Если такие люди, как Юрий Атаманюк, начнут в общественном сознании ассоциироваться с президентом, в нем самом вскоре перестанут видеть «новое лицо», — предупреждает политолог Кирилл Молчанов.
Между первым и вторым туром президентских выборов в Украине у Владимира Зеленского заявили о радикальной трансформации, которая ожидает силовые структуры страны — Генпрокуратуру, СБУ, Государственную фискальную службу. Александр Данилюк, ныне возглавляющий СНБО Украины, озвучил намерение идущей во власть команды «искоренить полностью этот вирус коррупции и старых подходов, который там находится вместе с людьми, и запустить эти структуры заново». Однако то, как это делается сейчас, после смены власти, а главное — с привлечением каких персон, дает не слишком большой повод для оптимизма. В условиях дефицита профессионалов у президента явно пошли по пути реализации формулы: новое — это хорошо забытое старое. Причем старое, собранное из фигур, за которыми тянется шлейф криминальной и полукриминальной деятельности.
Ситуация с назначением советников Ивана Баканова, фактического руководителя Службы безопасности Украины, в этом смысле особенно показательна. Вокруг него собираются люди, способные дискредитировать новую власть с той же скоростью, с какой карточный шулер вытаскивает из колоды туза. Например, нынешний советник Николай Герасименко прославился своим участием в контрабандных схемах, к которым были причастны братья Балоги. Помощница Тамара Момотенко — фактически подельница тех, кто разворовывал «Укроборонпром», в том числе Свинарчука-младшего.
Это можно назвать «цветочками». Потому что есть еще и «ягодки». Одна из них (вернее, один) — Юрий Атаманюк. Бывший замглавы налоговой милиции, виртуоз самых грязных схем, прозванный за свои умения «заднеприводным атаманом».
Программа «Наші гроші» обнаружила у него шикарное имение площадью 600 кв м в селе Романков — рядом с домом экс-министра внутренних дел Виталия Захарченко. А кроме того, ряд объектов в элитном комплексе и дорогих иномарок. Состояние этого «скромного чиновника» оценивают примерно в $50 млн. Он начал его сколачивать, перепродавая автомобили со штрафплощадок. Потом перешел к более солидному «бизнесу» — стал «крышей» для производителей теневого алкоголя. Под контролем его группировки находились почти все украинские спиртзаводы. Полгривны с каждой произведенной «левой» бутылки — таковы была формула «отката», получаемого людьми Атаманюка.
Дальше — больше. Вместе с одиозным генералом Андреем Головачом по прозвищу «Кефирчик» Атаманюк организовал сеть центров по обналичке для Александра Клименко, министра доходов и сборов при Януковиче. Он же консультировал Клименко по поводу выведения средств в офшоры. По информации ГПУ, из-за внедрения указанных схем госбюджет недосчитался 3,1 млрд грн. В кулуарах же говорят, что бывший глава «минсдоха» вывел на счета связанных лиц порядка 10 млрд грн. Атаманюк за такие «достижения» был награжден орденом «За заслуги 3 степени».
Уже после Революции достоинства этот персонаж успел приложить свой изворотливый ум к созданию схемы для «ореховой мафии». Она был проста и эффективна: таможенникам платили $20 тыс. за каждый контейнер с орехами, отправляемый на экспорт.
В апреле 2015-го Антонюка уволили по закону о люстрации. На всякий случай он оформил себе гражданство Кипра и стал вице-президентом Ассоциации налогоплательщиков Украины. В прошлом году он всячески демонстрировал преданность Юлии Тимошенко. Однако исход президентских выборов вынудил его переориентировать свои усилия на победителей.
По мнению политолога Кирилла Молчанова, президенту и его команде следует быть предельно внимательными и осторожными, назначая не только первых лиц ведомств, но и замов и советников. Скрупулезно изучать биографии и «заслуги» претендентов на любую государственную должность. Иначе власть может быть скомпрометирована.
— Будет трудно объяснить украинцам, что подобное случилось по недосмотру, — говорит политолог. — Все будут видеть в этом сознательную попытку выстроить систему власти с привлечением одиозных фигур из прошлого. Это может сыграть с Владимиром Зеленским злую шутку. Если такие люди, как Атаманюк, начнут в общественном сознании ассоциироваться с президентом, в нем самом вскоре перестанут видеть «новое лицо», запрос на которое, в сущности, и позволил стать ему главой государства.