Что стоит за митингами работников ферросплавных заводов под зданиями «Укрэнерго» и НКРЭУ и как украинскому олигарху удается заставлять государство предоставлять преференции его бизнесу.
Предприятия олигарха Игоря Коломойского блокируют в судах рыночные тарифы на электричество, ссылаясь на якобы угрозу конкурентоспособности украинской металлургии. Но как уверяют эксперты, в таких заявлениях металлургов нет никакой экономической подоплеки, а речь идет лишь о выбивании внерыночных преференций для отдельных предприятий отрасли.
С 1 июля в Украине стартовал рынок электроэнергии. Это подтвердило неизменность «прозападного» курса Украины, в частности — стремления сотрудничать с Евросоюзом, продолжать получать поддержку от МВФ и Мирового банка. Но, судя по всему, Игорь Коломойский решил «торпедировать» эту важнейшую структурную реформу, чтобы добиться льготных тарифов на электроэнергию для своих энергозатратных немодернизированных ферросплавных заводов. При этом для шантажа используются как суды, так и уличные митинги.
Формально основной конфликт происходит вокруг тарифов на передачу электроэнергии и услуги по диспетчеризации ГП «Укрэнерго», которые сейчас определяет государство в лице НКРЭКУ. 27 июня Окружной административный суд Киева (ОАСК) по иску «Никопольского завода ферросплавов» приостановил действие постановлений госрегулятора от 7 июня 2019 года № 954 та № 955, которые определяли тариф на передачу электроэнергии в 347 грн за МВт-час, а диспетчеризацию — 8,9 грн за МВт-час. Свой иск НЗФ обосновывал тем, что из-за указанных постановлений НКРЭКУ стоимость электроэнергии для предприятия стала слишком высокой, что якобы негативно влияет на конкурентные позиции украинской металлургии в мире.
Некий компромисс с металлургами пыталась найти сама НКРЭКУ, которая своим постановлением № 1411 тариф на поставку электроэнергии понизила на 10% — до 312 грн за МВт-час. Но это решение НЗФ не удовлетворило: как заявил гендиректор НЗФ Владимир Куцин, регулятор им «бросил кость», а стоимость электроэнергии фактически осталась на 25% выше, чем на «дорыночном» уровне. 22 июня юристы НЗФ подали в Окружной административный суд Киева иск о неправомерности постановления № 1411.
Тем временем, «Укрэнерго» подало свой встречный иск в ОАСК о разблокировке тарифов на передачу и диспетчеризацию электроэнергии. Прошение было частично удовлетворено 1 августа, но суд решение вынес, мягко говоря, специфическое: для предприятий НЗФ, «Днепроазот», «Марганецкий горно-обогатительный комбинат», «Покровский горно-обогатительный комбинат» и «Запорожский завод ферросплавов» (входящие в неформальную группу «Приват» Игоря Коломойского) будет действовать льготный единый тариф на передачу и диспетчеризацию электроэнергии на уровне 57,4 грн за МВт-час.
Для прочих участников рынка электроэнергии указанный тариф будет составлять упомянутые выше 347 грн за МВт-час и 8,9 грн за МВт-час соответственно. Проще говоря, все остальные украинские предприятия будут платить «за себя и за того парня». Тем парнем является Игорь Коломойский, точнее сказать, пять вышеназванных предприятий, бенефициаром которых он является.
Примечательно, но и этого оказалось мало: представители НЗФ выражают намерение и дальше продолжить тяжбу за еще большее понижение тарифов на электроэнергию.
Тем временем, из-за удовлетворенных Окружным административным судом Киева исков государственное «Укрэнерго» потерпело убытков минимум на 2,4 млрд грн, поскольку компания не могла покупать электроэнергию для компенсации технологических потерь, а также закупать электроэнергию по "зеленому тарифу«(эта функция на нее возложена нормативными документами). Более того — из-за правовых коллизий некоторые участники рынка вовсе не уплачивали стоимость диспетчеризации и поставки электроэнергии напрямую, хотя тарифы в 347 грн за МВт-час и 8,9 грн за МВт-час, по сути, лишь покрывают затраты энергосети на свою работу, подчеркивал глава «Укрэенерго» Всеволод Ковальчук.
Уберечь деньги в рынке
Свои иски металлурги обосновывают следующими доводами. По словам главы правления «Запорожского завода ферросплавов» Павла Кравченко, из-за старта рынка электроэнергии затраты предприятия на энергоресурсы якобы выросли на 22% или до 70 млн грн в месяц, в то время как месячный фонд заработной платы составляет 51 млн грн. Продукция предприятия подорожала на $75 на тонне, в то время как стоимость ферросплавов на мировом рынке падает уже шестой месяц к ряду.
Сейчас предприятие, поставляющее на экспорт половину своей продукции, якобы уже находится на грани отключения печей, жалуется Кравченко. Он также дополняет: для покрытия своих потребностей завод вынужден покупать 12% электроэнергии на сегментах «внутрисуточного рынка» и «рынка на сутки вперед», хотя мог бы покупать всю электроэнергию на рынке прямых договоров, самом выгодном для промышленности. В свою очередь, Куцин говорит, что со стартом рынка электроэнергии затраты НЗФ на энергоесурсы достигли 122 млн грн в месяц, в то время как месячный фонд зарплаты составляет 100 млн грн.
Согласно данным Госстата, промышленность потребляет больше всего электроэнергии в стране — 21% от 148,3 млрд кВт-часов общего отпуска в 2018 году. При этом больше всего ее использовали заводы в Днепропетровской области — 25,8%, и Запорожской — 9,9%. Но энергозатраты держатся на настолько высоком уровне лишь потому, что Игорь Коломойский вывел в оффшоры миллиарды долларов, вместо того чтобы инвестировать их в модернизацию ферросплавных заводов, уверят сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.
По его словам, с 2010 по 2017 годы от продажи базовых ферросплавов за рубеж на офшорных счетах Коломойского осело около $2,75 млрд. От поставок марганцевой руды за рубеж — около $125 млн. А с 2010 по 2017 годы только от продажи руды с зарубежных активов «Привата» своим же ферросплавным предприятиям на офшорных счетах Коломойского осело более $1,1 млрд. Собственно, простимулировать энергомодернизацию металлургических заводов было одной из непрямых задач запуска рынка электроэнергии, уверяет руководитель аналитического департамента Concorde Capital Александр Паращий. «Нельзя каким-либо административными методами стимулировать собственников предприятий к модернизации. Это нужно делать лишь экономическими методами», — подчеркивает эксперт.
Впрочем, даже сейчас производители ферросплавов находятся в достаточно стабильном положении, чтобы оплачивать электричество по полностью рыночным тарифам, считает член комитета Верховной Рады Украины по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Артур Мартовицкий. «ЗЗФ, НЗФ и „Днепроазот“ — финансово успешные частные предприятия, получающие большую прибыль. Существенная часть производимой ими продукции экспортируется, следовательно, они имеют стабильно поступающую валютную выручку. На мой взгляд, они в состоянии оплачивать тарифы на передачу электроэнергии» — заявил Мартовицкий.
Действительно, согласно официальной отчетности, предприятия Коломойского — высокоприбыльны. По результатам 2017 года чистая прибыль НЗФ составила 2,67 млрд грн, чистая прибыль ЗЗФ — 1,65 млрд грн, чистая прибыль «Днепроазота» — 533 млн грн. Доналоговая прибыль НЗФ в 2018 году составила 3,27 млрд грн.
Тем более странными выглядят эти протесты, что через два-три месяца стоимость электроэнергии упадет ниже прошлогодней, уверяет преподаватель макроэкономики бизнес-школы «МИМ Киев» Михаил Кухар. Сводные данные ГП «Оператор рынка», пусть и косвенно, но указывают, что металлурги-ферросплавщики просто не хотят играть по правилам рынка. В частности, как гласит отчет госпредприятия, за июль 2019 года доля электроэнергии, которая продавалась на рынках «сутки вперед» и «внутрисуточном» сегменте, упала от 40-45% в начале месяца до 30-37% в конце месяца. При этом общая стоимость проданной в этих сегментах электроэнергии составила лишь 8,8 млрд грн. Прочие 63-70% продавались в секторе рынка прямых договоров.
Игра касок
Впрочем свои позиции металлурги-ферросплавщики пытаются укрепить и чисто политическим путем. В частности, 31 июля, когда шло рассмотрение иска «Укрэнерго» в Окружном административном суде Киева, к зданию этого суда организовано доставили несколько сотен рабочих ферросплавных заводов на фейковый протест. Участникам мероприятия, как писали СМИ, выдавали по 600 гривен, организаторы мероприятия готовились даже к многодневным «протестам», но суд принял выгодное для ферросплавщиков решение.
Работники ферросплавных заводов на митинге под «Укрэнерго» 31 июля 2019 года. Фото: nikopolnews
Подобное Коломойский провернул в 2012 году, когда требовал от правительства Азарова льготных цен на электроэнергию. Тогда не менее полутысячи работников заводов Коломойского ходили под НКРЭКУ и «Укрэнерго», как на работу. Работа эта заключается в стуке касками и демонстрации душещипательных лозунгов, пробивающих слезу у тех, кто не знаком с истинной причиной проведения митинга.
Как видно, ферросплавщики не собираются останавливаться на достигнутом, что может обернуться серьезными проблемами в экономике, уверяют эксперты. В частности, как подчеркивает Сергей Фурса, кейс с требованиями ферросплавщиков Коломойского — это типичный пример коррупции в Украине и типичный пример использования политического влияния для получения прибыли. Тем более, что преференции отдельным частным предприятиям являются по сути государственной помощью, что должно регулироваться только нормами Европейского Союза, утверждает исполнительный директор Центра экономической стратегии Глеб Вышлинский.
«Я не исключаю, что в нас из-за этого могут быть проблемы с МВФ, поскольку это все не отвечает тем подходам к экономической политике, которые поддерживает Фонд», — предупреждает эксперт.
Кроме возможных проблем с основным кредитором, Украина рискует получить и нестабильность на рынке энергетики, поскольку привилегии одним участникам лишают рынок экономического смысла в принципе, говорит координатор жилищно-коммунальных и энергетических программ Гражданской сети «Опора» Татьяна Бойко. Тем более, что потребителей электроэнергии в Украине, по данным Государственной службы статистики, 533,3 тысяч единиц.
Политолог Кирилл Сазонов уверен, что действия Коломойского даже в политическом плане подчиняются лишь логике повышения рентабельности его ферросплавной монополии. По мнению Сазонова, ради этого олигарх готов поставить под угрозу и развитие «альтернативной» энергетики: напомним, что в рамках рынка ГП «Укрэнерго» обязано выкупать электричество, отпущенное по «зеленому тарифу». Соответственно, низкие тарифы на услуги будут означать неспособность государственного оператора энергорынка выполнять свои обязательства перед «зелеными энергоустановками», доля которых, по данным Госстата, занимает более 25% от общего числа электростанций.
«Привет президенту»
Впрочем, мотивы действий Коломойского могут оказаться гораздо глубже, уверяет политолог Петр Олещук. По его словам, президент Владимир Зеленский настроен сохранить «прозападный» курс, который исключает компромиссы и привилегии олигархическим группам, на что указывают в частности кандидатуры будущего премьера. Но такой порядок вещей не устраивает Коломойского, что делает неминуемым конфликт олигарха и президента. «Ферросплавный антимайдан — это „первая ласточка“ и „последнее предупреждение“, после которого могут пойти более жесткие контрмеры, например, информационного характера, с привлечением всех медиаресурсов», — считает Олещук.