А нередко сделанное просто идет вразрез со сказанным.
На четвертый день своего президентства Владимир Зеленский, выступая на ежегодном форуме интернет-деятелей iForum, заявил: «Мы должны инновационно меняться, потому что иначе у нашей страны нет шансов». В августе данный тезис нашел свое продолжение: «Моя цель — Украина, которая является всемирно известным брендом всего передового, синонимом инноваций и технологий». Но инновации и передовые технологии — это не только поголовная диджитализация вместе с «государством в смартфоне».
В том же выступлении на форуме президент подчеркнул, что, Украина мало денег тратит на альтернативную энергетику. Руководитель Кабмина Алексей Гончарук недавно также высказался четко и однозначно: «Нужно поддерживать развитие возобновляемой энергетики и сокращать энергорасходы».
Теперь посмотрим на дела. Член президентской команды, глава комитета Верховной Рады по вопросам энергетики и ЖКХ Андрей Герус выступил с инициативой урезать «зеленый» тариф. Тот самый тариф, по которому государство закупает электроэнергию, произведенную из возобновляемых источников энергии (ВИЭ), сохранение которого на неизменном уровне до 2030 г. гарантируется законодательством Украины и международными договорами, подписанными нашей страной.
Казалось бы, ничего страшного для обывателя — тариф, затрагивающий производителей электроэнергии, а не бытовых потребителей. Тем более что его хотят снизить, а не повысить. Но анонсированное Герусом предложение в случае его принятия окажет негативное влияние на одну из высокотехнологичных отраслей, которая в последние годы развивается в нашей стране хорошими темпами. В частности, за семь месяцев 2019 г. производство электроэнергии из ВИЭ выросло по сравнению с аналогичным периодом 2018 года почти в 2,1 раза и составило 2917,7 млн кВт. Это 3,2% в общем объеме произведенной электроэнергии (при прогнозных 2,8%).
Конечно же, в данном аспекте мы отстаем от европейских государств. Не будем брать признанных лидеров вроде Исландии, где доля возобновляемой энергии в общем энергобалансе составляет 72%, Швеции (55%) или Дании (36%). Посмотрим на этот показатель в странах Восточной Европы: Польша — 11%, Венгрия — 13%, Чехия — 15%, Болгария — 19%.
Активно развиваться «зеленая» энергетика начала в Украине относительно недавно — в 2015 г., когда были устранены «специальные условия» и установлен единый для всех механизм господдержки. А, например, первые стимулы для производителей электроэнергии из ВИЭ правительство Германии ввело еще в начале 1990-х годов. И вот, за первое полугодие 2019 г. в этой стране из энергии солнца, ветра, воды и из биомассы впервые произвели больше электроэнергии, чем на АЭС и на угольных ТЭС, — 47,3% против 43,4%. А к 2030 г. Германия планирует довести долю «зеленого» электричества в энергобалансе до 65%.
Достаточно неплохие перспективы, как оказалось, есть и у нас. В конце 2015 г. группа ученых из Стэнфордского университета под руководством М. Джейкобсона совместно с группой ученых из Калифорнийского университета под руководством М. Делукки представила результаты своего исследования. Созданная ими так называемая дорожная карта наглядно показывала, каким образом 139 стран мира могут к 2050 г. почти полностью удовлетворить свои энергетические потребности с помощью ВИЭ. В разработанном плане для нашей страны говорилось, что внедрение в Украине «зеленой» энергетики обеспечит создание порядка 500 тыс. новых рабочих мест и позволит сберечь более $280 млрд — ожидаемая сумма расходов украинского государства на здравоохранение за 35 лет.
Похоже, можно улыбнуться оптимизму американцев — если инициатива депутата Геруса о снижении «зеленого» тарифа пройдет, улыбка будет горькой. Наша страна не сможет достичь даже показателя использования ВИЭ в 25% от объемов общего первичного энергообеспечения к 2035 г., как предусмотрено энергостратегией «Безопасность, энергоэффективность, конкурентоспособность». Украинская «зеленая» энергетика окажется в таком положении, что ее нынешние успехи мы будем вспоминать с ностальгией.
Предлагаемое урезание «зеленых» тарифов является попыткой добиться очередной преференции для бизнеса миллиардера Игоря Коломойского. Как и недавняя отмена запрета на поставки электроэнергии из России, инициированная все тем же депутатом Герусом. Два ферросплавных завода и два ГОКа Коломойского давно нуждаются в модернизации, способной снизить непомерно высокие энергозатраты данных предприятий. Однако делать этого олигарх не собирается, предпочитая выводить полученные доходы за рубеж (как отметил эксперт Дмитрий Марунич на сайте «Корреспондент», в 2010–2017 гг. от экспорта ферросплавов на его офшорных счетах оказалось порядка $2,75 млрд, от поставок марганцевой руды с ГОКов — около $125 млн). Поэтому для своих устаревших и чрезвычайно энергоемких предприятий Коломойскому нужна дешевая электроэнергия. Любой ценой. Чтобы продемонстрировать важность для Коломойского дешевой электроэнергии, достаточно привести один факт: в 2018 г. Запорожский и Никопольский ферросплавные заводы потребили 5,2 млрд кВт·ч электроэнергии, и это 10% всего объема потребления электроэнергии промышленностью Украины. А еще Коломойский является совладельцем «Днепроспецстали», где расходы на электроэнергию в себестоимости составляют даже больший удельный вес, чем на ферросплавных заводах. Добавим к этому подконтрольные Коломойскому «Днепроазот», Кременчугский НПЗ, Покровский и Марганецкий ГОКи, другие предприятия. Судя по всему, на предприятия Коломойского приходится каждый пятый кВт·ч, потребляемый украинской промышленностью.
Украинскую экономику отличает высокий показатель энергоемкости ВВП, характеризующий уровень затрат энергоресурсов на единицу произведенного ВВП. По данным Мирового энергетического совета (World Energy Council — WEC), у нас энергоемкость превышает аналогичные показатели большинства европейских стран в 2,5–3 раза, среднее значение стран мира — примерно в 2,2 раза. Понятно, что чем выше энергоемкость, тем ниже эффективность экономики и ее конкурентоспособность на мировом рынке.
«Зеленая» энергетика как раз позволяет несколько исправить сложившуюся ситуацию. А также загрузить смежные высокотехнологичные отрасли, которые производят необходимое оборудование: фотоэлектрические модули, ветровые турбины и т. п. Производят по самым современным технологиям. Одним из примеров является открытый в этом году в Виннице завод по производству фотопанелей для солнечных электростанций. Самый большой в нашей стране подобный завод. Количество же изобретений и полученных на них патентов в области технологий производства энергии из ВИЭ в Украине в последние годы значительно больше, чем в области традиционной энергетики.
Кроме того, «зеленая» энергия несет, по сравнению с традиционной, чистую окружающую среду. А это напрямую влияет на продолжительность и качество жизни людей. Соответственно, и на рост национальной экономики, одним из главных драйверов которого является человеческий потенциал. Всемирная организация здравоохранения отмечает, что ежегодно на Земле от болезней, связанных с последствиями загрязнения воздуха, умирает примерно 7 млн людей. Уровень смертности у нас почти в два раза превышает показатели рождаемости, а по средней продолжительности жизни Украина занимает в Европе последнее место. Потому что промышленность Украины, оставшаяся на уровне середины прошлого века, продолжает уничтожать экологию, а вредные выбросы в атмосферу приводят к высокому уровню заболеваемости и смертности. И это можно наглядно увидеть на примерах тех же Запорожья и Никополя, где расположены ферросплавные заводы.
Снижение «зеленого» тарифа — решение, которое законсервирует технологическую отсталость Украины и никому не нужное «лидерство» в уроне для внешней среды и здоровья людей. Решение, способное погубить перспективную и быстро развивающуюся отрасль отечественной экономики. Стремительный рост которой, по словам руководства страны, жизненно необходим Украине. Посмотрим, как будет по делам, чье мнение окажется более весомым — президента и премьер-министра или главы комитета Рады по энергетике Геруса об удешевлении электроэнергии любой ценой. Если его мнение, то будет дальнейшее падение рейтинга власти — время, когда судят по лозунгам и словам, прошло. Наступило время, когда власть оценивают по действиям.